Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Обсуждение программной статьи г-на Виноходова  (Прочитано 8713 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Меанор

  • Гость
Никто об этом в слух не говорит. Мне не известно, над чем работал Толкин. И обсуждать это - странное дело. Как спорить о том, кто на основании одних и тех же текстов лучше понял замысел автора. Каждый - по-своему.

               

               

Каэлин Мэсод

  • Гость
2ДВ: подумав, я пришел к неутешительному выводу: такой же по силе воздействия является Книга, сиречь - Библия. (понимаете, почему к сожалению?)

2Gallis: все сложнее и проще. Зачем выдумывать Мир, если он есть. -0)))

2Меанор: о чем - об этом? и - см. выше цитату из Стругацких...


               

               

Gallis

  • Гость
Уважаемый Каэлин Мэсод, я не уверен, что понял смысл Вашего суждения насчёт Мира. И что Вы под этим Миром разумеете? Насчёт существования Мира Толкина у меня тоже есть свои соображения. То, что он не выдуман (в смысле просто выдумки) это точно. ПРедполагаю, что это род художественно-созерцательной реконструкции Прошлого. То есть гораздо серьёзнее просто фантазии.

А знаете, что писал пришвин о Библии?... По памяти: "Библия - страшная книга. Кто прочтёт её, проклянёт небо и землю".

               

               

Дм. Винoxoдов

  • Гость
Здравствуйте!
 
Каэлин, предложение о переходе на "ты" принято, спасибо.
 
DV>> ...Читать, конечно, надо, кто ж с
DV>> этим спорит? Но почему нельзя
DV>> истолковывать?
 
KM> Хм-хм... а к чему множить дохлые
KM> сущности? -0)))
 
То есть, ты считаешь, что любое исследование или истолкование a priori даст "дохлый" результат? Но допустить это, то какой смысл тебе видится, например, в твоей стратиграфике?
 
KM> К тому же - я сказал "не стоит торпиться
KM> истолковывать"... перевираете, однако -0))))
 
Ну, торопиться, как известно, нужно лишь при ловле блох. И все же скажи, наконец, пожалуйста, с чем же я все-таки, по твоему мнению, поторопился? Письма прочитаны, проанализированы и информация из них в статье использована, цитаты приведены. В чем же тебе видится торопливость?
 
KM> Ну, томик я на Озоне заказал.
 
Очень рекомендую все-таки заказать еще и Шиппи, если есть такая возможность.
 
KM> А письма - читал те, которые
KM> опубликованы в "Хоббите"
KM> ЭКСМОвском
 
В смысле, в АСТовском "Сильмариллионе"? В переводе К. Королева? Я бы не рекомендовал, откровенно говоря. Кстати, Письма в переводе С. Лихачевой в настоящее время AFAIK сканируют и по частям выкладывают на таком сайте:
 
http://www.jrrtlib.nm.ru
  
DV>> Хм-м-м... а причина у этого смеха есть?
 
KM> Конечно. Сущеглупость утверждения...
 
А обоснования обвинения в "сущеглупости" ты приведешь?
 
КМ>>> Вы писали когда-нибудь беллетристику?
 
DV>> Нет, а что?
 
KM> Да все то же... прочтите внимательно
KM> цитаты из Кинга для начала...
 
Цитаты хорошие, но во-первых, как я уже говорил, творчество Толкина стоит особняком, его нельзя IMHO напрямую сравнивать с творчеством любого другого писателя, ибо оно носит исключительный характер, а во-вторых, мистер Кинг IMHO не совсем ясно представляет себе, о чем говорит - назвать "Сильмариллион" непослушным и неуклюжим эпилогом к ВК может IMHO лишь дилетант, пытающийся самовозвыситься за счет снисходительного похлопывания по плечу гения. Дескать, "ну что, брат Пушкин?" - "Да что, брат..." (с) Хлестаков.
 
DV>> Оп-па. Чем же Вам точные науки-то
DV>> не угодили? Схемы, допуски -
DV>> исключительно полезные вещи. Как
DV>> без них можно обойтись?
 
KM> Тем самым, что точность их за
KM> пределами четырех арифметических
KM> действий и прочих сугубо прикладных
KM> моментов - химера, поелику зависит от
KM> точности измерительных приборов, и
KM> так дальше... Если Вы в курсе - есть
KM> такое понятие "предел накопления
KM> погрешности". Так вот, множественные
KM> допуски и упрощения (принятие одного
KM> равным другому) приводят к
KM> первышению этого порога уже на
KM> уровне второй производной (если не первой).
 
Странно слышать это в век, когда "космические корабли бороздят просторы вселенной". Желуди, которые растут на дубе точных наук, мы все потребляем ежеминутно - стоит ли хулить его при этом?
:)
 
Что же до допусков и упрощений, то, разумеется, во всем необходима мера. Но и совершенно обойтись без них невозможно.
 
