IMHO, произведение искусства в редких случаях может быть "транслировано" в другой вид искусства. Некоторые пьесы превосходно читаются (а большинство - нет), однако это совсем не то, что мы видим на сцене. Серия "Руанский собор" Клода Моне - прекрасный образчик импрессионизма, однако вызывают иные чувства, нежели сам собор в реальности (или на фотографии). Даже театр и кино порой получают кардинально разные результаты (иногда - удачные в обоих случаях), хотя принципы их (особенно если брать не последние достижения киноиндустрии, а более ранние произведения) весьма сходны. Литература же и кино - используют и вовсе разные выразительные средства, воспринимаются человеком через разные системы чувств (надеюсь, мне не поставят на вид тот факт, что человек использует зрение, читая...
). Таким образом, буквальная экранизация произведений Профессора с учетом их специфики выглядит невозможной, а вольная интерпретация - неэтичной и имеющей косвенное отношение к написанному.
Если у кого-то из режиссеров вновь возникнет мысль показать на экране мир Средиземья, пусть попробует создать собственный сценарий на эту тему. Пусть выберет такой эпизод, где оказалось бы возможным соблюсти все, что написано Толкиным, а прочее - создаст сам, стараясь не противоречить духу текста. Но для того, чтобы такое произведение было интересным, зрелищным, органичным, - надо и впрямь обладать немалым талантом. В конце концов, Толкин не был драматургом и уж во всяком случае не писал "под экранизацию". Никто ведь не пытается экранизировать "Критику чистого разума" Иммануила Канта!
Можно, если какой-нибудь очень серьёзный режиссёр, как и Толкин, на это потратит свою жизнь.
...а не будет заниматься чем-то средним между плагиатом и пародией...
В истории есть удачные примеры. Возьмем пьесы Шварца - некоторые из них созданы на основе классических сказок (Г.-Х. Андерсен, Ш.Перро). Но это произведения, не паразитирующие на таланте предшественников, а создающие сюжет заново. В отличии от многих экранизаций, которых просто не было бы, не будь литературных произведений. Я не буду поливать грязью ПДжея, но кем он был до экранизации? Автором нескольких чернушных фильмов второго сорта? А у Шварца были и "Обыкновенное чудо", и "Дракон"... И Акимов славен не только постановками пьес Шварца... И Кошеверова с Захаровым не только экранизацией Шварца занимались...