Цитата из: Вечер on 19-09-2003, 22:24:23
Ну, это-то как раз и не есть совсем хорошо: вряд ли люди, живущие в принципиально иных условиях, нежели мы, будут обладать нашей психологией. Тут как раз реализмом слегка пожертвовали, что и понятно: это приключенческая книга, а не труд по эзотерической психологии.
Вот только не надо тут эзотерику, пожалуйста. Мы о литературе говорим. И в том-то и сила ГП как литературного произведения, что он наглядно показывает, что все герои, несмотря на все свои способности и возможности, остаются людьми. Что может не совпадать с вашими взглядами, но за что я Роулинг искренне благодарен.
Цитата из: Вечер on 19-09-2003, 22:24:23
Да ну. А база Ордена феникса? А подвалы Министерства магии? Основное действие или происходит там, или имеет непосредственное отношение к тому, что там происходит (побег Дамблдора). Единственное, что происходит в собственно Хогвартсе - это взаимоотношения в г-жой Умбридж, что есть откровенно побочная сюжетная линия.
Вы не видите, или не хотите видеть, что в ГП основное действие далеко не исчерпывающее, а то и не главное? Когда ж люди перестанут видеть в книге только сюжет? Да и то, если речь о сюжете вести, к "основному действию" относится только часть сюжетных линий.
Так что в Хогвартсе происходит очень много чего. Люди сходятся и расходятся, обижаются и мирятся, страдают от непонимания и совершают глупости. Именно это, с моей точки зрения, и составляет главное содержание повестей цикла, а вовсе не то, кто чем в кого запульнул.
Цитата из: Вечер on 19-09-2003, 22:24:23
Что касается собственно психологического реализма, то он, хотя и находится на достаточно высоком уровне, но не блещет: герои растут, но постоянно обыгрываются одни и те же ситуации, мысли, состояния (ссора, обида Гарри, предчувствие, особенно часто приводится рефлексия Гарри по поводу того, что он в центре внимания). Но, конечно, нельзя не признать, что герои получились слегка зацикленные, но вполне живые.
А люди - не зацикленные? А вы не возвращаетесь постоянно в мыслях к одной и той же теме, которая важна для вас? Вся жизнь человеческая - в таких ссорах и примирениях, обидах и благодарностях, мести и милосердии. И рефлексирующий герой - я бы не сказал, что очень частое явление в современной литературе.
Цитата из: Вечер on 19-09-2003, 22:24:23
Что касается физиологического/психологического роста героев, то это и получается один из признаков деления эпопеи: если в третьей части Гарри еще чистейший ребенок, то в 4й и 5й - уже подросток (что г-жой Роулинг буквально педалируется).
Мне казалось, рост там более плавно описан. Можете обосновать эти утверждения?
Цитата из: Вечер on 19-09-2003, 22:24:23
Другое основание для деления: единый сюжет. Раньше он был дискретным: есть некий набор событий, который завершается очередным провалом возвращения Волдеморта, и Гарри возвращается на Прайвет драйв. Теперь же, во-первых, действие становится единым (если третью часть можно было читать без дву первых, то пятую без четвертой уже сложнее), а во-вторых, наконец-то, осмысляется "отдых" у Дёрслей, что, опять же, убирает разрывы; теперь, если Гарри в очередной раз отправится на Прайвет драйв, то это не будет означать "конец серии".
Кроме того, в 4й части резко появляется большое количество новых персонажей, сюжетных линий (чего только "love story" стоит). Книга начинает по-другому ощущаться.
Мне кажется, такое впечатление от первых частей возникает только оттого, что при первом их прочтении ещё не видно было перспективы. Сейчас я перечитал первые четыре части, и они выглядят вполне связанными, и ложащимися в единую картину. С большим удовольствием находил удочки, закинутые вперёд.
В то же время подобная эволюция может быть ещё одним проявлением психологического взросления: появляется более цельная картина мира, и более связное понимание происходящего. Чтобы такое написать, нужно быть Мастером, но почему бы и нет?