DV>> Что же до подмены одного другим, то
DV>> нельзя ли поконкретнее - что именно
DV>> Вы имеете ввиду?
 
Так как быть с этим вопросом?
 
КМ>>> Дело в том, что вы тем самым
KM>>> утрируете процесс творчества,
KM>>> который ни в какие схемы не укладывается.
 
DV>> Как же Вы в таком случае предлагаете
DV>> его изучать?
 
KM> А творчество не изучать надо. Его надо
KM> впитывать... либо не трогать вообще.
 
Хм-м-м... а разве не является твоя стратиграфика попыткой изучения творчества Толкина?
 
KM> А если вы рассматриваете и делаете
KM> выводы - то будьте добры оговаривать
KM> данный момент. ИМХО - оно ИМХО
KM> и есть...
 
Не совсем так. IMHO если мнение подкреплено соответствующими аргументами и логическими рассуждениями, то оно перестает быть просто "IMHO", оно уже становится, как минимум, обоснованным мнением. При этом никто не запрещает обсуждать его обоснованность - указывать на ошибки в аргументации и приводить контраргументы.
 
DV>> Это смотря, какую информацию
DV>> Вы имеете ввиду.
 
KM> Самую обычную. Ту, которая имеет
KM> свойство распространяться через
KM> время и пространство вопреки воле
KM> людской... и других разумных видов
KM> тоже.
 
Хм-м-м... информатика, меметика, молекулярная генетика и популяционная генетика AFAIK уже зашли куда далее формулировки базовых принципов распространения информации. Ты не согласен?
 
DV>> Хм-м-м... а какие у Вас вопросы по
DV>> природе света?
 
KM> У меня - никаких.
KM> А вот современная физика не дает
KM> однозначного ответа на этот вопрос...
 
То есть, ты разобрался в этом вопросе глубже, нежели современная физика?
:)
 
KM> Думаю, в скором времени топик про
KM> свет и тьму в "Философии" завести -
KM> там поподробнее и изложу свое видение
KM> ситуации.
 
Честно говоря, IMHO было бы лучше, если  бы ты сперва завершил стратиграфику - ее ты обещал раньше.
 
DV>> Надеюсь, что да. Но где в данном
DV>> случае Вы заметили хамство? Я
DV>> имел ввиду, что углядеть христианство
DV>> в книгах Толкина IMHO действительно
DV>> достаточно трудно (мне, по крайней
DV>> мере), и, тем не менее, многим это
DV>> удается. Определенные разъяснения
DV>> по этому вопросу можно найти в
DV>> письмах Толкина. Посмотрите указанное
DV>> мною письмо, прочтите статью Павла
DV>> Федорова "Послание участникам диспута".
 
KM> Резкость ответа... Можно было сразу
KM> подробно ответить -0))) .
 
Честно говоря, мне бы тоже хотелось получить на ряд заданных вопросов более подробные ответы.
 
KM> Что касается писем... Один момент - см.
KM> цитату из Стругацких, второй - опять
KM> же к Кингу...
 
Мне не кажется, что эти цитаты в данном случае имеют существенное значение.
 
KM> ...третье... что-то уж больно
KM> "вертит" Профессор...
 
Ты считаешь, что он не искренен со своими собеседниками?
 
KM> Я вот при прочтении абсолютно не вижу
KM> никаких христианских мотивов (может
KM> потому, что историк по образованию -0))) )...
 
Возможно, причина в ином. Например, Мария Каменкович полагает, что для того, чтобы в полной мере судить об этом, необходимо самому быть христианином, то есть, смотреть на этот вопрос изнутри, а не извне. Попробуй почитать комментарии к их с Валерием Карриком переводу "Хоббита" и ВК.
 
KM> ...тем более - католических. А найти можно
KM> все что угодно и где угодно - если
KM> задасться такой целью.
 
Вскорости должны появиться две книги, в которых этот вопрос разобран весьма подробно.
 
DV>> Вы считаете, что христианских мотивов
DV>> в книгах Толкина нет вообще?
 
KM> Я считаю что все это - авторские
KM> "отмазки", своего рода элемент
KM> мистификации, что ли...
 
Честно говоря, мне тоже иногда приходит в голову нечто подобное. Но IMHO дело обстоит немного иначе. IMHO вся мифологическая система Толкина не задумывалась с самого начала как строго христианская. Лишь после успеха Хоббита и ВК, когда читатели стали писать Толкину множество писем, обращая внимание на разнообразные подробности и задавая самые непредвиденные вопросы, он, будучи христианином, почувствовал серьезную ответственность за свое "малое творение" и ощутил необходимость в некоторой "христианизации" всего цикла легенд. Вернее, не в "христианизации" IMHO, а в сглаживании возможных разногласий с христианством. Вернее даже не "возможных разногласий", а тех моментов, которые некоторые христиане могут счесть разногласиями. В целом же, легендариум Толкина, как (в той или иной степени удавшаяся) мифология для Англии (хотя, теперь уже - не для одной лишь Англии) IMHO находится "между Ингольдом и Христом". Она - в чем-то - и связующее звено между ними, и нечто новое, шаг дальше, и попытка примирения, если угодно, некоего единения ("Авель, где брат твой Каин?" (с) Бердяев).

