Автор: posadnik›
« : 01/09/2014, 09:26:03 »Хорошая научная фантастика - оксюморон.
Потому что фантастика - художественный прием принятый в литературе.
Но НФ как бренд, как прием, как список авторов - результат вполне дилетантской попытки пропагандировать достижения науки XX века, точно так же как "Янки при дворе короля Артура" и книги Жюля Верна рекламировали достижения науки и техники 19-го.
Успех же таковой во многом связан с одним довольно интересным психологическим моментом.
Инженер - человек, которого специально обучили р е ш а т ь з а д а ч и.
Фантастика в том пуле "классической НФ", что мы знаем - написана как раз о том. как герои "решают задачу". И это не только Немцов - это и Сапарин, и Биленкин, и ранние Стругацкие, и Ефремов, и Другаль, и Балабуха... Азимов, Кларк, Ван Вогт, и иже с ними.
Кстати, Михаил Анчаров именно это свойство "научной фантастики" и упоминал, когда говорил почему он тоже взял да и отстрелялся в области фантастики.
Собственно, снова и снова могу повторить: это свойство появилось не в последнюю очередь потому, что фантастика была литературным аматерством инженеров и ученых. Что элементарно подтверждается чтением любых святцев НФ.
А теперь сообщите мне, плз: что, у нас еще продолжается триумфальное шествие науки и техники XX века? А в науку и технику приходят тысячи РАЗНОСТОРОННЕ подготовленных специалистов?
Ну, и в обсуждении популярности НФ все старательно обходят следующее: как на развлекательных сайтах есть стопроцентный рецепт популярности публикации - "кошки или сиськи", так и здесь - люди, обученные решать задачи, читают про то, как люди решают задачи. Между тем, в национальной памяти остается только та НФ, которая каким-то краешком вылезала в мэйнстрим - хоть "Час Быка", хоть "Сказка о Тройке", хоть Пелевин.
Получается проблема. Литература в стиле "научная фантастика" должна определяться либо как хорошая литература, либо как фантастика - и при этом у нее будут принципиально разные аудитории, оценивающие ее как хорошую, и любимые нямки друг друга они будут в лучшем случае терпеть.
Потому что фантастика - художественный прием принятый в литературе.
Но НФ как бренд, как прием, как список авторов - результат вполне дилетантской попытки пропагандировать достижения науки XX века, точно так же как "Янки при дворе короля Артура" и книги Жюля Верна рекламировали достижения науки и техники 19-го.
Успех же таковой во многом связан с одним довольно интересным психологическим моментом.
Инженер - человек, которого специально обучили р е ш а т ь з а д а ч и.
Фантастика в том пуле "классической НФ", что мы знаем - написана как раз о том. как герои "решают задачу". И это не только Немцов - это и Сапарин, и Биленкин, и ранние Стругацкие, и Ефремов, и Другаль, и Балабуха... Азимов, Кларк, Ван Вогт, и иже с ними.
Кстати, Михаил Анчаров именно это свойство "научной фантастики" и упоминал, когда говорил почему он тоже взял да и отстрелялся в области фантастики.
Собственно, снова и снова могу повторить: это свойство появилось не в последнюю очередь потому, что фантастика была литературным аматерством инженеров и ученых. Что элементарно подтверждается чтением любых святцев НФ.
А теперь сообщите мне, плз: что, у нас еще продолжается триумфальное шествие науки и техники XX века? А в науку и технику приходят тысячи РАЗНОСТОРОННЕ подготовленных специалистов?
Ну, и в обсуждении популярности НФ все старательно обходят следующее: как на развлекательных сайтах есть стопроцентный рецепт популярности публикации - "кошки или сиськи", так и здесь - люди, обученные решать задачи, читают про то, как люди решают задачи. Между тем, в национальной памяти остается только та НФ, которая каким-то краешком вылезала в мэйнстрим - хоть "Час Быка", хоть "Сказка о Тройке", хоть Пелевин.
Получается проблема. Литература в стиле "научная фантастика" должна определяться либо как хорошая литература, либо как фантастика - и при этом у нее будут принципиально разные аудитории, оценивающие ее как хорошую, и любимые нямки друг друга они будут в лучшем случае терпеть.