Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: О проклятиях  (Прочитано 91013 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #100 : 23/09/2007, 01:11:55 »
*sigh* rimma, в тексте сказано, что все перечисленное было из-за проклятия.
Следствием предупреждения это всё быть не может.

Цитировать
А теперь приведите цитату о том, как Келегорм с Куруфином самолично выгоняли Финрода из Нарготронда и какие меры они для этого предприняли. Их речь на совете не в счет, они все сказали как есть, предупредив чем эта финродовская затея кончится может, и никого не выгоняли, и в темном углу не подстерегали.
*sigh* Вот только что приведённая цитата есть свидетельство их желания, которое, согласно тексту, было следствием проклятья.
А речь их, к Вашему сведению, была если и не ложью, то, хм... весьма тенденциозная. Не будь желания спровадить Финрода, они могли бы говорить иначе, например, посоветовать дать Берену провиант с затребованной амуницией, и отправить восвояси.

Равно и измена Маэглина оценивается как следствие проклятья. Ульмо просто так не скажет, знаете ли!
« Последнее редактирование: 23/09/2007, 01:48:29 от Мёнин »

Оффлайн Juliana

  • Координатор
  • *
  • Пол: Женский
  • Арфинг воинственный
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #101 : 25/09/2007, 20:57:06 »
Анх
Цитировать
В том-то и дело, что попытка отказа от Клятвы приводила к более ужасным последствиям для самих феанорингов.
Вот то-то и оно-то. Я про трусость говорю, а все почему-то яростно отвергают подобное обвинение в адрес феанорингов. Это трусость такого же рода, как и у Маэглина, который тоже был отважным воином. В бою отвагу проявить – это одно, а проявить доблесть путем отказа от Клятвы – это другое. Смелости второго типа у феанорингов не нашлось.
Цитировать
Во всех этих случаях поединки были именно с применением физической силы.
Ну и что? Во всех этих случаях противники положительных героев (Моргот, Саурон, Король-Чародей) кроме физической силы обладали еще и некой магической силой. Однако, она им не помогла и в двух случаях дело вообще закончилось развоплощением. Почему-то Саурон не отправил «майярским силовым ударом» трех наглых Эрухини в нокаут (и никогда я не поверю, что дело здесь было в особой честности Саурона). Король-Чародей (одно имя свидетельствует, что он был искушен в магии!) тоже почему-то ничего не смог сделать с девушкой и хоббитом. Потому-то я и говорю, что дело не в одной силе (физической или магической).
Цитировать
Говоря, что я атеистка, я имею в виду следующее: если про какой-то случай начинают говорить "Божественное вмешательство!", я пытаюсь найти рациональное объяснение.
Очень даже Вас понимаю. В нашем мире я рассуждаю таким же образом. Но в мире Арды это НЕВОЗМОЖНО. Потому что автором задано существование божественных сил и чудес. Все. Причем во все Эпохи есть живые свидетели существования этих сил – эльфы. Они напрямую общались с Валар. Валар напрямую общались с Эру и рассказали о нем эльфам. Не верить Валар ни эльфам, ни нам нет никаких оснований.
Цитировать
То же утопление Нуменора: получается, что ради спасения небольшого числа верующих, Эру утопил остров вместе с детьми (не собрал же Элендил с товарищами всех малышей с Нуменора?), которые в принципе могли стать хорошими людьми.
Кстати, а с чего Вы взяли, что они бы выросли хорошими людьми? Скорее всего, эти дети унаследовали бы отрицательные качества родителей. А Эру – всеведущ, он это мог знать, и соответственно, принял меры.
Цитировать
Или же во устрашение отступникам. Нехороший портрет Эру получается.
Все население острова (кроме Верных) поддерживало и одобряло поведение Саурона и Ар-Фаразона, как то: рабство, набеги на людей Средиземья, их убийства, грабеж и притеснение, человеческие жертвоприношения. Хорошенький портрет «невинного» населения Нуменора? Это не просто «отступники», всего лишь не верящие в Эру. Эти отступники творят зло, а если сами не творят лично, то одобряют и поддерживают. Лично мне их не жаль. Как они поступали с другими, так поступили и с ними и поделом. У них была возможность исправиться – в правление Тар-Палантира, когда произошел кратковременный возврат к прошлому. Но нет – они предпочли поддержать Ар-Фаразона и Саурона.
Цитировать
На мой взгляд Клятва феанорингов была сродни предупреждению: не берите, хуже будет. Остальным (тому же Финроду) было наплевать на Клятву. Чего же жаловаться потом?
В отличие от «законных» владельцев – Маэдроса и Маглора, которым Сильмариль жег руки, он не жег «незаконного» владельца Берена. Это ли не лучшая иллюстрация к тому, напрасна была Клятва или нет? Финроду на Клятву Феанора было не наплевать. Он дважды о ней вспоминает вслух. Но – у него тоже клятва. Которую он нарушить тоже не может. «Все мы в тенетах рока». То есть, он не может решить, что ему лучше сейчас сделать – нарушить свою клятву или пробудить к жизни Клятву феанорингов. И он полагается на судьбу. Делай, что должен, и будь, что будет.
Цитировать
А право на сильмариллы феаноринги не потеряли, ИМХО. Это их наследство.
Прямое противоречие тексту. «Но камень жег руку Маэдросу невыносимой болью, и понял он, что это и есть сказанное Эонвэ: право его на камень было утеряно и клятва была напрасной». Маэдрос понял, а Вы все никак не поймете?
Цитировать
В очередной раз Вы не поняли мой вопрос. Я, наверное, совсем непонятно изъясняюсь. Попытаюсь еще раз.
Почему Вы одно проклятие относите к настоящим (хоть и сомневаясь), а другие - к поэтическим (ни секунды не сомневаясь)?
А Вы что, мои мысли читаете, сомневаюсь я или нет? Я когда искала по тексту все проклятия, обратила внимание и на этот случай и некоторое время даже сомневалась. Но уж очень здесь неконкретное указание – в каком смысле проклинали, желали ему смерти или просто ругались «чтоб этому Феанору пусто было!», например. Тогда как в случае с Хуаном проклятие как-то более конкретно. Вот даже посмотрите на построение предложений: «проклиная Феанора» и «он проклял и пса и коня». Мне кажется, во втором случае проклятие звучит как-то сильнее.

Rimma
Цитировать
И Альквалонде тут ни при чем, Саурон вполне мог найти другой способ отправить сего доблестного короля в темницу.
Да, только странно, зачем он вообще его в таком случае упоминает, если это не имеет никакого смысла? Если бы Толкин имел в виду, что дело было только в том, что Саурон просто сильнее, то он бы не приводил нам содержания этих песен чар. Да и вообще, бессмысленно тогда было бы петь с каким-то содержанием. Пели бы просто «ля-ля», а у кого чары были бы сильнее, тот бы и победил. Но нет – приведено содержание песен и это содержание имеет конкретный смысл и по смыслу противостоит друг другу. Поэтому я считаю, что это совсем неслучайно и замысел автора явно был таков, чтобы мы заметили именно это противостояние смысла двух песен.
Цитировать
И кроме-того, если бы не некий Голлум, эти самые некоторые люди и эльфы успешно проиграли бы Саурону в Третью Эпоху, оказались бы пошинкованы в мелкую капусту.
Rimma, мы тут говорим не о событиях Войны за Кольцо, а о событиях Войны Последнего Союза. Матчасть!
Цитировать
Бессмертных говорящих собак больше не наблюдалось и исходя из того, что Саурон вышел в облике волколака можно предположить, что и Хуан не просто собака.
Хуан – не просто собака, но магию он не применял. Об этом ничего не говорится. И он явно слабее Саурона.
Цитировать
Не проклятье, а пророчество.
Rimma, просто для интереса посчитайте, сколько раз его называли пророчеством, а сколько – проклятием (причем проклятием его называли не только эльфы и люди).
Цитировать
Проклятый человек Турин зарезал Глаурунга и никакое Проклятие ему не помешало, а проклятый эльф Финрод проиграл в поединке Саурону и тут оказывается что проиграл он не потому что слабее а потому что Проклятие виновато.
Проклятые эльфы тоже иногда выигрывали – Дагор-нуин-Гилиат, Дагор Аглареб. Однако, выигрывая частные битвы, они практически проиграли войну. И с Турином то же самое. Он убил Глаурунга, но навлек несчастья на всех, среди которых селился. И сам погиб из-за собственного проклятия. Сравнение с Финродом: Финрод проиграл Поединок, но выиграл весь Поход за Сильмарилем, Турин выиграл битву с драконом, но это повлекло его смерть и смерть его сестры и других людей, а также дальнейшие несчастья Бретиля и Дориата.
Цитировать
Второе предупреждение, уже в форме запугивания.