               

               

Дм. Винoxoдов

  • Гость
DV>> ...а что Вам мешает удалить этот тред
DV>> вообще и завести новый, поместив
DV>> туда сразу всю стратиграфику целиком?
 
KM> Насчет "целиком" - придется
KM> дождаться прибытия Писем и Карпентера.
KM> [...] ...с Карпентером неувязочка выходит
KM> - нет его пока на Озоне в продаже... =0((( )
 
AFAIK эту книгу можно взять в электронном виде здесь:
 
http://www.jrrtlib.nm.ru
 
КМ>>> "Биографию Дж.Р.Р.Толкиена"
КМ>>> Майкла Уайта?..
 
DV>> Что в ней такого?
 
KM> Ну, на лучшую и самую-самую биографию
KM> Дж.Р.Р. она не тянет. Скорее уж - на худшую...
 
Ну, IMHO это далеко не худшая книга о Толкине и его творчестве. Взять хоть того же мсье Бонналя с его боннальным творением...
 
KM> Такое впечатление, что автор писал
KM> дипломную или диссертацию, а
KM> потом ее "перелил" в книгу - для чего бы? -0)))
 
Да ладно, мир с ними обоими. Осуждения эта книга IMHO все-таки не заслужила.
 
DV>> Что же до статьи Губайловского...
 
KM> Согласен, хотя я более резкого
KM> мнения о содержании статьи.
KM> Бред, блин... И говорит данный
KM> момент о том, насколько литературная
KM> критика имеет отношение к реальной
KM> литературе...
 
Я бы сказал, что в данном конкретном случае недостатки статьи обусловлены исключительностью предмета исследования. По отношению к огромному множеству прочих писателей подход Губайловского был бы вполне оправдан или по крайней мере вызвал бы куда меньше нареканий IMHO. Творчество же Толкина стоит особняком IMHO - к нему с бухты-барахты не подкатишься.
 
DV>> Я не скажу "нет", однако эту тему
DV>> Вам IMHO было бы сподручнее
DV>> обсуждать с теми, кто эти подходы
DV>> практикует. Потому оставляю Вас
DV>> на растерзание им. По поводу
DV>> религиоведческого подхода, например,
DV>> Вы вполне можете побеседовать с
DV>> т. н. орденом "Анвамен". Не читали
DV>> их "Манифест"? Прочтите, но не
DV>> сомневайтесь - он написан на
DV>> полном серьезе.
 
KM> Дмитрий, я не настолько глуп,
KM> чтобы вычерпывать море решетом.
KM> Или - пытаться переспорить жреца
KM>(М. Семенова, "Волкодав). С
KM> фанатиками не спорят...
 
Жаль, у вас могла бы получиться любопытная беседа. На всякий случай посмотрите основные документы "Анвамена" и их переписку - вдруг все же решитесь? Вот их адрес:
 
http://zhurnal.lib.ru/a/anwamen/
 
В отношении психоаналитического подхода могу порекомендовать лишь беседу с Татьяной Лазаревной Фиглин - по крайней мере, она делала два доклада, в которых анализировала творчество Толкина с позиций фрейдизма. Она в этом разбирается, возможно и тебя сумеет в чем-либо убедить.
 
Ну а по поводу визионерского подхода IMHO вряд ли кто-нибудь из его сторонников захочет дискутировать. Хотя их и не мало, но их AFAIK мало интересует чужое мнение по этому поводу - они знают то, что знают (или думают, что знают), возражения непосвященных вряд ли будут иметь для них вес.
 
DV>> Парадокс в том, что среди
DV>> высказываний Профессора вполне
DV>> можно найти такие, которые в той
DV>> или иной степени обосновывают
DV>> эти подходы.
 
KM> Нет никакого парадокса (см. цитату
KM> из Стругацких). К тому же есть
KM> такое подозрение, что Профессор
KM> неосознанно вводил адресатов в
KM> заблуждение - есть такой "эффект
KM> ожидания ответа".
 
Не знаю, не знаю...
 
КМ>>> Филологический подход в том
KM>>> виде, как он определен авторм,
KM>>> точнее назвать литературоведческим...
 
DV>> Да на здоровье. Сути дела это не меняет.
 
KM> Меняет, еще как меняет. Поскольку
KM> литературоведение гораздо уже филологии...
 
