По поводу влияния отдельных произведений школьной программы на детскую психику:
"Тарас Бульба" - не помню, насколько книга жестокая, ибо стараюсь не перечитывать, но еще в 6-м классе я негодовала по поводу шовинизма, царящего среди казаков. Может, я действитльно уподобляюсь в этом американцам... Нет, я понимаю, что Гоголь достоверен в описании нравов, я также не требую от него опережения собственной эпохи, я адекватно воспринимаю это литературное произведение.
Но в 6-й класс дети идут в 11 лет. У них всего второй год учебный предмет зовется литературой, а не чтением. Насколько я себе представляю, большинство учителей хотя бы на таких ранних этапах пытаются использовать художественные тексты в воспитательных целях, а на какой еще нужен пример для раскрытия темы патриотизма? Повторюсь еще раз, я не предпринимаю глупых нападок на самого Гоголя и его творчество, вот только бы попозже немного "Тараса Бульбу" детям давать...
Да, упомянутые выше баллады Жуковского я тоже прочитала в начальной школе (к счастью, в той программе, по которой я училась, они изучались лишь в 8-м классе), и в свои лет 7-8 меня после них кошмары очень даже мучили, я засыпать боялась, вдруг мертвец приснится? Это, конечно, не школьного курса касается, а скорее милых детских книжек с красивыми картинками.
Цитата:
"Мастера и Маргариту" - да, поймут не все. И ей там действительно необязательно есть место, имхо.
А сейчас, знаете ли, ещё и такая мОлодежь пошла...
Не думаю, что "Мастера и Маргариту" понять и воспринять куда труднее, чем, к примеру, "Войну и мир" или "Евгения Онегина". Хотя, возможно, поэтому "ей там действительно необязательно есть место" - "такая мОлодежь", судя по моим наблюдениям, весьма активно эту книгу читает и хотя бы в какой-то мере понимает сама, или старается понять, что уже немало.