«Гнев валаров лежит на доме Феанора, и он ляжет на всякого, кто последует за ним, и настигнет их, на западе ли, на востоке ли».
Предупреждение, что «гнев Валар ляжет»? Если этот гнев не имел какой-то собственной силы, то зачем же о нем говорить? Я уже объясняла, как по моему мнению, действовало проклятие – сравнение с болезнетворными микробами. Если у Вас, например, хороший иммунитет, и Вы не заболеете, находясь в очаге заражения, Вы же не будете говорить, что этих микробов вовсе не существует?
Цитировать
И причем здесь проклятье? Проклятье виновато в том, что нолдор оказались мстительны и желали друг друга порезать? Извините это уже проблемы самих нолдор.
Правильно, проблемы Нолдор. Но из-за Проклятия этот раздор случился именно в тот момент, когда Нолдор могли выиграть (если я правильно поняла, тогда они, объединившись, могли даже взять Ангбанд, и хотя Моргота они бы все равно не одолели, ему бы пришлось бежать в другое место, строить новую крепость, очень долго собирать новые войска, в общем, Нолдор выиграли бы гораздо больше времени для укрепления в Белерианде и может быть, они бы даже захватили Сильмарили).
Цитировать
Измена может возникнуть и без всякого проклятия. В последующие эпохи никаких проклятий не было, но измен и войн от этого меньше не было.
Как ни странно, это не так. Во Вторую и Третью Эпохи предательств было намного меньше и ни одна битва из-за них не была проиграна. Ни одна крепость не пала из-за предателя. В Эрегионскую войну не было ни одной измены. В войну Последнего Союза была одна (когда горцы не пришли на помощь Исильдуру), но радикальных последствий она не имела. В Ангмарских войнах – не было. В Войну Кольца – была одна (Саруман), но тоже без радикальных последствий. Так что, плохо Вы знаете историю Арды, rimma.
Цитировать
Их речь на совете не в счет, они все сказали как есть, предупредив чем эта финродовская затея кончится может, и никого не выгоняли, и в темном углу не подстерегали.
Речь на совете, может быть, и не в счет (хотя прямо сказано, что КК задумали отправить Фелагунда на смерть – но Вам, конечно, это не доказательство). Зато потом они хотели именно подстеречь его и убить.

Лэйтиан, подстрочный перевод:

Куруфин говорит Келегорму: «и если по благоволению слепой удачи этот сумасшедший (Финрод) идет обратно и если он несет Сильмариль – я не буду больше ничего говорить, кроме одного - по праву камень света будет твой (и наш), а другому, быть может, достанется трон».

Я думаю, достаточно ясно сказано: Финрода и тех, кто с ним будет – убить, забрать Сильмариль и сесть на трон в Нарготронде.
Цитировать
Финрод сам бросил корону и ушел по собственной инициативе, соответственно, в своей смерти виноват сам, никто его не выгонял. Пока нет данных о том, что братья выгнали Финрода из Нарготронда, все это чтение мыслей– ложь.
Толкин считал иначе. Но, Вы, конечно, лучше Толкина знаете, что там происходило.
Цитировать
Так может и расскажете что-же плохого они ему лично сделали, конкретно и в деталях? Корону с головы сорвали, пинка дали? Если вы не подтвердите свои обвинения, значит вы лжете.
Толкин и нарготрондцы считали иначе. Куруфин произнес свою речь специально, чтобы Финрод ушел один. Больше никаких целей он не преследовал. Сохранение жизней нарготрондцев волновало его меньше всего.
Цитировать
Оборотничество. Эльвинг вполне могла унаследовать эти способности от Мелиан, и Ульмо здесь был бы не нужен.
Прямое противоречие тексту. Но Вы, rimma, конечно, лучше знаете…

Цитировать
Эру в Эндоре никто не видел, да и эльфы знали о нем понаслышке от грозных валар, письма за своей подписью Эру также не отправлял. Так что с точки зрения какого-нибудь жителя восточной средиземской страны, Эру мог быть выдумкой эльфов.
Мы же не с точки зрения жителя восточной средиземской страны рассуждаем! (А Эру с людьми разговаривал, со всеми, между прочим – см. Легенду Аданэли).
Цитировать
гномский царь тащил сильмарил и не обжигался, а сколько эльфов перед этим угробил, и тут моя моральная позиция как-то не согласуется с моралью Валар.
В тексте нет указания, что не обжегся! Не лгите сами, rimma. А то Вы горазды только других во лжи обвинять, а за собой не замечаете.
Цитировать
Так что вопрос обжигания или необжигания не может иметь отношение к праву наследования.
Сами феаноринги с Вами несогласны. «Но камень жег руку Маэдросу невыносимой болью, и понял он, что это и есть сказанное Эонвэ: право его на камень было утеряно и клятва была напрасной».
Цитировать
Отказ от Клятвы мог привести и к более ужасным последствиям для Эндоре. Вполне возможно что с нарушением Клятвы судьба Эндоре стала бы еще более катастрофичной, и Эарендил мог не доплыть до Амана, а этого по-мнению Намо допустить было нельзя.
Доказательства? Пока их нет, считаю данное высказывание голословным домыслом.
Цитировать
Никаких знаков своего присутствия Эру не подавал, зато подали знаки присутствия Стихии.
Валар вполне могли это грязное дело сами провернуть, а потом все на волю Эру свалить.
Клевета в чистом виде. Такие обвинения надо доказывать.
Цитировать
Есть только слова Валар и Элендила.
Да, да лжецы известные :). Ни одному слову их верить нельзя, правда, rimma?
Цитировать
Они шли на воровство. Видно поэтому Финроду так стыдно было признаватся в причинах своего столь странного путешествия. Как он мог признатся что идет воровать?
Финрод ни от кого цель похода не скрывал. Не лгите снова, rimma.
Цитировать
Юлия явно незнакома с текстом. Причины гибели Феанора:
Ах, rimma, огромное Вам спасибо! А то я не знала, как умер Феанор, а Вы меня просветили, не поленились! Только что это процитированный отрывок доказывает? Что это не следствие Проклятия Мандоса или что это следствие проклятий Нолдор, или что-то другое? Поясните свою мысль.
Цитировать
Кстати, нельзя отрицать того, что нолдор желали Феанору смерти многие из нолдор ненавидели Феанора еще в Тирионе ("Потому те, кто был возмущен его высокомерием, а еще те, кто покинули и возненавидели его" (Шибболет)) до всех известных событий, а Альквалонде эту ненависть только усугубило.
И что? Где конкретное доказательство, что они хотели именно смерти Феанора еще до того, как он их бросил в Арамане?
Цитировать
Как известно от слов «да будь ты проклят…», очень недолго и кинжал проклятому в спину всадить. Они вполне могли и угрожать, в этом свете тайное отплытие Феанора вполне объяснимо – он опасался за свою жизнь. Если бы не отплыл, свое проклятие Феанору нолдор осуществили бы еще в Арамане,  это вполне возможно.
Сейчас я пожалею бедного Феанора. Оказывается, он убежал от злых Нолдор, которые хотели его убить! Хотя, ему надо только на себя пенять в этом случае: первым угрожал смертью именно он (Финголфину в Тирионе) и первое убийство в Амане было совершено тоже с его подачи (Альквалондэ). Он показал «хороший» пример, и ему ли было жаловаться, что этому примеру могут последовать другие!
Цитировать
Предать врага невозможно, можно предать только друга или доверившихся тебе, оставленные нолдор не доверяли Феанору и вполне возможно угрожали ему. А на такую трактовку  ваш оппонент  не согласится, последовательность - редкая добродетель.
«и весь народ Финголфина продолжал идти вперед, чувствуя давление уз родства и воли Феанора».