Суть дела определяется не формальным наименованием подхода IMHO, а вариантом ответа на ОВТ.
 
КМ>>> ...исторический подход (опять
KM>>> же, в предложенной формулировке)
KM>>> применять к художественному
KM>>> произведению некорректно.
 
DV>> Ну, если бы Вы потрудились обосновать
DV>> это утверждение, тогда был бы смысл
DV>> обсуждать этот вопрос. А так...
 
KM> Любое художественное произведение
KM> предполагает внесение автором
KM> вымышленных моментов, причем
KM> корректность фактов и направления
KM> развития событий очень сильно
KM> зависят от степени посвященности
KM> автора произведения в те или иные
KM> аспекты истории. Если учесть, что у
KM> Профессора все же были некоторые
KM> нелады с историей...
 
Во-первых, в этом абзаце я не увидел обоснования вышеприведенного твоего утверждения. Во-вторых, вынужден повторить, что легендариум Толкина - не любое художественное произведение. Это уникальный объект. И к реальным историческим событиям его привязки эпизодичны. В-третьих, о каких неладах Профессора с историей идет речь?
 
КМ>>> 8. К вопросу об истории: то ли
KM>>> автор настолько доверяет истории
KM>>> писаной (науке), то ли игнорирует
KM>>> тот факт, что эту самую историю
KM>>> переписывают все, кому не лень.
 
DV>> Что поделать, "даже часы истории
DV>> имеют своих часовщиков"...
 
KM> Относиться со скепсисом.
KM> "Доверяй, но проверяй"
 
При наличии соответствующих возможностей не вижу препятствий для этого. Не понимаю лишь откуда ты сделал вывод о том, что я игнорирую факты переписывания истории.
 
DV>> Да, самый обычный человек.
DV>> Так что все правильно: обычный
DV>> человек воспринял текст Толкина
DV>> как реальный исторический
DV>> документ.
 
KM> Самые обычные люди и прождают
KM> самые химерические мифы... Все
KM> же рецензент должен быть несколько
KM> мене доверчив к своему первому
KM> ощущению - или более внимаелен
KM> к предоставленному тексту.
 
Здесь речь идет не о том, что входило в обязанности рецензента, а о том, какой вывод он сделал. Этот эксперимент важен тем, что он совершенно чист. Вполне образованному человеку дали текст, о котором он ничего не знал. Человек высказал свое мнение о его происхождении. Сейчас этот эксперимент уже было бы трудно воспроизвести.
 
DV>> А Вы можете привести аналоги?
 
KM> Так с ходу? Хм-хм... не получается.
KM> Наверно потому, что Проф. -
KM> последнее по времени явление
KM> подобного масштаба.
 
Полагаю, что причина в ином - таких аналогов, созданных единолично, просто не существует. Можно говорить, например, о Калевале или о Калевипоэге - они во многом IMHO подобны легендариуму Толкина IMHO, но ни Лёнрот, ни Крейцвальд все же не были единственными творцами этих эпосов, хотя их роль была, безусловно, велика.
 
КМ>>> ...а вот насчет подходов...
KM>>> вполне обоснованный вывод
 
DV>> Странно, что Вы так считаете.
DV>> По вашему мнению, посылка
DV>> неверна, а вывод, сделанный на
DV>> ее основе, почему-то вполне
DV>> обоснован. Как такое может быть?"
 
KM> Бывают в жизни и вот такие ситуации.
 
Нет, так не бывает. Если обоснование неверно, то вывод не может являться обоснованным, хотя и может быть верным.
 
КМ>>> Возможно, и могут - но ... не
KM>>> выходит цветочек аленький -0)))
 
DV>> А Вы пробовали?
 
KM> Хм... В отличие от доктора
KM> Франкенштейна я не склонен к
KM> созданию монстров -0)))
 
Понимаю. Тогда почему тебя удивляет, что ничего "не выходит"? Само собой разумеется, что если не предпринимать никаких попыток, то ничего и не выйдет. Вот если бы ты попробовал, а у тебя не вышло, тогда бы другое дело...

               

               

Дм. Винoxoдов

  • Гость
KM> Потому занимаюсь исследованиями
KM> самостоятельно от начала и до конца.
 
Вот те и раз. Как же это соотносится с твоим утверждением, что творчество, якобы, не изучать надо, а надо его, мол, впитывать, либо, дескать, не трогать вообще?
:)
 
KM>>> Есть такое неписанное правило:
KM>>> не спрашивай автора, откуда что
KM>>> пошло - все равно до истины
KM>>> докопаться не сможешь.
 
DV>> Ну, Лукьяненко и Кинга для этого
DV>> цитировать не обязательно. IMHO
DV>> лучше цитировать Толкина, поскольку
DV>> разговор идет о нем. В письмах
DV>> Толкина содержится немало
DV>> информации о том, что откуда
DV>> взялось, и о том, в какой степени
DV>> следует считать допустимыми
DV>> подобные исследования.
 
