Взять даже всем известное произведение Булгакова "Мастер и Маргарита": смотря на этот роман поверхностно, мы увидим массу любовных переживаний...Но! Вчитавшись внимательней мы заметим протест против сталинского режима!
"Прошу всех взглянуть на небо! Снизу звездочки кажутся маленькими-маленькими. Но стоит только нам взять телескоп, и посмотреть вооруженным глазом, как мы уже видим одну звездочку, две звездочки, три звездочки…Лучше всего, конечно, пять звездочек".
А во всех ли школах одинаковая программа по литературе? У меня раньше складывалось впечатление, что везде по-разному. Есть, конечно, обязательные произведения типа ВиМ, ЕО, ПиН, ГНВ. Но вот как раз вещи типа МиМ были раньше необязательны. Если брать личный опыт, то у нас был только один урок по МиМ (оно было выбрано учениками как произведение для внеклассного чтения и для обсуждения на открытом уроке). "Парфюмер" же вообще не может относиться к курсу
русской литературы по понятным причинам. Кстати, имхо, школьной литературе очень не хватало большего знакомства с произведениями зарубежных классиков (не знаю, как сейчас).
Сложность курса - понятие не очень понятное. Что именно сложно? Если речь идет о некоторых смысловых аспектах, которые точно есть в произведении, - то помочь увидеть их, понять как раз и есть задача учителя литературы. Но в любом случае темы сочинений не бывают жестко заданы. Всегда (ну, допустим, почти всегда) можно выбрать ту тему, по которой ты можешь выразить свое собственное
не бредовое мнение. Это как раз вопрос гибкости ума, умения читать и обдумывать произведение (не будем говорить "анализировать"). Кто-то не способен воспринять школьный курс физики или химии, кто-то не способен к физкультуре или пению. То же самое работает и с литературой. Просто это так кажется, что все без исключения должны расправляться с любыми литературными произведениями на раз, два, три. А если не могут расправиться, то, значит, не они виноваты, а курс неправильный.
Никто не заставляет полюбить каждое произведение. Но мы должны показывать умение думать, даже если рассматриваемое произведение нам не по душе. Опять же, почти всегда можно так повернуть дело, что найдешь что-то, что все-таки тебе близко, проблему, которая тебя интересует по жизни, пусть и несколько в причудливом ракурсе.