Шли за Феанором, заметьте! Никаких угроз ему не было!
Сильмариллион трудно читать только первые десять раз

"Наши короли - из Эльдар" (Дж.Р.Р.Толкин)

"Финрод Фелагунд - благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ..." (Дж.Р.Р.Толкин)

Оффлайн Анх

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #102 : 28/09/2007, 00:42:59 »
Цитировать
В бою отвагу проявить – это одно, а проявить доблесть путем отказа от Клятвы – это другое. Смелости второго типа у феанорингов не нашлось.
Вряд ли кто-то мог тихо и добровольно сходить с ума. Повторю еще раз, что Маэдрос ПЫТАЛСЯ отказаться от клятвы.

Цитировать
Во всех этих случаях противники положительных героев (Моргот, Саурон, Король-Чародей) кроме физической силы обладали еще и некой магической силой.
Вы действительно не понимаете о чем я говорю? Или просто прикидываетесь? Здесь имел место физический поединок без применения магической силы. Никто магией не пользовался. А в физическом поединке случайности бывают – вспомните гибель Ахиллеса хотя бы.

Цитировать
Не верить Валар ни эльфам, ни нам нет никаких оснований.
И верить тоже.

Цитировать
Кстати, а с чего Вы взяли, что они бы выросли хорошими людьми?
Они уже никакими не выросли. Если такова Ваша точка зрения, то не говорите об Эру как об абсолютном добре. Фанатизм еще никого не украшал.

Цитировать
Эти отступники творят зло, а если сами не творят лично, то одобряют и поддерживают. Лично мне их не жаль.
Ну да, младенцы... фанатизм...

Цитировать
В отличие от «законных» владельцев – Маэдроса и Маглора, которым Сильмариль жег руки, он не жег «незаконного» владельца Берена.
Про жжение и нежжение было очень много обсуждений, не хочется повторяться. Достаточно сказать, что на этот счет у Профессора сплошные нестыковки в тексте.

Цитировать
Финроду на Клятву Феанора было не наплевать. Он дважды о ней вспоминает вслух. Но – у него тоже клятва. Которую он нарушить тоже не может.
Т.е. Вы согласны, что феаноринги не могли нарушить клятву?
Перечитайте тред на WWW-DOSK, там было предложено много решений по теме исполнения Финродом клятвы  ;)

Цитировать
Прямое противоречие тексту. «Но камень жег руку Маэдросу невыносимой болью, и понял он, что это и есть сказанное Эонвэ: право его на камень было утеряно и клятва была напрасной». Маэдрос понял, а Вы все никак не поймете?
Факт один – Маэдрос с сильмариллем бросился в пропасть. Что он при этом понял – это мысли автора.

Цитировать
А Вы что, мои мысли читаете, сомневаюсь я или нет?
Ни в коем случае! Это Вы всю дорогу мои мысли читаете, а я Вам объясняю, что вы их читаете неправильно   8)

Цитировать
Мне кажется, во втором случае проклятие звучит как-то сильнее.
А мне как раз так не кажется  :P На мой взгляд, эти случаи идентичны. Вы же разбираете случай с Хуаном, а случай с Феанором не упоминаете вовсе. Неужели Ваша нелюбовь к Первому Дому так влияет на беспристрастность? Для серьезного исследования беспристрастность ой как важна.

Цитировать
Да, только странно, зачем он вообще его в таком случае упоминает, если это не имеет никакого смысла? Если бы Толкин имел в виду, что дело было только в том, что Саурон просто сильнее, то он бы не приводил нам содержания этих песен чар. Да и вообще, бессмысленно тогда было бы петь с каким-то содержанием. Пели бы просто «ля-ля», а у кого чары были бы сильнее, тот бы и победил. Но нет – приведено содержание песен и это содержание имеет конкретный смысл и по смыслу противостоит друг другу. Поэтому я считаю, что это совсем неслучайно и замысел автора явно был таков, чтобы мы заметили именно это противостояние смысла двух песен.
Это все очень верно, но откуда же Вы делаете вывод, что Финрод мог Саурона победить?

Цитировать
первое убийство в Амане было совершено тоже с его подачи
Ваша нелюбовь к Феанору потрясает. Первое убийство в Амане – убийство Мелькором Финве.

Цитировать
Шли за Феанором, заметьте!
За Финголфином   ;)
ЗА Феанором они шли территориально :P, т.е. шли позади.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #103 : 28/09/2007, 12:04:26 »
Вряд ли кто-то мог тихо и добровольно сходить с ума. Повторю еще раз, что Маэдрос ПЫТАЛСЯ отказаться от клятвы.
Он отказался от неё отказываться, когда всё-таки отвоевал два Сильмарилля. Хотя Маглор советовал отказаться, и оказался прав.

Цитировать
Здесь имел место физический поединок без применения магической силы.
А теперь объясните, почему предположительно обладающие великой магией Моргот, Саурон, предводитель назгул, пошли в физический поединок с противником, которого, по Вашему утверждению проще было победить так?
Цитировать
вспомните гибель Ахиллеса хотя бы.
Ну нашли что приплести. Ахиллес был человеком, и вот он магией не обладал в принципе. И, кстати, его гибель могла не быть случайной - кажется, кто-то посоветовал Парису стрелять в ногу.

Цитировать
Цитировать
Не верить Валар ни эльфам, ни нам нет никаких оснований.
И верить тоже.
Верить - у эльфов - есть. Валар предоставили - бескорыстно, заметим, что за польза Валар с эльфов, - землю, научили их многому... А чему научил Моргот - дело известное.

Цитировать
Ну да, младенцы... фанатизм...
А вы докажите сначала, что там были младенцы. Могло и не быть, между прочим...

Цитировать
Про жжение и нежжение было очень много обсуждений, не хочется повторяться. Достаточно сказать, что на этот счет у Профессора сплошные нестыковки в тексте.
Где?

Цитировать
Перечитайте тред на WWW-DOSK, там было предложено много решений по теме исполнения Финродом клятвы  ;)
Но феаноринги, чтобы понадёжней угробить Финрода, сумели сделать единственно возможным то решение, которое и было сделано.

Цитировать
Факт один – Маэдрос с сильмариллем бросился в пропасть. Что он при этом понял – это мысли автора.
А вот это вы зря, дорогуша. Авторский текст есть авторский текст, а точнее, фактичское утверждение о мире. Независимо от вашего мнения.
Не "надо думать, потому что понял", не "эльфы решили, что он прыгнул, потому что понял", а "прыгнул, потому что понял", так что это понимание - факт. Если не верите - представьте, что он это озвучил перед тем, как прыгнуть, и это кто-то услышал.
А если уж очень хочется порассуждать про злых валар и добрых феанорингов - открывайте-ка тему в "другом взгляде" - там и поговорим, хорошо?

Цитировать
Это все очень верно, но откуда же Вы делаете вывод, что Финрод мог Саурона победить?
Собственно, после Резни и Проклятья - нет, не мог. Если бы Резни не случилось - неизвестно.

Цитировать
За Финголфином   ;)
ЗА Феанором они шли территориально :P, т.е. шли позади.
[/quote]
Злостный оффтопик
Как же Вы мне Джориана напомнили...
Снова отрицаете текст. Финголфин поклялся следовать за Феанором в его походе, следовательно, они шли в конечном счёте за Феанором.

Оффлайн rimma

  • Пользователь
  • **
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #104 : 02/10/2007, 11:04:07 »
Анх

Цитировать
Про жжение и нежжение было очень много обсуждений, не хочется повторяться. Достаточно сказать, что на этот счет у Профессора сплошные нестыковки в тексте.