KM> Во-первых, Кинга и Лукьяненко
KM> Вы за писателей не считаете?
 
Это тоже писатели.
:)
 
KM> Почему же о писатьельском труде
KM> вообще разговаривая нельзя
KM> цитировать других авторов?!
 
Ой, да кто ж не дает? Цитируй на здоровье. Просто при обсуждении творчества Профессора IMHO целесообразнее использовать более информативные источники, нежели частные мнения "тоже писателей", относящиеся к произведениям подобных им "тоже писателей".
:)
 
KM> Во-вторых, повторюсь, а Вам
KM> не приходило в голову, что
KM> Профессор неосознанно
KM> мистифицирует адресатов (а
KM> кое-где, возможно, и вполне
KM> сознательно)? А вот у меня
KM> такое впечатление есть...
 
Покуда я не вижу оснований для такого предположения. Хотя, кто знает...
 
КМ>>> В-третьх, любые посмертно
KM>>> изданные тексты должны
KM>>> вызывать у исследователя
KM>>> здоровый скептицизм.
 
DV>> Вы говорите об этом не впервые.
DV>> Может быть, Вы все-таки скажете,
DV>> что же именно в этих текстах
DV>> смущает Вас? Вы уличили
DV>> Кристофера в какой-либо
DV>> тенденциозности или в подтасовках?
DV>> Есть у Вас какие-либо конкретные
DV>> основания не доверять ему? Или
DV>> Вам просто все на свете подозрительно?
 
KM> Смущает меня прежде всего банально
KM> материальный вопрос. А именно: на
KM> всех публикациях, начиная с Сильм.,
KM> грубо говоря, "срублено" немало денег.
KM> Если по-Вашему, это недостаточная
KM> причина... =0((((
 
Ах, ну что в этом странного? Человек немало потрудился, разбирая рукописи отца и систематизируя их. Результат трудов был передан книжному издательству, основной целью которого является получение финансовой прибыли от публикации книг (а иначе - кто бы их издал?). Разве было бы справедливо, если бы ничего из этой прибыли не поступило бы редактору этих текстов? Что тут такого? Или ты хочешь сказать, что подозреваешь Кристофера в том, что он, якобы, все черновики отца сам выдумал? Такое подозрение было бы совершенно абсурдным IMHO. По многим причинам.
 
KM> К тому же в отличие от К. Кинн я
KM> знаю, чего стоит "правда летописцев"
 
Ну да, Олег на врата Цареграда щита не вешал, но это IMHO не причина для недоверия к Кристоферу.
 
KM> ...подумав, я пришел к
KM> неутешительному выводу: такой же
KM> по силе воздействия является Книга,
KM> сиречь - Библия.
 
Возможно. А Эдда, Илиада?
 
KM> понимаете, почему к сожалению?
 
М-м-м... поясни, пожалуйста.
 
Gallis>[b/]
G> ...прочёл Вашу статью. Понравилось.
 
Я очень рад.
 
G> Тем не менее, не кажется ли Вам,
G> что при изучении феномена
G> Толкина важно не столько разложение
G> всего по полочкам, сколько некий
G> синтез.
 
Разумеется, синтез важен. Но синтезу все-таки должен предшествовать анализ.
 
G> В чём смысл послания Толкина?...
 
Ох, ну и вопрос...
 
G> Работать 40-50 лет над вымышленным
G> миром просто из любви к искусству
G> вряд ли возможно, да и бессмысленно.
G> Должна быть какая-то сверхзадача...
 
Мифология для Англии? Тайный порок?
 
G> Что-то из всего этого должно
G> проистечь: какая-то масштабная
G> трансформация общественного
G> сознания европейских народов.
 
Сказки и мифы в Европе любили IMHO всегда. Потому IMHO в этом отношении творчество Толкина лежит как раз в русле традиций.
 
G> С точки зрения такого Большого
G> проекта, все полувековые усилия
G> Толкина имеют и иной вес, и иную
G> цену.
 
Возможно, в этом что-то есть.
 
G> Существуют обеспокоенные граждане,
G> видящие в некоторых проявлениях
G> толкинизма "псевдорелигиозность" и т.д.
 
Да, есть такие. IMHO с одной стороны, им просто хочется ее видеть, с другой, кое-кто из толкинистов, увы, дает им вполне конкретные поводы для этого.
 
G> А что если сказать "толкиновское
G> мировоззрение"? Сакральное
G> мировоззрение может не предполагать
G> обязательной веры, ритуалов и т.п...
G> Но это определённое отношение к
G> миру.
 
Да, пожалуй, индивидуальная попытка построения оригинальной мифологической и метафизической системы мира. Вера? Ритуалы? Трудно сказать, насколько Толкин сам разделял созданную им же самим систему. С одной стороны, в жизни он продолжал оставаться ревностным католиком. С другой, надписи на могиле его жены и на его могиле... Вообще, интересный вопрос.
 
