ФедорейЧто до современных российско-американских отношений, то прежде, чем делить мир с США, хотелось бы, чтобы они признали право России на свою зону влияния, зону, так сказать, жизненно важных интересов. Вот, к примеру, нападение на Ирак США объяснили "угрозой своей безопасности". Пусть так, не будем спорить. Но почему, в таком случае, они не хотят слышать о том, что в Чечне, Украине и Грузии - зона вековых российских интересов, в том числе и вопросов безопасности? Будь я Президентом, в первую очередь потребовал бы у США согласиться на российское влияние в этом регионе. Уступок за это российская сторона авансом столько сделала, что американцам давно пора расплачиваться.
По поводу Чечни все довольно просто. Американцы своих "нацменов" - индейские племена - покоряли и вытесняли в XIX веке. И честно организовали для них резервации - особые территории, на которые белым доступ ограничен. Надо сказать, что методы, применявшиеся в тех войнах, полностью соответствуют названию "Дикий Запад" в его неромантическом понимании. С тех пор утекло много воды, и такие вещи стали считаться недопустимыми. У России же сохранился "Дикий Кавказ", который (в силу плачевного состояния административной и правовой систем) оказался Москве совершенно неподконтролен. Впоследствии был разыгран классический этюд на тему "Divide et impera" - "Разделяй и властвуй". Степень контроля над территорией мала, но вполне устраивает центральную власть, которая успешно делает хорошую мину при плохой игре. Если я правильно помню, за последние лет пять по крайней мере никто и не оспаривал того, что Чечня - территория российского влияния (а юридически - вообще часть РФ). Пальцами показывали, голосили "какие ужасы творятся на вашей территории"... И ведь ничего не поделаешь - творятся. Благодаря действиям республиканцев теперь можно тихо указать на Ирак - и все претензии по этой проблеме будут сняты. К Европе это не относится, но мы говорили сейчас именно о паритете с США.
Украина... Здесь можно сколько угодно говорить об американских происках, но в своих нынешних границах Украина никуда не денется. Если бы после скандальных выборов действительно произошел раскол - Западная Украина несомненно отвалилась бы. Но, во-первых, я и сейчас не вижу никаких особенных интересов в Западной Украине, а во-вторых - невелика потеря. Интересы - Донбасс и Крым, прежде всего Севастополь. Все говорит о том, что ситуация уравновесилась и никуда не торопится развиваться. Что же касается "майданов" и прочих скандальных подробностей - сами виноваты, нечего было давать "добро" на фальсификацию результатов (я, естественно, их не видел и даже в тамошних выборах в силу гражданства не участвовал. Но если бы цифры Януковича были верными - никогда бы он не отступил, да и резонанс в дружественных СМИ был бы совсем другой. Ergo...). Ракеты - не ракеты, но я готов повторить, что не будет Америка стрелять в нашу сторону ввиду самоубийственности и бесцельности такого шага. А с влиянием все просто - максимум, что может причинить РФ Украина - перестать поставлять соль (были, конечно, граждане, которые хватали ее по 60р/кг, но... привычка к дефициту сказалась у некоторых...). Отсюда же можно перекрыть почти все, включая поток денег (а Америке, думаю, будет лень тратить десятки тонн гуманитарной помощи на страну сомнительной стратегической ценности...). Если же реализовать проект трубопровода, идущего в обход бывших соцстран, проблема взаимоотношений с Европой при перекрывании нефти и газа Украине, Белоруссии, Польше снимется сама собой.
Грузия сейчас действительно представляет собою активно функционирующий проект нынешней американской администрации. Зачем - для меня загадка (если кто-нибудь решит пояснить ее мне, прошу избегать варианта с ракетами - по ранее оговоренным причинам). Возможно - относительно спокойный плацдарм для контроля над Средним Востоком (читайте "для окружения Ирана"). В связи с весьма возможной сменой курса после выборов в США, проект имеет все шансы быть свернутым года так через 2 (а может, и быстрее). Обращаю внимание на то, что постоянные пререкания между правительствами РФ и Грузии начались задолго до появления на свет режима Саакашвили. Нынешний же статус-кво в отношениях между странами считаю позорным явлением. Напоминает с одной стороны - наиболее одиозные высказывания "батьки Лукашенко", которого в цивилизованные страны уже не пускают; с другой стороны - гипертрофированную разборку между США и Венесуэлой (там речь шла только об оружии, а здесь - обо всем подряд). О том, насколько нелепо выглядят слова об "очищении рынков", и вовсе говорить не хочется... Впрочем, готов заключить пари, что никаких существенных снижений цен в будущем году не случится.