Анх, дело не в жжении или нежжении, это совершенно никак не относится к правам собственности на Сильмариллы.
Заклятие на Камни наложила Варда, естественно ее заклятие соответствовало ее личным субъективным взглядам на нечистые руки и т.д., но субъективный взгляд Валар никак не может претендовать на безошибочность и объективность, т.к. при наличии, на мой взгляд, явно нечистых рук у Тингола и царя гномов Сильмарилл их почему-то не обжигал, из этого можно предположить, что убийство Тингола и намеренное отправление человека на смерть не рассматривались самими Валар как преступление, и руки совершивших это, на их субъективный взгляд, были чисты. Кроме-того, Валар вообще не были безгрешны и много где ошибались: когда выпустили Моргота, когда допустили Затемнение Валинора, когда призвали эльфов в Валинор и т.д. Валар могли наложить заклятие, но к праву собственности оно никак не относилось, оно лишь определяло кого они обожгут, а кого нет. Право собственности на свое творение имеет, как известно, только творец и только он может определять кому передать свое творение, а кому нет.  О том, что подумал Маэдрос в момент перед самоубийиством:  самоубийца в состоянии аффекта, перед смертью, мыслить ясно не может, поэтому его мысли тоже могли быть ошибочны.
По тексту:
Есть субъективное мнение Валар.
Есть субъективное мнение обезумевшего Маэдроса.
Ни одно не может претендовать на истинность, поскольку Эру своего веского слова не сказал и никаких заклятий не накладывал. А заклятие Варды никак к праву собственности не относится, ведь если дочке материны кольца на пальцы не налазят, то это совершенно не значит что она утратила на них право.


Цитировать
И верить тоже.

А тут правда. Эльфы тоже верили Валар в Валиноре, а что получилось?

Цитировать
Факт один – Маэдрос с сильмариллем бросился в пропасть. Что он при этом понял – это мысли автора.

Маэдрос ясно мыслить уже не мог.
Кроме того, автор не единожды говорил, что вся эта история мифическое прошлое Земли, Сильмариллион является самовольной компиляцией разрозненных текстов Профессора его сыном, т.е. полного авторства Профессора тут нет, зато есть личные домыслы его сына, который опять-таки подбирал эти тексты на свой субъективный вкус. А различные тексты, оставшиеся после смерти Толкина, написаны как-бы от лица нескольких внутренних авторов.


Цитировать
За Финголфином   
ЗА Феанором они шли территориально  , т.е. шли позади.

Они за Феанором не шли вообще.
"И   действительно,   когда   Феанор   принялся   выстраивать Нолдор для выступления, тотчас начались раздоры. Потому что он,  хотя  и  склонил  слушавших  его к уходу, однако, никто не
собирался   признать   Феанора   королем.    Большой    любовью пользовались  Финголфин  и  его сыновья, и их домочадцы, как и основная часть жителей Тириона, отказались выступить,  если  их
поведет Феанор."
(Сильмариллион)

Если опираться на то, что за Феанором шел хотя бы Финголфин то нет,
Финголфин после смерти отца нарушил свое обещание о признании верховенства Феанора, скажем так, Финголфин Феанора предал:

"(после того, как Моргот умудрился убить Финвэ) Феанор лишился верховенства, и большая часть Нолдор, покидавших Валинор, перешла под  правление Финголфина, старшего сына Индис." ("Шибболет Феанора")

"Финголфин прибавил имя Финве к Нолофинве, еще до того как ушедшие в Исход достигли Срединных Земель. Это было сделано из-за его притязаний быть вождем всех Нолдор после смерти Финве, и привело Феанора в столь сильную ярость , что без сомнения послужило одной из причин того, что он оставил Финголфина и вероломно увел все корабли." 
 
"...по своей воле присоединился к мятежу и к исходу, хотя и не оставил своих притязаний на королевскую власть над всеми Нолдор." 

После того, как Феанор был изгнан из Тириона, а Финве ушел в Форменос вместе с ним, Финголфин правил Нолдор в Тирионе, было сказано, что после того, как началось Бегство Нолдор, жители Тириона 'не отвергли тогда правления Финголфина и считали его королем'.(Квента Сильмариллион)

«Посему Финголфин и его сын Тургон воспротивились Феанору, - и родились злые слова, и снова гнев прилил к остриям мечей.»(Сильмариллион) - заметим, что воспротивился Финголфин уже после того, как Феанор поклялся (а поклявшись Феанор, в любом случае, должен был уходить, т.к. изгнал себя Клятвой), т.е. если бы Финголфину удалось переломить ситуацию ушел бы Феанор с небольшим отрядом аки Финрод, а Финголфин остался бы в Амане и дальше править своим народом, несмотря на все свои обещания.


И в конце концов, нолдор выступили из Тириона двумя воинствами, которые шли раздельно, но с разной скоростью:

«2992 Поход начался, несмотря на запрет богов (он никого не остановил), но поскольку не все Нолдоли признавали власть Фэанора и Дом Финголфина провозгласил королем своего владыку, предводителей у Эльфов было несколько.» (Ранние Анналы Амана)

Финголфин не клялся идти за Феанором в поход – это факт (цитаты о такой клятве отсутствуют). Тот, кто отрицает это – отрицает прямой авторский текст.
 Финголфин дал обещание признать верховенство Феанора – это тоже факт. (подтверждается цитатами)
 Финголфин отказался после смерти Финве признавать верховенство Феанора (отрекся от обещания) и сам претендовал на Верховную власть над всеми нолдор - и это факт. (подтверждается цитатами)

Причины по которым нолдор отправились через Хелькараксе достаточно однозначны – месть:
«Но тогда не было любви в сердцах Финголфина и его народа к народу Феанора; и, хотя Финголфин узнал, что Феанор мертв, он считал сыновей сообщниками отца, и появилась опасность столкновения между двумя воинствами.» (Серые Анналы)  Не уточняется, сообщниками в каком деле были сыновья, возможно что имеется ввиду Альквалондэ. Как-то не видно, что влекли их узы родства, раз перешедшие через Хелькараксе готовы были порезать Феанорингов у Митрим.
 Думаю, что узы родства там имелись ввиду другие - узы родства с погибшими телери (в ранних версиях Финрод и Галадриэль сражались против Феанора на стороне телери), тогда действительно имело смысл идти через льды, чтобы отомстить за погибших родичей, раз в Арамане не успели это сделать, про Галадриэль прямо сказано:
«но теперь в ее сердце горело страстное желание преследовать  Феанора, в какие бы земли он ни направился» (Шибболет Феанора)

Вероятней всего, что по пути в Араман проклятия нолдор в адрес Феанора звучали как угроза. Иначе трудно объяснить, что в тексте несколько раз используется слово «curse» в контексте проклятий нолдор Феанору:
«Let those that cursed my name, curse me still, and whine their way back to the cages of the Valar!»
«and many repented of the road and began to murmur, especially those that followed Fingolfin, cursing Fлanor, and naming him as the cause of all the woes of the Eldar.»
Феанор говорит, что нолдор проклинали его имя, а это фактически идентично проклятию Феанором Мелькора, ведь Феанор точно также проклял имя Мелькора:
"Then Fëanor rose, and lifting up his hand before Manwë he cursed Мelkor, naming him Morgoth, the Black Foe of the World"

 Феанор однозначно говорит о том, что проклинали его имя, ни о какой ругани и брани речи не идет.
 Отрицать это все равно, что отрицать прямой текст.

« Последнее редактирование: 02/10/2007, 11:10:36 от rimma »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #105 : 02/10/2007, 12:16:18 »
Заклятие на Камни наложила Варда, естественно ее заклятие соответствовало ее личным субъективным взглядам на нечистые руки и т.д.,
Вы снова противоречите тексту.
Цитировать
Варда благословила Сильмарили, так что после никогда ни смертная плоть, ни нечистые руки, ни лихо не могли коснуться их, чтобы не обжечься и не иссохнуть
"лихо не могли коснуться их, чтобы не обжечься и не иссохнуть" вместо "то, что Варде не нравилось, не могло коснуться их". В частности, Феанор начал не нравиться Валар ещё до утраты Сильмариллей.

Цитировать
т.к. при наличии, на мой взгляд, явно нечистых рук у Тингола и царя гномов Сильмарилл их почему-то не обжигал,
Не подтверждено.

Цитировать
О том, что подумал Маэдрос в момент перед самоубийиством:  самоубийца в состоянии аффекта, перед смертью, мыслить ясно не может, поэтому его мысли тоже могли быть ошибочны.
По тексту:
Есть субъективное мнение Валар.
Есть субъективное мнение обезумевшего Маэдроса.
Опять неверно.
По тексту - Маэдрос понял, а не подумал или решил, и тем более не решил в своём безумии.
Цитировать
Ни одно не может претендовать на истинность,
На истинность не может претендовать отрицание авторских слов - если он это понял означает - это было верно. В ином случае предложение строится как "он понял это так, как будто...". Чего не было.