G> Тот, кому в глаз залетел кристаллик
G> Арды, увидит этот мир под особым
G> углом.
 
Двусмысленно звучит.
:)
 
G> И выводы будут сделаны весьма
G> определённые.
 
Например?
 
С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.

               

               

Каэлин Мэсод

  • Гость
Здоровеньки булы, паны! -0))) Хм... отвечать, Дим, буду менкими кусками - оки? проблемы с трафф.
Цитата из: Дм. Винoxoдов on 03-08-2004, 22:12:58
То есть, ты считаешь, что любое исследование или истолкование a priori даст "дохлый" результат?
 
Дим, исследование - это одно, а истолковывание (т.е. - выдавание своих измышлений за чужие мысли) - совсем другое. Что думал автор, мы сказать не могем, а ИМХО - оно и есть ИМХО. Нихт вар? -0)))
Цитата:
 
Очень рекомендую все-таки заказать еще и Шиппи, если есть такая возможность.

 

Хм... даже с томиком пока проблемы... Собираю собственный "звер" , чтобы сдвинуть работу (в т.ч. - Стратиграфику) с мертвой точки
Цитата:

 

Цитата:
 В смысле, в АСТовском "Сильмариллионе"? В переводе К. Королева? Я бы не рекомендовал, откровенно говоря. ...
 

Нет, "Хоббит" в серии "Шедевры фантастики" - в белом  с золотой каймой супере. А перевод Королева, да.


Цитата:
 Цитаты хорошие, но во-первых, как я уже говорил, творчество Толкина стоит особняком, его нельзя IMHO напрямую сравнивать с творчеством любого другого писателя, ибо оно носит исключительный характер, а во-вторых, мистер Кинг IMHO не совсем ясно представляет себе, о чем говорит - назвать "Сильмариллион" непослушным и неуклюжим эпилогом к ВК может IMHO лишь дилетант, пытающийся самовозвыситься за счет снисходительного похлопывания по плечу гения. Дескать, "ну что, брат Пушкин?" - "Да что, брат..." (с) Хлестаков.
 

Стоп-стоп-стоп! Вот мы и уткнулись в проблему...
Литература - она литература и есть, и тут никто не может быть подняд над. "above the Law" не прокатит, потому как "над законом = вне закона".  Степа говорит о Сильме именно сточки зрения литературы и своего восприятия конкретного произведения - неудевительно оно, ведь Сильм вышел после ВК. "Непослушный и неуклюжий" - потому как нет стройности повествование, есть лишь сшитые в один том легенды, между которыми - зияюще провалы действия и времени. On Writhing - все же мемуары о ремесле. Писательском ремесле... Назвать Кинга дилетантом в нем - хм-хм...
Что же касается "глубинной сути" - это совсем другой разговор. И - спорный по сути...
 
Цитата:
 Странно слышать это в век, когда "космические корабли бороздят просторы вселенной". Желуди, которые растут на дубе точных наук, мы все потребляем ежеминутно - стоит ли хулить его при этом? :)
 
Что же до допусков и упрощений, то, разумеется, во всем необходима мера. Но и совершенно обойтись без них невозможно.
Цитата:


Есть такое понятие - "Блейк-предел", иначе - предел точности. Называть точными науки, которые опереируют по большей части данными, находящимися ниже этого предела - ложь.
 
Цитата:
Хм-м-м... а разве не является твоя стратиграфика попыткой изучения творчества Толкина?

Скорее, это исследование "поля боя" Толкиновского движения.
 
Цитата:
Не совсем так. IMHO если мнение подкреплено соответствующими аргументами и логическими рассуждениями, то оно перестает быть просто "IMHO", оно уже становится, как минимум, обоснованным мнением. При этом никто не запрещает обсуждать его обоснованность - указывать на ошибки в аргументации и приводить контраргументы.

Контаргумент один, икрыть его не чем: нам никогда достоверно не узнать, что думал автор.
 
Цитата:
Хм-м-м... информатика, меметика, молекулярная генетика и популяционная генетика AFAIK уже зашли куда далее формулировки базовых принципов распространения информации. Ты не согласен?

Не понял, о чем это ты. уж информатика точно не имеет отношения к вопросу.
 
Цитата:
То есть, ты разобрался в этом вопросе глубже, нежели современная физика? :)

Просто кое-что "на бумажке" отрисовал. И выходит, что философия адептов - бред.
 
Цитата:
Честно говоря, IMHO было бы лучше, если  бы ты сперва завершил стратиграфику - ее ты обещал раньше.

Ой, согласен... Топик-то в Философии завел, да времени не хватает его докончить. А со Стратой - тут письма нужно накопать. Кстати, Карпентера найти никак не могу =0(((
 
Цитата:
Мне не кажется, что эти цитаты в данном случае имеют существенное значение.

