Тэк-с. Приводить цитаты буду по Рахмановой и ГриГру, но постараюсь извлечь все, что есть. =)
Итак, "Хоббит":
1. В главе первой упоминаются несколько раз драконы и рудники Мории (у Рахмановой - Морайи). Однозначно как принадлежащие Сильму эти явления, понятно, опознаны быть не могут, но, насколько я помню, впервые упоминаются именно там.
2.В главе второй фигурируют, как все помнят, тролли, хотя это тролли уже явно не без Сауронова влияния... кроме того, про троллей в Сильме я отчетливо помню только в связи с Хурином и последним боем людей Дор-Ломина.
3.
Еще там имелись мечи - самой разной выделки, формы и длины. Два из них сразу бросались в глаза благодаря своим красивым ножнам и рукоятям, усыпанным драгоценностями.
- Сразу видно - клинки отличные, - сказал чародей, наполовину вытаскивая мечи из ножен и с любопытством разглядывая их. - Их ковали не тролли и не люди из здешних краев, и сделаны они не в наше время. Когда разберем руны, узнаем о них больше.
Элронд в совершенстве знал руны. За день до отъезда он осмотрел мечи, найденные в логовище троллей, и сказал:
- Их ковали не тролли. Мечи старинные, работы древних великих эльфов, с которыми я в родстве. Мечи делали в Гондолине для войны с гоблинами. Должно быть, они застряли в сокровищнице какого-нибудь дракона или стали добычей гоблинов - ведь драконы и гоблины разрушили город Гондолин много веков назад. Этот меч - знаменитое оружие, Торин, на языке рун он именуется Оркрист, что в переводе на гондолинский означает Сокрушитель Гоблинов. А этот меч, Гэндальф, зовется Глемдринг - Молотящий Врагов, - некогда его носил король Гондолина. Берегите их!
- Интересно, как они попали к троллям? - проговорил Торин, с любопытством разглядывая свой меч.
- Наверное сказать нельзя, - ответил Элронд, - но можно догадаться, что ваши тролли ограбили других грабителей или раскопали остатки чужих трофеев, припрятанных где-то в горах.
...И потом, как он объяснит вот это? - Тут гоблин показал меч Торина - меч из логовища троллей.
Верховный Гоблин бросил взгляд на меч и испустил леденящий душу вой ярости и злобы, и все воины заскрежетали зубами, загрохотали щитами и затопали ногами. Они сразу признали этот меч. В свое время, когда светлые эльфы Гондолина теснили гоблинов и сражались с ними под стенами своего города, этот меч убил сотни гоблинов. Эльфы называли его Оркрист или Сокрушитель Гоблинов, но сами гоблины прозвали его просто Кусач. Они ненавидели его и еще больше тех, в чьих руках он находился.
- Убийцы гоблинов и друзья эльфов! - завопил Верховный Гоблин. - Рубите их! Хлещите их! Кусайте их! Грызите их! Бросить их в ямы со змеями, чтоб не видели они больше дневного света!
Сюда же относится несколько фрагментов о том, что дальше сталось с мечами, но это нас уже не столь пристально интересует. Как видно, помимо самих мечей упоминаются Гонндолин и его падение, Тургон ("король Гондолина"), драконы, тут уж определенно из П.Э., Элронд, о котором стоит сказать отдельно. =) Ну, что до гоблинов, они же орки в ВК и Сильме, то они, кажется, за исключением Саруманова эксперимента всю дорогу были плюс-минус одинаковыми, так что вряд ли стоит заострять внимание на упоминании орков П.Э. В общем, из этого следует разве что то, что они были уже тогда и уже тогда воевали с эльфами. Про эльфов, в общем-то, в связи с этими отрывками можно сказать то же самое, правда, стоит отметить, что эпитетами подчеркивается "величие" эльфов древности, что, очевидно, несколько отодвигает их от тех беззаботных существ, которые что-то поют в Ривенделле на момент прихода Торина и Ко.
Гондолин поминается в "Хоббите", к слову, весьма часто. В связи с мечом Бильбо, например.
4. Что касается Элронда...
Хозяин дома Элронд был друг эльфов и предводитель тех людей, у которых в предках числились эльфы и открыватели севера.