Цитировать
Маэдрос ясно мыслить уже не мог.
Ну, здравствуйте. Кто тут ругал других за телепатию? Откуда такой вывод?

Цитировать
т.е. полного авторства Профессора тут нет, зато есть личные домыслы его сына, который опять-таки подбирал эти тексты на свой субъективный вкус. А различные тексты, оставшиеся после смерти Толкина, написаны как-бы от лица нескольких внутренних авторов.
Нет, во всех вариантах отрицается право феанорингов на Сильмариллы, Кристофер же только выбрал один из них.

Цитировать
привело Феанора в столь сильную ярость , что без сомнения послужило одной из причин того, что он оставил Финголфина и вероломно увел все корабли." 

Вообще, до этого в Сильмариллионе указывается, что утерял эту власть Феанор из-за своей ненависти к Валар, да и к Финголфину Одно дело - имя поменял, а другое дело - хотел зарезать брата, знаете ли!


Цитировать
Финголфин остался бы в Амане и дальше править своим народом, несмотря на все свои обещания.
Однако, он сдержал обещание и пошёл за Феанором. Многих он вёл ровно потому, что они не могли признать власть Феанора, тогда ещё только покушавшегося, а вскоре и просто убийцы родичей.

Цитировать
Финголфин не клялся идти за Феанором в поход – это факт (цитаты о такой клятве отсутствуют). Тот, кто отрицает это – отрицает прямой авторский текст.
Нет, это отрицаете вы:
". Ты станешь вести, а я следовать."
Это обещание большее, чем следовать в походе. Далее сказано, что в значительной степени ради исполнения этой клятвы Финголфин и пошёл, против своего желания.

Цитировать
Финголфин отказался после смерти Финве признавать верховенство Феанора (отрекся от обещания) и сам претендовал на Верховную власть над всеми нолдор - и это факт. (подтверждается цитатами)
Не подтверждается.
Цитировать
Финголфин и его сын Тургон воспротивились Феанору
тогда, когда Феанор клялся в ненависти. Финголфин обещал следовать, но не собирался ненавидеть всех и каждого, и убивать родных лю... эльфов. А если бы он согласился присоединиться к этой клятве, то именно это от него и потребовалось бы.
Так что к вопросу верховной власти это относится только тем боком, что сам Феанор сделал всё, чтобы себя её лишить. Вам хотя бы выражение "неисполнение преступного приказа" знакомо?

Насчёт мести Феанору - это бред сумасшедшего. Ни разу за историю на феанорингов другие эльфы не нападали. Доверять же Финголфин убийцам родичей действительно никак не мог.
« Последнее редактирование: 02/10/2007, 22:41:25 от Мёнин »

Оффлайн Lamyra

  • глюкоманский полупроводник
  • Старожил
  • ****
  • Пол: Женский
  • Лэмира, тьмотик недоперевоспитанный.
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #106 : 02/10/2007, 22:36:51 »
Мёнин, путаетесь. Мать Финголфина -- Индис из Ваниар. Это Финрода обвинили в убийстве родни матери (дочки Олвэ).
Мы, тьмотики, выносливы и невыносимы!

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #107 : 02/10/2007, 22:41:49 »
Вроде бы исправил. Суть, впрочем, не меняется.

Оффлайн Juliana

  • Координатор
  • *
  • Пол: Женский
  • Арфинг воинственный
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #108 : 10/10/2007, 19:23:04 »
Анх

Цитировать
Вряд ли кто-то мог тихо и добровольно сходить с ума. Повторю еще раз, что Маэдрос ПЫТАЛСЯ отказаться от клятвы.
Значит, плохо пытался.
Повторяю снова, невесть уже в который раз: хорошо, положим, действительно, попытка отказаться от Клятвы вела к безумию. Тогда почему вместо нападения на ВРАГА БОГОВ, ЭЛЬФОВ И ЛЮДЕЙ, УБИЙЦУ ОТЦА, ДЕДА, МНОЖЕСТВА ДРУЗЕЙ И ПОДДАННЫХ, ЖЕСТОКОГО ЗАВОЕВАТЕЛЯ, МЕЧТАЮЩЕГО ПОКОРИТЬ ВЕСЬ БЕЛЕРИАНД, у которого хранились еще ДВА СИЛЬМАРИЛЯ, было предпринято нападение на ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СОЮЗНИКА, принадлежавшего К ТОМУ ЖЕ НАРОДУ, что и феаноринги, и не сделавшего им лично НИЧЕГО ПЛОХОГО? (Аргумент, типа – а забрать у Моргота Сильмарили было невозможно, не принимается, поскольку один Сильмариль у него все-таки забрали).
Цитировать
Цитировать
Не верить Валар ни эльфам, ни нам нет никаких оснований.

И верить тоже.
На что же Вы, в таком случае, опираетесь в своих рассуждениях, если никому не верите?
На собственное, надо заметить, довольно странное представление об Арде?
Цитировать
Они уже никакими не выросли. Если такова Ваша точка зрения, то не говорите об Эру как об абсолютном добре. Фанатизм еще никого не украшал.
Никаких доказательств, что были спасены не все, заслуживающие спасения, у Вас нет. Эру – Абсолютное Добро. Все.

Цитировать
Ну да, младенцы... фанатизм...
Значит, Толкин тоже фанатик. Ну, если можно его назвать фанатиком, то я тоже с удовольствием буду так называться.
Цитировать
Про жжение и нежжение было очень много обсуждений, не хочется повторяться. Достаточно сказать, что на этот счет у Профессора сплошные нестыковки в тексте.
Я не вижу никаких нестыковок.

Цитировать
Т.е. Вы согласны, что феаноринги не могли нарушить клятву?
Могли нарушить.
Цитировать
Перечитайте тред на WWW-DOSK, там было предложено много решений по теме исполнения Финродом клятвы   
Ни одно из тех решений не подходит, а почему – я там же и объясняла.
Цитировать
Факт один – Маэдрос с сильмариллем бросился в пропасть. Что он при этом понял – это мысли автора.

Вы тоже мироходческого подхода придерживаетесь? Кстати, я давно заметила, такого подхода придерживаются в основном те, кто желает оправдать феанорингов. Уж больно им не нравится, что Толкин их держит за отрицательных персонажей!
Если Вы считаете, что героям книг Толкина следует дать совсем не ту оценку, которую он им дал, то возможны два вывода: либо Вы совершенно не понимаете, что он написал, поскольку у Вас какое-то кривобокое восприятие, либо Толкин со своей задачей, как писатель, справиться не сумел. Так вот – лично я думаю, что Профессор со своей задачей писателя справился блестяще. 
Напишите свою книгу – тогда я буду придерживаться Вашего мнения насчет ее героев, если Вы с таким же мастерством, как Толкин, покажете их характеры.
Цитировать
А мне как раз так не кажется   На мой взгляд, эти случаи идентичны. Вы же разбираете случай с Хуаном, а случай с Феанором не упоминаете вовсе. Неужели Ваша нелюбовь к Первому Дому так влияет на беспристрастность? Для серьезного исследования беспристрастность ой как важна.
Не влияет. Я же Вам достаточно четко пояснила причины, по которым я мало внимания обратила на это «проклятие». В любом случае, оно гораздо менее важно для понимания общей картины использования проклятий в мире Арды (как, впрочем, и проклятие Келегормом Хуана), нежели, например, Проклятие Мандоса или проклятие Морготом рода Хурина.
Цитировать
Это все очень верно, но откуда же Вы делаете вывод, что Финрод мог Саурона победить?
Я делаю подобный вывод из результатов тех поединков, где также противники были не равны по силам, но победил более слабый (поединок Короля-Чародея с Эовин,  поединок Турина с Глаурунгом и т.д.) Я не совсем понимаю, с чем у Вас связано такое прямо яростное отрицание даже малейшей возможности для Финрода победить Саурона! Дракона, между прочим, тоже трудно было победить, и тем не менее, Турин это проделал. Почему бы не положиться на возможную счастливую случайность в поединке? Ладно еще, про Моргота сказано четко, что никогда Нолдор его не смогут победить, так ведь Саурон-то – не Моргот! Он слабее и по поводу него такого отрицания возможности победы высказано не было. В некоторых случаях, Эрухини побеждали Майяр.
Цитировать
Ваша нелюбовь к Феанору потрясает. Первое убийство в Амане – убийство Мелькором Финве.
Забыла добавить: первое убийство эльфа эльфом. Так что не надо меня обвинять в пристрастности, я именно это имела в виду.
Цитировать
ЗА Феанором они шли территориально  , т.е. шли позади.


and all Fingolfin's folk went forward still, feeling the constraint of their kinship and the will of F?anor,

«и весь народ Финголфина продолжал идти вперед, чувствуя принуждение уз родства и воли Феанора».