Э, не скажи...
 
Цитата:
Ты считаешь, что он не искренен со своими собеседниками?

1. "был"
2. а Дзанк его занет! но не все концы связываются. Может, проблемы перевода (блин, если бы издать эльвинин "Понятийный дрейф"!), может еще что... в смысле - правы Стругацкие на все сто.
 
Цитата:
Возможно, причина в ином. Например, Мария Каменкович полагает, что для того, чтобы в полной мере судить об этом, необходимо самому быть христианином, то есть, смотреть на этот вопрос изнутри, а не извне. Попробуй почитать комментарии к их с Валерием Карриком переводу "Хоббита" и ВК.

Для начала - христианства в наше время не существует - исторический факт. А вот религии, называемые конфессиями христианства - это совсем другая окрошка. А что там Каменкович и Каррик вычитали - это их mind'ов проблема, я думаю...
 
Цитата:
Честно говоря, мне тоже иногда приходит в голову нечто подобное... Лишь после успеха Хоббита и ВК, когда читатели стали писать Толкину множество писем, обращая внимание на разнообразные подробности и задавая самые непредвиденные вопросы, он ... ощутил необходимость в некоторой "христианизации" всего цикла легенд. Вернее, не в "христианизации" IMHO, а в сглаживании возможных разногласий с христианством. Вернее даже не "возможных разногласий", а тех моментов, которые некоторые христиане могут счесть разногласиями...

Вот-вот... именно это я и называю "мистифицировать". Для того, чтобы делать обоснованные выводы, надо работать с рукописями... впрочем, если на них не сохранилась хроно. привязка - занятие это сомнительной эффективности будет...

Дим, я кое-что опустил, извини - тут нужно и назад вернуться, и головой пораскинуть, а времени пока нет.

               

               

Каэлин Мэсод

  • Гость

Цитата из: Дм. Винoxoдов on 03-08-2004, 22:17:29
AFAIK эту книгу можно взять в электронном виде здесь:
http://www.jrrtlib.nm.ru

Не люблю электронные версии. Я, знаете ли, сторонник чтения по-старинке (и плевать на мнение "зеленых"!).
 
Цитата:
Ну, IMHO это далеко не худшая книга о Толкине и его творчестве. Взять хоть того же мсье Бонналя с его боннальным творением...

Возможно... только после Карпентера она не имеет никакого смысла. Я ж говорю: писал диплом, а потом сделал из него книгу. Спрашивается - на фиг? -0)))
 
Цитата:
Я бы сказал, что в данном конкретном случае недостатки статьи обусловлены исключительностью предмета исследования. По отношению к огромному множеству прочих писателей подход Губайловского был бы вполне оправдан или по крайней мере вызвал бы куда меньше нареканий IMHO. Творчество же Толкина стоит особняком IMHO - к нему с бухты-барахты не подкатишься.

Дим, опять жне не соглашусь. Таковой разворот, как в упомянутой статье, мог бы быть использован только к столь же "убойной" по эффекту литературе, как ВК. И не надо про исключительность творчества ДжРРТ - детские отмазки все это.. а Гуйбаловскому в свете статьи подходит емкое разговорное определение - "лох".

 
Цитата:
Жаль, у вас могла бы получиться любопытная беседа. На всякий случай посмотрите основные документы "Анвамена" и их переписку - вдруг все же решитесь? Вот их адрес: 
http://zhurnal.lib.ru/a/anwamen/
В отношении психоаналитического подхода могу порекомендовать лишь беседу с Татьяной Лазаревной Фиглин - по крайней мере, она делала два доклада, в которых анализировала творчество Толкина с позиций фрейдизма. Она в этом разбирается, возможно и тебя сумеет в чем-либо убедить.
Ну а по поводу визионерского подхода IMHO вряд ли кто-нибудь из его сторонников захочет дискутировать. Хотя их и не мало, но их AFAIK мало интересует чужое мнение по этому поводу - они знают то, что знают (или думают, что знают), возражения непосвященных вряд ли будут иметь для них вес.

Беседы не получиться. Ты меня Дим до конца таки и не понял... =0(((
 
Цитата:
Суть дела определяется не формальным наименованием подхода IMHO, а вариантом ответа на ОВТ.

Да глупость этот пресловутый ОВТ по определению. По трезвому размышлению, наконец. Сколько можно жрать котлеты с мухами, блин!!!
 
Цитата:
Во-первых, в этом абзаце я не увидел обоснования вышеприведенного твоего утверждения. Во-вторых, вынужден повторить, что легендариум Толкина - не любое художественное произведение. Это уникальный объект. И к реальным историческим событиям его привязки эпизодичны. В-третьих, о каких неладах Профессора с историей идет речь?

