Цитата:
Угу. Была некая культурная общность, с единой прарелигией, мифологией, языком. Позже она распалась на группы, те, в свою очередь- ещё делились...
Ну, не стоит быть столь категоричными. Наличие этой самой культурной общности - большой вопрос. Как потвердить ее существование, так и опровергнуть его на нынешнем уровне знаний невозможно, но факт остается фактом: совпадение сюжетов прослеживается и у аборигенов Австралии (да, Scath, сказки у них есть, причем весьма важные для исследователей: они только-только отделились от собственно мифологической прозы), и у индейцев Америки, и у народностей Китая.
Вопрос стоит так: или действительно существовала некая пракультура, в которой вращались эти пратексты (созданные, соответственно, на праязыке), которая потом распалась, и части наследия разошлись по Земле вместе в волнами поселенцев;
или же единой общности не было никогда, а различные волны поселенцев между собой не сталкивались; тогда тексты возникали независимо, а совпадение сюжетов объясняется каким-нибудь там схожим механизмом их порождения.
Что же касается "социологических" механизмов порождения сказки, то они по большей части занимаются тем, что перерабатывают старые тексты, и можно проследить как один и тот же мотив (загробного царства или волшебного помощника героя, например) переползает из первобытных обществ в земледельческие, соответствующим образом мутируя.
В. Пропп в своей "Морфологии сказки" придерживался второй точки зрения, но, по-хорошему, подтвердил скорее первую, потому что очевидно раскопал один из таких "пратекстов", расползшихся в вариантах. Другое дело, что последующие корректировки его работы показали, что глобальность (географическая) его выводов была преувеличена.