Дальнейшие шаги по борьбе со злом:
19. Ликвидация поселений городского типа в экономически неперспективных районах с тяжелыми природными условиями (понятно, когда большие средства тратятся на обеспечение нормального функционирования крупных промышленных центров, поселений в местах добычи полезных ископаемых). Имеется в виду "северный завоз" и все такое прочее в малонаселенные области. Зачем заниматься отоплением Корякии, Чукотки, Северной Якутии, Камчатки и т.п. в настоящем режиме? Для экономики, мне кажется, подобные действия в итоге имеют отрицательный результат. Да и местные жители, не уехавшие оттуда сейчас, через N лет окажутся перед той же проблемой - только у них уже не будет времени для размышлений... Там, где есть возможность работать с альтернативными источниками энергии - надо работать (та же Камчатка). А где нет - ну что ж, когда-нибудь люди придут туда с более совершенной техникой и сумеют построить эффективную инфраструктуру...
20. Решение экологических проблем. Просто такие сооружения, как водохранилища на Волге, старые АЭС, крупные промпредприятия, - объекты, которые могут быть относительно легко реконструированы сейчас, и с большим риском и большими же трудностями - потом.
21. Дороги. Вечная беда, конечно... Есть предложение постепенно заменять асфальтовые трассы бетонными. Просто в силу того, что поддержание в мало-мальски пристойном состоянии дорог с асфальтовым покрытием в стране, полностью лежащей за нулевой изотермой января (а большей частью - ...), - задача довольно абсурдная.
22. Разукрупнение мегаполисов. Касается прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, как подпадающих под определение. Ибо лет через 10 каждая проблема, связанная с транспортом, инфраструктурой, экологической ситуацией, недвижимостью, станет вдвое серьезнее.
23. Не знаю, реально ли в целом предложение Manveru (если исходить из срока в 10-15 лет), но по крайней мере часть образовательных учреждений необходимо решительно реформировать. Скажем, создать на базе существующих организаций многоступенчатую образовательную систему по образцу, например, японской. Заодно и проблема дефицита кадров будет отчасти снята - пусть остальные организации развиваются с помощью мимезиса.
ФедорейГлавное - гарантировать (не знаю, правда, каким образом), что при дружбе союзники не будут камень за пазухой держать. И в первую очередь это относится, как там Мумр не злился, к США. Ведь Россия всегда выполняла свои союзнические обязательства и во ВМВ, и договорам советско-американским следовала неукоснительно. Те же вооружения в одностороннем порядке сокращала.
А США систематически соглашения нарушали. И нарушают...(выход из договора по ПРО).
Вот когда будет найден способ заставить США относиться к России, как к равноправному партнеру, и понять Ваш вывод - только тогда и можно будет разговаривать о полноценном партнерстве. Пока - полное впечатление - что это больше России надо.
Это все хорошо. Но это все надо говорить про себя. Просто потому, что любая держава с амбициями на слово "заставить" отреагирует соответственно жестко. Пусть считают, что американская система намного совершеннее (если говорить о нынешнем положении дел, то за вычетом "намного" я с этим согласен). Это не столь уж важно. Важно другое: чтобы в головах на Западе укоренилось, что невзирая на "варварскую сущность", сотрудничать с этой страной приятно и полезно, а "кидать" или пускаться в афронты - дело сложное и совершенно невыгодное. В общем-то, задача грамотного дипломата - извлекать выгоду для страны, которую он представляет, при любом удобном случае из любого положения вещей... А то, что мы видим, - настораживает. Споры в ООН по Ирану: РФ против США и Европы, но заодно с Китаем. Ничего от Китая не добились, от Запада - тем более. А с благими намерениями во внутрииранские отношения уже когда-то вмешивались...