Про Высоцкого - у меня была запись его с концерта, где он говорил, что сам себя к бардовской песне не относит
На самом деле, в этом вопросе с определениями как-то совсем негладко... и никогда гладко не было
. Начнем с того, что во времена довоенные и военные, хотя было достаточно много и авторов, и песен, близких к АП по духу, самого понятия не было, и не было выделения АП как особого жанра (Анчарова, Когана и т.п. причислили к нему задним числом). Во времена ранних Визбора и Окуджавы более-менее сложилось понятие КСП - Клуб Самодеятельной Песни; это было достаточно массовое и достаточно явно сформировавшееся неформальное движение (хотя и имевшее некие формально-организованные структуры). Уже заметно позже, где-то начиная с конца 70х, появились названия "авторская песня" и "барды" (сначала не иначе как ироничное) со всеми производными от. Удачных названий как не было, так и нет: "самодеятельная песня" - слишком неопределенно, к тому же в таком именовании слишком явно отрицание профессионализма; "авторская" - вряд ли лучше (а что, песни без автора - это норма?), "бард" имеет слишком хорошо известное значение в истории...
С "самоопределениями" тоже забавно. Скажем, сам Окуджава никакого формального отношения к КСП не имел (ну кроме единичных случаев участия в концертах, организованных КСП), однако все КСПшники его чтили как своего автора нумер один. Дольский, как ни выделяется своей манерой, тем не менее гораздо теснее с КСП сотрудничал - по кр.мере, в памятные мне времена. Высоцкий, да, во всех отношениях особняком; но нельзя сказать, что из ряда авторов он творчеством выбивается больше чем тот же Дольский или Иващенко-Васильев.
Розенбаум, при всем уважении к его творчеству, в своем поведении нескрываемо коньюнктурен - и он то воспевал свою "духовную близость" с КСП, то открещивался от него с непередаваемой легкостью.
"Кто лезет чуть ли не в эстрадное ревю,
К гигантским сценам, к всесоюзному экрану,
И там теряется подобно муравью,
Что очень страшно, но нисколечко не странно" (Б.Бурда) - тут он узнается в полный рост, хоть и не назван напрямую.
Расцвет КСП - и как жанра, и как движения - приходится на период с 60х по начало 80х. Уже с конца 70х популярность движения сыграла ему не на пользу - большое число пришедших "за компанию", снижение планки качества, большое количество вторично-третично-четвертичного "вторчества", размытие рамок... Если старые КСПшники, как правило, прошли туристическую закалку (которая помимо всего прочего приучает к ответственности за себя и за окружающих), то в наплыве "нового поколения" хватало и хипья, и просто "тусовщиков" (хоть тогда не было такого слова, но то, что оно означает, было всегда) - что атмосферу КСПшных слетов загадило очень сильно. Окончательно КСП было подкошено, как ни странно, перестройкой, снятием всяческих запретов и прорывом жанра на "широкий экран" - все минусы популярности навалились с небывалой силой. К тому же, одним из "идейных стержней" КСП было противостояние официозу, ореол "запретности" (как я сейчас понимаю - сильно раздутый самими КСПшниками, однако ж он немало значил!). КСП как таковой сдох.
"Ну что же делать, мои милые друзья?
Признаться, наше положенье очень сложно.
Мы так учились петь о том, о чем нельзя!
Так что же делать нам сейчас, когда все можно?" (тоже Б.Бурда)
Через какое-то время популярность схлынула. Тусня - тоже. Авторы и ценители остались. Клубы существуют. Слеты продолжаются (хотя Грушинка, конечно, стала и осталась антиподом прежнему КСП, знаменем которого была когда-то). Но современная авторская песня все-таки достаточно сильно ушла от КСП 60-70х гг. Выше профессиональный уровень - и в текстах, и в музыке, и в аранжировке. Но меньше стало доверительности, откровенности, искренности, которыми в свое время этот жанр и выделился. Исчез "нравственный стержень", обращение к глобальным проблемам, "распахнутость" - их место занимают самокопание или самолюбование. Ну что ж, авторская песня - отражение своего времени
Вот примерно так мне кажется