Он был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун, величествен, как король гномов, и добр, как нежаркое лето. Дом Элронда был само совершенство: там было хорошо всем - и тем, кто любит поесть и поспать, и тем, кто любит трудиться, и кто любит слушать или рассказывать истории, петь или просто сидеть и думать, и тем, кому нравится все понемножку.
Злу не было места в долине.
Торин задумался над его словами.
- Я буду беречь его как зеницу ока, - сказал он. - Да сокрушит он гоблинов, как встарь!
- Вашему пожеланию, возможно, суждено сбыться, едва вы очутитесь в горах, - заметил Элронд. - Теперь покажите карту!
Он развернул ее и долго разглядывал, качая головой. Элронд не очень одобрительно относился к гномам - вернее, не очень одобрял их любовь к золоту, - но он ненавидел драконов, их жестокость и коварство. С сожалением он вспоминал веселые колокола города Дейла, так как видел потом его развалины и опаленные берега реки Быстротечной. На карту падал свет широкого серебряного месяца. Элронд поднял карту кверху и посмотрел на просвет.
- Что это? - воскликнул он. - За простыми рунами, говорящими: "Пять футов двери вышиною, пройти там трое могут в ряд", - проступают лунные буквы!
- Что за лунные буквы? - Хоббит не мог долее сдерживаться. Я уже говорил, как ему нравились карты. Еще ему нравились руны и вообще всякие необычные буквы и почерки. У самого у него почерк был не ахти какой.
- Лунные буквы - те же руны, но обычно они не видны, - ответил Элронд. - Их разглядишь только в лунные ночи, когда луна светит на них сзади, а есть такие хитрые лунные буквы, что видны только при той фазе луны, в которой их начертали. Их изобрели гномы и писали серебряными перьями. Эти надписи, очевидно, сделаны в такую, как сегодня, ночь - в канун Иванова дня.
- Что они означают? - спросили Гэндальф и Торин одновременно, немного раздосадованные тем, что Элронд обнаружил такую вещь первым, хотя и то сказать: до сих пор такого случая не представлялось.
- "Стань в Дьюрин день у серого камня, когда прострекочет дрозд, - прочел Элронд, - и заходящее солнце бросит последний луч на дверную скважину".
- Дьюрин, ну как же! - промолвил Торин. - Он был старейшим из старейшин древнего рода гномов Длиннобородых и моим самым первым предком. Я - потомок Дьюрина.
- Что же такое Дьюрин день? - поинтересовался Элронд.
- Как всем должно быть известно, мы называем Дьюриным тот день, когда последняя осенняя луна и солнце стоят в небе одновременно. Боюсь, что нам это знание не очень-то поможет, так как в наше время утрачено умение вычислять, когда же наступит такой день.
Потом эльфы выступили из-за деревьев, поздоровались и провели Бильбо с волшебником через мост к дому Элронда. Там путников приняли радушно и попросили рассказать об их приключениях. Рассказывал Гэндальф, так как сонный Бильбо помалкивал. В большинстве приключений он участвовал сам, и он-то и сообщил волшебнику многое, пока они ехали. Но время от времени, услыхав что-нибудь новое, Бильбо открывал глаза и прислушивался.
Так он узнал, почему Гэндальф отсутствовал: он принимал участие в большом совете добрых волшебников, занимающихся белой магией и в этой области весьма сведущих. Им наконец удалось выгнать Некроманта из его мрачного пристанища на южной окраине Черного Леса.
- Отныне, - добавил Гэндальф, - лес сделается менее опасным, а Север надолго освободится от его злой власти. Но было бы спокойнее, если б его совсем изгнали из мира, в котором мы живем.
- Лучшего и желать нельзя, - подтвердил Элронд, - но боюсь, что произойдет это еще не в наше время, да и вообще не скоро.
Здесь можно видеть несколько очень любопытных моментов касательно расовой принадлежности и, очевидно, древности самого Элронда, а также осведомленности его в разных вопросах и причастности к разным делам, вроде выдворения из Сумеречья Некроманта-Саурона. =) Тут он позиционируется достаточно явно как
слушатель рассказа Гэндальфа о последней операции.
Кроме того, тут поминается Дьюрин-Дурин (он же Дурин Бессмертный, он же Дарин у ГриГру) в связи с надписью к карте. Это, безусловно, персонаж из легенд Сильмариллиона, хотя еще неизвестно, где о нем в итоге больше написано: в Сильме или вне его.
