Если брать фильм, то меня удивила там аккуратненькая, симпатичная Шелоб, совершенно не противная и ну никак не тянущая на «the most loathly shape <…> horrible beyond the horror of an evil dream»!
Толкин описывает ее так: «Most like a spider she was, but huger than the great hunting beasts, and more terrible than they because of
the evil purpose in her remorseless eyes <…>
Great horns she had, and behind her
short stalk-like neck was her huge swollen body, a vast bloated bag, swaying and sagging between her legs; its great bulk was black,
blotched with livid marks, but
the belly underneath
was pale and luminous and gave forth a stench. Her legs were bent, with
great knobbed joints high above her back, and
hairs that stuck out like steel spines, and at each leg's end there was a claw». Полужирным выделены те элементы портрета, каких в фильме я не наблюдал.
Режиссер, наверное, решил по-новому расставить акценты: например, компенсировать страшную Галадриэль симпатичной Шелоб :-)
Кстати (это уже не про портреты), вообще все происходящее в Кирит Унгол в фильме какое-то смешное. Бутафория в подсвеченной зеленью комнате страха a.k.a. Shelob’s Lair уж слишком явная, потом эти кадры, где Шелоб заворачивает Фродо в элегантную матрешку, Шаргат с походкой страдающего от геморроидальных осложнений… Льюис точно не рыдал бы над этой частью книги (разве что от смеха), будь у Толкина все так описано.