Вчитайтесь внимательно: народ ФИНГОЛФИНА чувствовал принуждение воли ФЕАНОРА. Не Финголфина. По-моему, здесь достаточно четко видно, что шли они все-таки за Феанором, пусть и не желая при этом признавать его своим королем. Если они шли просто территориально, зачем здесь говорить о воле Феанора?

Rimma
Цитировать
Анх, дело не в жжении или нежжении, это совершенно никак не относится к правам собственности на Сильмариллы.
Ну, по замыслу автора, конечно, относится, хотя Вам это говорить бесполезно…
Цитировать
Заклятие на Камни наложила Варда, естественно ее заклятие соответствовало ее личным субъективным взглядам на нечистые руки и т.д., но субъективный взгляд Валар никак не может претендовать на безошибочность и объективность, т.к. при наличии, на мой взгляд, явно нечистых рук у Тингола и царя гномов Сильмарилл их почему-то не обжигал, из этого можно предположить, что убийство Тингола и намеренное отправление человека на смерть не рассматривались самими Валар как преступление, и руки совершивших это, на их субъективный взгляд, были чисты.
Объясняю еще раз для самых … гм… непонятливых. То, что Сильмариль не жег царя гномов НИГДЕ НЕ УКАЗАНО. Да, точно так же не указано, что и жег. Однако, рассмотрим логику событий. Жечь его Сильмариль был должен по двум параметрам сразу: смертная плоть и нечистые руки. Значит, по логике, жечь должен был обязательно. Почему не указано? Ну, ошибка автора, точнее говоря, недосмотр. Делать из этого недосмотра (глава «О падении Дориата» в Сильмариллионе – САМАЯ НЕПРОРАБОТАННАЯ Профессором глава, естественно, здесь возможны ошибки) такие далекоидущие выводы, как делаете Вы – попросту несерьезно. Вот если бы было точно указано: да, не жег, вот тогда можно было бы строить всякие предположения.

Теперь о Тинголе. Все-таки его жечь Сильмариль не должен. Первое: отправил человека на смерть, говорите Вы? Берен ДОБРОВОЛЬНО на это согласился. Тингол его не обманывал, не посылал со словами: «Нет, там совсем безопасно, просто возьмешь камушек и вернешься». Берен вполне мог не соглашаться, а потом, например, выкрасть Лутиэн и сбежать с ней из Дориата. Он согласился, он сам выбрал свой путь. Тут не было ни принуждения, ни обмана. Да, не слишком красивое поведение – но в рамках морали. Вот если бы Тингол получил Сильмариль и все равно удержал бы у себя Лутиэн, не дал согласия на брак – тогда да, Сильмариль должен был бы его жечь. Второе: Тингол согласился на брак Берена и Лутиэн, НЕ ПОЛУЧИВ СИЛЬМАРИЛЯ (хотя формально клятва Берена была выполнена – он держал его в своей руке, правда, рука была в брюхе у волка – такая вот гримаса судьбы). Этим он исправил свое предыдущее, не слишком красивое поведение, и, следовательно, Сильмариль его жечь был не должен.
Цитировать
Кроме-того, Валар вообще не были безгрешны и много где ошибались: когда выпустили Моргота,
Потому что выпустить Моргота было необходимо. Потому что он раскаялся (хоть и ложно), а держать в заключении раскаявшегося и желающего исправиться – нельзя. Такая вот этика.
Цитировать
Право собственности на свое творение имеет, как известно, только творец и только он может определять кому передать свое творение, а кому нет.
Слишком примитивно. Это ведь не просто драгоценности, а последние частички Незамутненного Света, тут не может быть обычного: «вот я создал, и я один могу владеть!». Кроме того, Феанор забывал постоянно, что Свет создал не он.
Цитировать
О том, что подумал Маэдрос в момент перед самоубийиством:  самоубийца в состоянии аффекта, перед смертью, мыслить ясно не может, поэтому его мысли тоже могли быть ошибочны.
Вы ошибаетесь. Это не «мысли перед самоубийством». Это мысли, которые ПРИВЕЛИ к самоубийству. А это, извините, две большие разницы.
Цитировать
А заклятие Варды никак к праву собственности не относится, ведь если дочке материны кольца на пальцы не налазят, то это совершенно не значит что она утратила на них право.
Аналогия совершенно не подходит. Или Вы нас считаете такими дураками, которые не увидят разницы в этих двух ситуациях?
Цитировать
А тут правда. Эльфы тоже верили Валар в Валиноре, а что получилось?
Верили бы до конца – получилось бы лучше. А то в одном месте – верили, в другом – не верили. Оттого и их несчастья.
Цитировать
Кроме того, автор не единожды говорил, что вся эта история мифическое прошлое Земли, Сильмариллион является самовольной компиляцией разрозненных текстов Профессора его сыном, т.е. полного авторства Профессора тут нет, зато есть личные домыслы его сына, который опять-таки подбирал эти тексты на свой субъективный вкус. А различные тексты, оставшиеся после смерти Толкина, написаны как-бы от лица нескольких внутренних авторов.
И что? Между прочим, ни у одного из этих «внутренних авторов» нет оправдания поведению феанорингов.

Цитировать
Они за Феанором не шли вообще.
"И   действительно,   когда   Феанор   принялся   выстраивать Нолдор для выступления, тотчас начались раздоры. Потому что он,  хотя  и  склонил  слушавших  его к уходу, однако, никто не
собирался   признать   Феанора   королем.    Большой    любовью пользовались  Финголфин  и  его сыновья, и их домочадцы, как и основная часть жителей Тириона, отказались выступить,  если  их
поведет Феанор." (Сильмариллион)
Уважаемая rimma! Или Вы очень нагло подтасовываете цитаты, или стали жертвой плохого перевода. Склоняюсь ко второму, поскольку Вы все-таки достаточно умны и должны понимать, что многие не поленятся и заглянут в оригинал (что, кстати, и Вам неплохо бы сделать, иначе возможны очень неприятные ошибки). Хотя, с другой стороны, цитата настолько подходит Вашей позиции, что Вы и не стали проверять. Ах да, Вы жертва перевода, действительно. Это же З.Бобырь – перевод, пользоваться которым для серьезных рассуждений никак нельзя. Рекомендую Вам оставить этот перевод лишь в качестве курьеза, а для цитирования использовать хотя бы Н.Эстель (хотя и там есть ошибки).Кстати, учтите на будущее, что я все цитаты (особенно Ваши) сверяю с оригиналом, так что трюк с неправильным переводом (если Вы это сделали намеренно) у Вас не пройдет. Я слишком хорошо уже изучила Ваши способности к цитированию. Вот цитата в оригинале и мой перевод:

And indeed when F?anor began the marshalling of the Noldor for their setting-out, then at once dissension arose. For though he had brought the assembly in a mind to depart, by no means all were of a mind to take F?anor as King. Greater love was given to Fingolfin and his sons, and his household and the most part of the dwellers in Tirion refused to renounce him, if he would go with them; and thus at the last as two divided hosts the Noldor set forth upon their bitter road.

«И, действительно, когда Феанор принялся выстраивать Нолдор для похода, сразу же начались раздоры. Ибо хотя он склонил собравшихся к уходу, не все желали принять Феанора Королем. БОльшая любовь была отдана Финголфину и его сыновьям, и его домочадцы и большая часть жителей Тириона отказались отвергнуть его (Финголфина, а не Феанора!), если он пожелает идти с ними, и таким образом, наконец, два отдельных воинства Нолдор выступили в этот горький путь».