Апдэйт. Еще одна интересная фраза:
Даже продуманные планы мудрых чародеев вроде Гэндальфа и добрых людей вроде Элронда могут провалиться, когда совершаешь опасное путешествие по Дикому Краю.
5. При появлении у Беорна Гэндальф упоминает Радагаста. Он, правда, может нас интересовать лишь постольку, поскольку нас интересует содержание Сильма, касающееся времен после П.Э., но тем не менее.
- Я волшебник, - продолжал Гэндальф. - Разумеется, я о вас слышал. Вы не знаете меня, но, может быть, знаете моего кузена Радагаста? Он живет близ южной границы Черного Леса.
- Как же, славный малый, хоть и волшебник. Одно время я с ним часто виделся. Ладно, теперь я знаю, кто вы или за кого себя выдаете. Что вам надо?
Мне понравились 3 момента: про "кузена", про "южную границу" (что интересно, учитывая то, что вообще там находилось) и про "часто виделся".
6. На мой взгляд, весьма важный кусок - кое-что о классификации эльфов.
Да, разумеется, пирующие были лесными эльфами. Существа они были не злые, но с недоверием относились к чужим и всегда соблюдали крайнюю осторожность. Они были не так мудры, как высшие эльфы, но тоже умели искусно колдовать и были более коварны. Ведь большинство из них, в том числе их родственники с гор и холмов, происходили от древних племен, не посещавших славного Волшебного царства. А вот солнечные эльфы, морские эльфы и подземные эльфы жили и воспитывались в том царстве годами, становясь все прекраснее, мудрее и ученее, и потом, возвратившись в Большой Мир, свое колдовское искусство употребляли на создание невиданной красоты. Лесные эльфы иногда появлялись в сумерках, в промежутках между заходом солнца и восходом луны, но предпочитали ночь и звезды. Они бродили по густым лесам, каких в наше время совсем не осталось. Селились они на краю леса, откуда проще выезжать в поля на охоту, скакать верхом или просто бегать на просторе при лунном или звездном свете. После прихода людей они еще больше пристрастились к сумеркам и мраку. Но все-таки они оставались эльфами, а эльфы - Добрый Народ.
"Славное Волшебное царство" - совершенно очаровательное наименование для Валинора. =) Ну, солнечных эльфов, я, конечно, соотнести с кем-нибудь напрямую не берусь (разве что ваниар?), но остальные-то угадываются...
7. Кусок, который явственно намекает на Тингола:
В старину у эльфов даже случались войны с гномами, которых они обвиняли в краже эльфовских сокровищ. Справедливость требует сказать, что гномы объясняли это по-иному - они, мол, взяли то, что им принадлежало. Король эльфов когда-то заказал им драгоценные украшения, дав для этого золото и серебро, а потом отказался платить за работу. И тогда гномы, не получив платы, оставили украшения у себя. У могущественного короля эльфов и в самом деле была слабость - он был скуповат. Сокровищница его ломилась от золота, серебра и алмазов, но он хотел еще и еще, чтобы сравняться в богатстве с прежними властелинами эльфов. Его народ не добывал руду, не обрабатывал металлы и драгоценные камни, не торговал и не возделывал землю. Любой гном это знал.
Но Торин и его предки не имели никакого отношения к той старой распре между эльфами и гномами.
Скажем, тут, вернее всего, совмещены сразу несколько планов. Сюжет о Наугламире явно в тесном родстве с этим отрывком, однако о гибели короля еще ничего не говорится. "Сравняться в богатстве с прежними" относится все же скорее к персоналии именно Трандуила, поскольку "прежних" для Тингола просто не было. Про предков Торина все совпадает, если мы ведем речь о П.Э., - они, кажется, никогда не переходили Эред Луин, а в войне участвовали только гномы Ногрода. Ну а что до того, чего не делали эльфы, то это, пожалуй, один из тех отрывков, которые вызывают пристальное внимание экономически подкованных. =)
Плюс к тому надо, конечно, сказать, что у палат Трандуила и Менегрота можно насчитать Эн весьма сходных черт.
8. Вскользь о наречиях:
Сказать, что у Бильбо захватило дух, будет слишком слабо. С тех пор, как люди исказили язык эльфов, которому научились в эпоху, когда мир был несказанно прекрасен, не найдется слов, чтобы выразить все удивление и восхищение Бильбо.
Пардон, в "Хоббите", кажется, все. Потом продолжу, ВК исследую. =)