Понятие "Честь" вредно, до тех пор, пока требует всего от всех непонятно зачем.
Пока оно иррационально - оно не определено, и плохо именно этим.
Morang уже правильно заметил о карточном долге, я могу припомнить корпоративную политику фирм - когда делом чести объявляется ношение галстука, и, в свою очередь, ради этих принципов готовы как бы не убить человека - в этом случае выбор между честью и жизнью (чужой!!) в пользу чести делать совершенно. Бесчестно.
Федорей, с Вас определение Чести. Не примерами, желательно, а описанием. Точным, по возможности.
Я, например, точного определения чести не знаю. Посмотрим, что скажет
Федорей, а потом можно попробовать что-нибудь сконструировать...
Что касается того, зачем честь толкает человека на определенные поступки, тут вопрос интересный. Прежде всего, конечно, не "всего" она требует. IMHO, честь антонимична понятиям подлости, трусости и жестокости (которые довольно часто сопутствуют друг другу). Таким образом, можно предположить, что человек чести - личность, ставящая перед собой задачу противоборства с упомянутыми явлениями и искоренения их. Это, безусловно, понятие, вырастающее из метафизики... но жизнь обычно ставит людей в условия, где все становится более или менее диалектическим (или используется, как диалектическое). Кодекс чести начинает работать там, куда вышележащие приоритеты личности не достигают, а нижележащие - недостаточны и т.о. преодолеваются.
Поясняю, что я имел в виду: возьмем эксплуатировавшуюся ранее тему о защите особы женского пола от грабителей (убийц, ...). Вероятно,
абсолютно законопослушный гражданин в данной ситуации будет заниматься исключительно вызовом органов. Но такой "юридический" уровень оценки ситуации мою, к примеру, персону никак не удовлетворит. То есть вот эта самая честь будет побуждать меня активно вмешаться. Дальше: человек-то я прагматичный, и буду оценивать уровень возможной опасности, а также эффективность противодействия ей. То есть должен выбрать максимально эффективный способ (каким может быть решение вырубить одного-двух подвернувшимся кирпичом, пока остальные не врубились, в чем, собственно, дело). Но вот здесь вступает в действие вышележащий принцип моей иерархии - религиозный ("не убий"). А дальше возможны варианты:
а) максимально эффективным является вариант "позвонить".
б) максимально эффективным является вариант "вмешаться", исход успешный (не стали связываться, испугались, или просто медленно бегают...
в) максимально эффективным является вариант "вмешаться", резко возрастает опасность. В таком случае вышележащий принцип системы ценностей может быть снят на химическом уровне - адреналин сшибает крышу и выпускает на волю зверя (бью, чем хочу и как хочу).
Прагматизм, как видно, выступает в виде инструмента самосохранения. Но исключительно как способ поведения в ситуации, определяемой независимыми факторами. А честь является органичной частью системы ценностей. Может быть, так выступает пассионарность, автора концепции коей отдельные господа здесь активно ругали...
По поводу прогресса: "прогресс" - очень неоднозначное понятие. Во всяком случае, Профессор, кажется, его недолюбливал...