Как видно из цитаты, ситуация несколько другая, нежели Вы тщитесь представить. До смерти Финвэ королем Нолдор Тириона считался Финголфин. После смерти Финвэ Нолдор Тириона отказались считать своим королем не Финголфина, ЕСЛИ он пойдет с ними. Из чего, однако совсем не следует, что они вовсе ни в грош не ставили Феанора. Сначала Феанор призвал ВСЕХ следовать за ним. Следовательно, он брал на себя ответственность за них. Если бы он четко поставил условие сразу: идете со мной – значит, признавайте меня королем, а иначе – я никакой ответственности за вас не несу и вообще, знать не знаю, что вы тут делаете – тогда другой вопрос. Но он не расставил все точки над i. Следовательно, Нолдор вправе были считать, что долю ответственности за всех, последовавших за ним, несет именно Феанор. А Феанор, бесчестно воспользовавшись кораблями, добытыми СОВМЕСТНО, тайком бежал, да еще и корабли сжег! Это расценивается как предательство, и справедливо. Феанор призвал следовать за собой, а потом последовавших просто бросил, ничего не объяснив.
Цитировать
«Посему Финголфин и его сын Тургон воспротивились Феанору, - и родились злые слова, и снова гнев прилил к остриям мечей.»(Сильмариллион) - заметим, что воспротивился Финголфин уже после того, как Феанор поклялся (а поклявшись Феанор, в любом случае, должен был уходить, т.к. изгнал себя Клятвой), т.е. если бы Финголфину удалось переломить ситуацию ушел бы Феанор с небольшим отрядом аки Финрод, а Финголфин остался бы в Амане и дальше править своим народом, несмотря на все свои обещания.
Ага, начинается сравнение с Финродом! Только ситуации совсем разные. Если бы Финрод на своем пути тоже сделал бы нечто, подобное Резне и если бы его клятва была столь же кощунственной и гибельной, как Клятва Феанора, то тогда да, можно было бы проводить параллели и в этом случае я не назвала бы нарготрондцев предателями.
Как Толкин считал (и как я считаю) клятву верности в особых случаях нарушать не только можно, но и нужно. Здесь – такой же случай, ибо Финголфин воспротивился не просто так, не из-за своего желания властвовать, а потому, что считал Клятву – гибельной. Или Вы считаете, что верность означает нерассуждающую покорность в любом случае? К тому же, здесь никакого предательства со стороны Финголфина не произошло – после этой ссоры он со всем своим войском опять следовал за Феанором.
Цитировать
Финголфин не клялся идти за Феанором в поход – это факт (цитаты о такой клятве отсутствуют). Тот, кто отрицает это – отрицает прямой авторский текст.
Нет, действительно,  как о том рассуждать, что Маэдрос право на Сильмарили утратил – так авторский текст отрицать можно, а здесь – ну прямо никак нельзя! Что-то, rimma, у Вас двойные стандарты при подходе к цитатам.
Цитировать
Не уточняется, сообщниками в каком деле были сыновья, возможно что имеется ввиду Альквалондэ. Как-то не видно, что влекли их узы родства, раз перешедшие через Хелькараксе готовы были порезать Феанорингов у Митрим.
 
Rimma, я уже столько раз замечала, что Вы совершенно не обращаете внимания на хронологию и пишите так, как будто все события Сильмариллиона были его участникам известны еще до того, как произошли. Об «узах родства» говорится до того, как Феанор угнал корабли. О «сообщниках отца» говорится уже после, причем явно, что здесь имеется в виду именно угон и сожжение кораблей, поскольку дальше говорится, что многие из народа Феанора испытывали стыд и сожаления именно по этому поводу! 
Цитировать
Думаю, что узы родства там имелись ввиду другие - узы родства с погибшими телери (в ранних версиях Финрод и Галадриэль сражались против Феанора на стороне телери), тогда действительно имело смысл идти через льды, чтобы отомстить за погибших родичей, раз в Арамане не успели это сделать
Уважаемая rimma, да посмотрите же на цитату внимательно:

«и весь народ Финголфина продолжал идти вперед, чувствуя принуждение уз родства и воли Феанора»

Ну причем здесь Тэлери, если дальше говорится о воле Феанора! При этом, заметьте, говорится о «народе Финголфина», а не о «народе Финарфина»!
И вообще, rimma, Вы поступаете некорректно. Дело в том, что в оценке желания Финголфина идти в Средиземье «Сильмариллион» и «Шибболет» противоречат друг другу. В Шибболет Финголфин поддержал мятеж и шел в Средиземье по собственной воле, в Сильме он мятеж не поддержал, идти в Эндор не хотел. Таким образом, для объяснения цитаты из Сильма в этом случае нельзя применять цитаты из Шибболет, поскольку они друг другу противоречат. Цитаты из других источников можно привлекать только если они не противоречат Сильмариллиону, иначе получится путаница.
Сильмариллион трудно читать только первые десять раз

"Наши короли - из Эльдар" (Дж.Р.Р.Толкин)

"Финрод Фелагунд - благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ..." (Дж.Р.Р.Толкин)

Оффлайн Galiusha

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Женский
  • Добрая злыдня
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #109 : 14/10/2007, 19:20:43 »
Juliana! Как Вы считаете - мог Толкин в принципе к клятвам относится не совсем положительно и делить их, к примеру, на клятвы-обещания (неисполнение клятвы ведёт к собственному проклятью, как у Финрода. Будь я проклят, если... В случае неисполнения Финрод сам себя проклинает) и клятвы-кощунства (клятва является кощунством и сама в себе содержит проклятье из за своей неисполнимости, так как у Феанора. То есть Феанор проклял себя сам). Нет английской версии. Используется ли термин "клятва" применительно к обещанию Берена о Сильмарилле?

Оффлайн Juliana

  • Координатор
  • *
  • Пол: Женский
  • Арфинг воинственный
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #110 : 16/10/2007, 23:29:38 »
Juliana! Как Вы считаете - мог Толкин в принципе к клятвам относится не совсем положительно и делить их, к примеру, на клятвы-обещания (неисполнение клятвы ведёт к собственному проклятью, как у Финрода. Будь я проклят, если... В случае неисполнения Финрод сам себя проклинает) и клятвы-кощунства (клятва является кощунством и сама в себе содержит проклятье из за своей неисполнимости, так как у Феанора. То есть Феанор проклял себя сам).

Тут немного другое, мне кажется. Любая клятва должна быть исполнена, если она "праведна", то есть ведет к благой цели и ради ее исполнения не надо совершать каких-то "злых" дел. Связь клятв вообще с проклятьем Мандоса была такой, ИМХО: Проклятье Мандоса обещает предательство и страх предательства, значит, не исполняя клятву, ты это проклятие осуществляешь. Так же и любые другие клятвы, уже после снятия Проклятия, тоже должны выполняться, иначе нарушивших их ждут плохие последствия. Но, это, как я и говорила, касается только "праведных" клятв. "Неправедные" клятвы (вроде Клятвы Феанора или клятв первых людей Морготу) не только можно, но и должно нарушать именно затем, чтобы избежать проклятия.
Нет английской версии. Используется ли термин "клятва" применительно к обещанию Берена о Сильмарилле?