1. см. выше... (3!)
2. да так... насчет "бесчисленных поколений предков на западе" у жителей СЗ Европы... Опять же, надо томика дождаться и посмотреть - не косяк ли это перевода.
3. не забывай, что история - штука еще более "тонкая", чем Восток и литература. (тут бы опять сноску на Стратиграфику сделать... -0))) )
 
Цитата:
Здесь речь идет не о том, что входило в обязанности рецензента, а о том, какой вывод он сделал. Этот эксперимент важен тем, что он совершенно чист. Вполне образованному человеку дали текст, о котором он ничего не знал. Человек высказал свое мнение о его происхождении. Сейчас этот эксперимент уже было бы трудно воспроизвести.

Ну, не знаю, не знаю... это я о чистоте эксперимента. И все же, ИМХО, скорее он говорит об уровне образования рецензента. И о невнимательности элементарной -0)))
 
Цитата:
Полагаю, что причина в ином - таких аналогов, созданных единолично, просто не существует. Можно говорить, например, о Калевале или о Калевипоэге - они во многом IMHO подобны легендариуму Толкина IMHO, но ни Лёнрот, ни Крейцвальд все же не были единственными творцами этих эпосов, хотя их роль была, безусловно, велика.

(4!)
 
Цитата:
Нет, так не бывает. Если обоснование неверно, то вывод не может являться обоснованным, хотя и может быть верным.

Дим, есть такая штука, как элемент случайности, которым вечно пренебрегают точные науки. Так что возможно все... сам "легендариум" Толкина появился из принципиально неверных посылок...
 
Цитата:
Понимаю. Тогда почему тебя удивляет, что ничего "не выходит"? Само собой разумеется, что если не предпринимать никаких попыток, то ничего и не выйдет. Вот если бы ты попробовал, а у тебя не вышло, тогда бы другое дело...


Черт, опять потерял нить рассуждений... попозжа отвчу, оки? а то опять ерунда выйдет -0))) а оно нам надо?

               

               

Каэлин Мэсод

  • Гость

Цитата из: Дм. Винoxoдов on 03-08-2004, 22:19:22
Вот те и раз. Как же это соотносится с твоим утверждением, что творчество, якобы, не изучать надо, а надо его, мол, впитывать, либо, дескать, не трогать вообще? :)

Да просто соотносится. Потому что я тоже пишу...

Цитата:
Ой, да кто ж не дает? Цитируй на здоровье. Просто при обсуждении творчества Профессора IMHO целесообразнее использовать более информативные источники, нежели частные мнения "тоже писателей", относящиеся к произведениям подобных им "тоже писателей". :)

Дим, это уже третий раз... не надо исскуственно выводить за рамки творчество Толкина. Если это литература - так и считаем в этой системе, если инако - опять же в системе координат. А то создали пик Коммунизма посреди Сахары... -0)))
И, кстати, этим выносом за рамки ты только обедняешь возможности понимания и восприятия написанного Дж.Р.Р.Т.
 
Цитата:
Покуда я не вижу оснований для такого предположения. Хотя, кто знает...

Кто плавал - тот знает... -0))) А если серьезно... я уже подымал выше этот вопрос.
 
Цитата:
Ах, ну что в этом странного? Человек немало потрудился, разбирая рукописи отца и систематизируя их. Результат трудов был передан книжному издательству, основной целью которого является получение финансовой прибыли от публикации книг (а иначе - кто бы их издал?). Разве было бы справедливо, если бы ничего из этой прибыли не поступило бы редактору этих текстов? Что тут такого? Или ты хочешь сказать, что подозреваешь Кристофера в том, что он, якобы, все черновики отца сам выдумал? Такое подозрение было бы совершенно абсурдным IMHO. По многим причинам.

"Зачем гризли? Так, руками порвали!" -0)))
Я хочу сказать, что Сильм и все остальное без Хоббита и ВК - груда мусора. Археологического мусора (ну, ты понимаешь, о чем я?). Остается открытым вопрос, а что осталось неопубликованным. А "посмертные издание" ... этот сюжетный ход даже в кино уже не раз обыгрывался -0))) .
Я не доверяю Кристоферу по той простой причине, что он таки не увидел горизонта, за который заглядывал его отец. Просто человеку не дано...
 
Цитата:
Ну да, Олег на врата Цареграда щита не вешал, но это IMHO не причина для недоверия к Кристоферу.

Не в том дело... "...слово сказанное есть ложь. "  А записанное?
 
Цитата:
Возможно. А Эдда, Илиада?

Не-а... не тянут. Во всяком случае сегодня.
 
Цитата:
KM> понимаете, почему к сожалению?
 М-м-м... поясни, пожалуйста.

Да потому что опять возвращаемся к соотнесению Толкиновского наследия и Библии. А это по меньшей мере глупо.