Автор: Nefertari›
« : 10/10/2017, 00:33:17 »Цитировать
Рискуя показаться назойливым (хотя чего там, давно уже), замечу, что такие аналогии с "заземлением" - путь в никуда: потому что люди - изначально в зримом облике, и изначально падшие, ущербные, по Толкину - вернее, по одной, основной его версии.
Термин «заземление» не случайно был взят в кавычки. Однако вместо пространных объяснений лучше привести цитату из Толкина:
«Я обратил внимание на ваши замечания о Сауроне. Он, будучи повержен, неизменно развоплощался. Теория, если возможно использовать термин столь громкий применительно к данной истории, сводится к тому, что он был духом, правда, из меньших, но все же «ангельской» природы. Согласно соответствующим мифологическим представлениям, это означало, что, даже будучи, разумеется, сотворенным, он принадлежал к роду разумных существ, созданных раньше материального мира, которым было дозволено в меру своих сил содействовать в его созидании. Те, что оказались наиболее вовлечены в это произведение Искусства, каковым мир был сперва, настолько им пленились, что, когда Создатель сделал его реальным… они пожелали вступить в него с самого начала его «осуществления».
Им это было разрешено, и величайшие среди них стали аналогами «богов» традиционных мифологий; но с условием, что они останутся «внутри», пока не завершится Повествование.
Таким образом, они пребывали в мире, но не принадлежали к числу тех, чья природная суть — иметь материальное воплощение. При желании они «самовоплощались»; но их воплощенные формы скорее уподоблялись нашим одеждам, нежели нашим телам, разве что больше, нежели одежда, выражали собою их желания, настроения, волю и функции.
Знание Повествования на момент его сочинения, еще до осуществления, дало им некоторую меру предвидения; объем его заметно разнился, от почти полного знания помыслов Творца в этом деле, каковым обладал Манвэ, «Старший Король», до знания меньших духов, которые, возможно, интересовались лишь второстепенными явлениями (как, например, деревья или птицы). Некоторые примкнули к таким главным художникам и узнавали о мире главным образом косвенно, через постижение сознания своих владык…
Именно потому, что Дети Господни настолько их занимали, духи столь часто принимали обличие и подобие Детей, особенно после их прихода. Вот почему Саурон являлся в этом облике.
В мифологии подразумевается, что, когда облик «настоящий», то есть физическая реальность в физическом же мире, а не образ, передаваемый от разума к разуму, на создание его требуется некоторое время. И тогда он оказывается подвержен разрушению, как прочие материальные организмы. Но дух, конечно же, при этом не уничтожается — и не покидает мира, с которым связан вплоть до самого конца.
После битвы с Гильгаладом и Элендилем Саурону потребовалось немало времени на «воссоздание», дольше, нежели после Низвержения Нуменора (потому, полагаю, что каждое «восстановление» использовало часть внутренней энергии духа, которую можно назвать «волей» или действенным связующим звеном между неуничтожимым разумом и существом и воплощением его представлений). Невозможность «воссоздания» после уничтожения Кольца достаточно очевидна с «мифологической» точки зрения в самой книге».
(№ 200 из письма к майору Р. Боуэну 25 июня 1957)
Что касается изначальной «падшести» людей, то у Толкина я такой версии не помню. Да и странно было бы для христианина выводить людей как существ, падших с самого начала.
Тема Детей была введена Эру на этапе Третьей Музыки, как противовес теме Мелькора. Люди здесь по умолчанию не могут быть падшими. Потому что их предназначение - противостояние силам зла вместе с эльфами. Более того, именно им было изначально предначертано стать в итоге демиургами, подобными валар:
«Люди (Пришедшие Следом, или Вторая раса) пришли вторыми, но предполагалось, что в изначальном замысле Бога им было предназначено, пройдя обучение, принять на себя власть над всей Землей и, в конце концов, стать валар, дабы «обогатить Небеса»»
(Речи Финрода и Андрет, комментарии)
Что касается самих «падений», то у Толкина они, конечно, были (в письме № 131 он делает на этом акцент), и их описывается несколько: первое – это падение Мелькора, второе – падение эльфов, и только в третьем случае описывается падение людей. С точки зрения «чистоты мифа» первое падение людей сомнительно (и это вообще отдельный вопрос), но всё же никто в мифологии Арды не создавался изначально падшим, даже Мелькор.