Да.
Сильмариллион трудно читать только первые десять раз

"Наши короли - из Эльдар" (Дж.Р.Р.Толкин)

"Финрод Фелагунд - благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ..." (Дж.Р.Р.Толкин)

Оффлайн Lamyra

  • глюкоманский полупроводник
  • Старожил
  • ****
  • Пол: Женский
  • Лэмира, тьмотик недоперевоспитанный.
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #111 : 23/10/2007, 03:13:21 »
Juliana,
Цитировать
Тогда почему вместо нападения на ВРАГА БОГОВ, ЭЛЬФОВ И ЛЮДЕЙ, УБИЙЦУ ОТЦА, ДЕДА, МНОЖЕСТВА ДРУЗЕЙ И ПОДДАННЫХ, ЖЕСТОКОГО ЗАВОЕВАТЕЛЯ, МЕЧТАЮЩЕГО ПОКОРИТЬ ВЕСЬ БЕЛЕРИАНД, у которого хранились еще ДВА СИЛЬМАРИЛЯ, было предпринято нападение на ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СОЮЗНИКА, принадлежавшего К ТОМУ ЖЕ НАРОДУ, что и феаноринги, и не сделавшего им лично НИЧЕГО ПЛОХОГО?
После того, как Берен и Лютиэн вырвали один сильмарил у Моргота, Маэдрос собрал союз и попытался взять Ангбанд. После поражения феаноринги вместо нападения на Дориат могли разве что пойти на север всемером; при этой доблестной попытке всей компании светила, скорее всего, скорая и страшная смерть. или долгая... или что похуже... Оно конечно, это было бы лучше, чем разрушить Дориат (с моральной точки зрения).Но пойти на дело очень опасное, но когда надежда есть, а альтернативы нет -- это одно. А тут можно было выбирать между Морготом и Диором, так против последнего геройство проявлять куда как легче.  Почему их не хватило пойти в Ангбанд за камнем, когда у Финрода с соратниками, Берена с Лютиэн, наконец у Фингона (уже не за камнем, а за Маэдросом) достало мужества идти в Ангбанд? А это уже другой вопрос...
« Последнее редактирование: 23/10/2007, 03:17:01 от Lamyra »
Мы, тьмотики, выносливы и невыносимы!

Оффлайн Galiusha

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Женский
  • Добрая злыдня
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #112 : 23/10/2007, 05:09:58 »
Lamira, полностью с тобой согласна! Маэдрос собрал союз в Ниэрнаф, пытаясь не нарушать моральные законы, но после этой битвы, а также после каждой последующей резни у феанорнингов было все меньше и меньше сил (включая и количество самих феанорнингов). Личное мужество они так и не проявили. Нападение на Дориат - первый случай нарушения моральных законов братоубийственной резнёй, за который в ответе был лично Маэдрос, как глава Первого дома. Маэдрос пытался "сохранить лицо", как раз путём создания союза и
Цитировать
нападения на ВРАГА БОГОВ, ЭЛЬФОВ И ЛЮДЕЙ, УБИЙЦУ ОТЦА, ДЕДА, МНОЖЕСТВА ДРУЗЕЙ И ПОДДАННЫХ, ЖЕСТОКОГО ЗАВОЕВАТЕЛЯ, МЕЧТАЮЩЕГО ПОКОРИТЬ ВЕСЬ БЕЛЕРИАНД, у которого хранились еще ДВА СИЛЬМАРИЛЯ
, но потерпел поражение.
А отваги для личного подвига у него было явно меньше, чем у Фингона (либо стало меньше после пыток, поражений и разъедающей разум клятвы). Единственный выход в таком положении - отказаться от клятвы. Маэдрос решил, что сыновняя клятва отцу выше, чем этические нормы, а когда понял свою неправоту - впал в безнадежное отчаяние.
Цитировать
попытка отказаться от Клятвы вела к безумию
Попытка как раз бы и сохранила разум. К безумию вела сама клятва Феанора, ибо была не исполнима. Juliana, здесь согласна с тобой!
« Последнее редактирование: 23/10/2007, 07:41:30 от Galiusha »

Оффлайн Oghost

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #113 : 25/07/2010, 19:09:11 »
А вот в "Хоббите" упоминается еще Беорн. Напомню, он приютил Бильбо, гномов и Гэндальфа в своей обители. И вот в книге он очень похож по описанию на оборотня... А уже во "Властелине Колец" упоминаются волколаки, тоже оборотни, но враждебные... Это ведь как вроде проклятия, верно??

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: О проклятиях
« Ответ #114 : 25/07/2010, 19:16:56 »
Волколаки у Толкина - говорящие волки, не помню, где бы они обращались в людей. Это чудовища или мелкие враждебные духи (в ВК говорится, что при их убийствах не оставалось тел).

Беорн - "волшебник" (упоминается в "Письмах" Толкина), хотя природа его способностей (которые целиком подчиняются ему, а значит, это искусство, а не проклятие) остаётся совершенно неясна (люди без эльфийской крови обычно не были способны к магии, да и не похоже оборотничество ни на эльфийское, ни на сауроново колдовство).

Оффлайн Aragorn Elessar

  • Новичок
  • *
  • Пол: Мужской
  • Арагорн, сын Араторна, Король Арнора и Гондора
    • Просмотр профиля
О проклятиях
« Ответ #115 : 28/06/2013, 11:00:35 »
Мне очень понравилась ваша статья Юлия, и вы ошибаетесь в одном, это полностью полноценная статья, достойная уважения, ибо вы потратили великое количество времени для поиска этих материалов, я вам очень благодарен за столь интересную информацию :) ;) :D
« Последнее редактирование: 28/06/2013, 13:46:35 от Balin »
Наследник Иссилдура из королевской семьи Элендила, Арагорн, сын Араторна, Премудрейший Король Арнора и Гондара, Великий Следопыт.

Оффлайн Balin

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Пол: Мужской
  • ...иду торжественно и прямо...
    • Просмотр профиля
О проклятиях
« Ответ #116 : 28/06/2013, 13:49:08 »
От модератора: Aragorn Elessar, Ваши реплики прекрасно видно и тогда, когда они написаны чуть менее крупными буквами. =)
Как в этом мире дышится легко...

Оффлайн Динендиль

  • Новичок
  • *
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
О проклятиях
« Ответ #117 : 30/08/2016, 18:47:20 »
Большое спасибо, очень интересная и глубокая статья! Смысловая глубина Сильмариллиона кажется неисчерпаемой, так что порой с каждым новым прочтением обнажается следующий пласт смыслов. И тема проклятий раскрыта широко, глубоко и точно. Трудно поспорить, лишь добавить по аналогии с индийской мифологией - какие из этих проклятий на самом деле могли быть и во благо миру Арды? В индийских сказаниях был яркий песронаж - мудрец Дурваса одаренный уникальной способностью проклинать только во благо вселенной, так что его порой внезапно охватывал гнев и он произносил проклятие (которое в дальнейшем было во благо), но сам он порой стыдился своих слов и гнева. В этой связи возможным ответом может быть ваша аналогия с брошенным вызовом - а сможете ли вы преодолеть действие проклятия, хватит ли у вас сил? С другой стороны проклятие часто становится силой вершащей судьбу героев и народов, в конечном итоге все же дающую возможность счастливого финала для участников, даже прошедших через ад в процессе из-за совершенных ошибок и собственной слабости.
« Последнее редактирование: 30/08/2016, 18:49:23 от Динендиль »

Оффлайн Juliana

  • Координатор
  • *
  • Пол: Женский
  • Арфинг воинственный
    • Просмотр профиля
О проклятиях
« Ответ #118 : 11/09/2016, 18:42:17 »
Динендиль

Спасибо. Но, вроде бы, "благих проклятий" у Толкина не замечено, разве что в том смысле, что помышлением Эру любое зло обращается добром.
Сильмариллион трудно читать только первые десять раз

"Наши короли - из Эльдар" (Дж.Р.Р.Толкин)

"Финрод Фелагунд - благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ..." (Дж.Р.Р.Толкин)

Оффлайн Динендиль

  • Новичок
  • *
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
О проклятиях
« Ответ #119 : 21/09/2016, 09:35:58 »
Те же нолдор, проклятые Мандосом, но все же бросающие вызов Мелькору и судьбе - разве не достойны восхищения, что не умаляет тяжести совершенного зла в Альквалонде. А Второй дом, преданный, прошедший через стужу и лед, но не вернувшийся в Валинор - разве они не достойны восхищения? Иные поражения (Фингольфин) достойнее многих побед. Можно даже сказать, что проклятие Мандоса и лишение поддержки Валар только увеличили славу их деяний.

Свобода выбора - драгоценный дар Эру и цена его - возможность выбрать зло и разрушение. Но если бы такого выбора не было, чего бы стоил сотворенный мир?

The spirit rises mightier by defeat; Its godlike wings grow wider with each fall. (с)
 
« Последнее редактирование: 21/09/2016, 10:07:37 от Динендиль »