Автор: Adenis›
« : 21/04/2022, 16:06:19 »Полагаю, непонимание коренится не собственно в текстах Толки(е)на, но глубже, в источниках и мотивах Т. От Т., как от эльфоцентричного, "эльфийского", т.е. языческого писателя (в противоположность христианскому писателю) не стоит требовать того, чего в языческих текстах быть не может.
Предвидя возмущение, напомню, что внутренний автор у Т. всегда либо эльф, либо эльфоцентрист. Эльфы - язычники по сути своей природы: они привязаны к этому миру, не могут выйти из него технически. Толкин был бы рад, возможно, стать христианским писателем, но это невозможно в сеттинге эльфийского Средиземья, равно как и Амана. Во Властелине Колец есть множество отсылок к христианству, но всё равно - книга эльфоцентрична, Фродо работает в интересах эльфов и молится их богам-ангелам, запертым в Эа (т.е. падшим на Землю).
Эльфы - "добрые язычники". Они служат своим богам, коих видят и знают (валар). Некоторые сами хотят стать на уровень богов, как Феанор. Но валар - это земные боги, точно так же запертые внутри Эа, как и их слуги-эльфы. Языческие боги-стихии к Отцу Небесному имеют опосредованное отношение, равно как и все прочие сущие в этом мире. Смертные ближе к Отцу Небесному (сам Толкин это подчеркивает).
То, что Т. написал языческую книгу, с эльфийским взглядом на историю Средиземья/Арды, не означает полного отсутствия вкраплений христианских мотивов. Ничего плохого в собственно язычестве нет, К.С.Льюис много раз повторял, что "сначала хорошо бы стать добрым язычником, а потом уже - христианином." Это просто факт, а не некое обвинение. Льюис написал же "Письма Баламута/Скрутейпа"? Это диаволоцентричное произведение? Да.
У Т. эльфы-язычники описаны очень, скажем так, "мягко". Их муки в Мандосе не описаны, или показаны вкользь, вроде мануфактуры гобеленов.
Источник
Предвидя возмущение, напомню, что внутренний автор у Т. всегда либо эльф, либо эльфоцентрист. Эльфы - язычники по сути своей природы: они привязаны к этому миру, не могут выйти из него технически. Толкин был бы рад, возможно, стать христианским писателем, но это невозможно в сеттинге эльфийского Средиземья, равно как и Амана. Во Властелине Колец есть множество отсылок к христианству, но всё равно - книга эльфоцентрична, Фродо работает в интересах эльфов и молится их богам-ангелам, запертым в Эа (т.е. падшим на Землю).
Цитата: А.И.Осипов
первое главнейшее отличие христианства от язычества – в различном понимании смысла человеч. жизни. Для язычества весь смысл здесь, в этой земной жизни. Это безумие – цепляться за мыльный пузырь, который м. сейчас, в любой момент лопнуть – и лопается на наших глазах! Наша жизнь – это действительно мыльный пузырь. Не м.быть смысла жизни в том, что лопается в любой момент. Это ли не безумие?
Христианство же видит смысл жизни видит в вечной жизни – непрекращающейся, в жизни с Тем, Кто сам вечен и бесконечен – в жизни с Богом.
Эльфы - "добрые язычники". Они служат своим богам, коих видят и знают (валар). Некоторые сами хотят стать на уровень богов, как Феанор. Но валар - это земные боги, точно так же запертые внутри Эа, как и их слуги-эльфы. Языческие боги-стихии к Отцу Небесному имеют опосредованное отношение, равно как и все прочие сущие в этом мире. Смертные ближе к Отцу Небесному (сам Толкин это подчеркивает).
То, что Т. написал языческую книгу, с эльфийским взглядом на историю Средиземья/Арды, не означает полного отсутствия вкраплений христианских мотивов. Ничего плохого в собственно язычестве нет, К.С.Льюис много раз повторял, что "сначала хорошо бы стать добрым язычником, а потом уже - христианином." Это просто факт, а не некое обвинение. Льюис написал же "Письма Баламута/Скрутейпа"? Это диаволоцентричное произведение? Да.
Цитата: А.И.Осипов
Чем характеризуется язычество? – Это великолепно показано в искушениях Христа. Язычество нам предлагает – «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская», как сказал Иоанн Богослов. Авва Дорофей – еще более ярко выразил – три «С» - сластолюбие, славолюбие, сребролюбие.Эльфы - гедонисты. Они не стремятся к Богу (=Небесному Отцу) в Средиземье. Не стремятся к нему в Валиноре. Эльфы не совершают моральных подвигов, спасая падших смертных людей, напротив, избегают их. Эльфам хорошо здесь и сейчас, у них есть всё, что нужно для счастья, они стяжают богатства, постигают технологии и науки, учась у валар и самостоятельно, или же, напротив, наслаждаются дикой природой в лесах. Это язычество. Жизнь в этом мире, ради этого мира, удовольствие здесь и сейчас.
Вот что такое язычество. Или одним словом – гедония. Смысл жизни – гедонистический, стремление к наслаждению, здесь и только здесь.
Первое и главнейшее отличие христианства от язычества: Ап. Павел – не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем.
Т.е.мы здесь в гостинице, а точнее – в больнице. Мы здесь в путешествии, но не дома. И безумен тот, кто шалаш принимает за дом, и все силы отдает на этот шалаш, забыв о доме.
У Т. эльфы-язычники описаны очень, скажем так, "мягко". Их муки в Мандосе не описаны, или показаны вкользь, вроде мануфактуры гобеленов.
Цитата: А.И.Осипов
христианин отличается тем от языч., что видит это язычество и противостоит ему, он борется с ним, как с болезнью. А для язычества это не болезнь, а цель стремления – богатство, слава, наслаждение – это цель. А христианство говорит – что это страсть, которая тебе здесь уже поставит подножку, что потом и веревку на шею повесит. А когда душа освобождается от тела, то страсти в тысячи раз сильнее начинают в ней действовать. Здесь я могу отвлечься, время чем-то занять – а там страсти не находят себе пищи, ибо там пищи нет.Суммируя, для меня, как для способного читать и сравнивать, посылки и мотивы Толкина, написавшего "Сильмариллион" от имени эльфа-язычника, вполне ясны.
Источник