Согласен, статус империи тут не меняет ничего. А вот разница между ситуацией "Польша (как единое государство, единый народ) просит помощи у России для защиты от внешнего врага" и "один польский претендент на престол просит поддержку России в борьбе с другим таким же претендентом" меняет всё
[
user id=30]Зёжик[/user], тот же Август неоднократно просил помощи у России, будучи уже на троне... Да и попал он туда самостоятельно. Польша как единое государство прекратила свое существование, пожалуй, еще во времена, близкие к Смутному времени, а окончательно, я думаю, - после Яна Собесского. "Единый народ" вообще никого ни о чем просить не может, могут просить его представители во власти, которые более или менее отражают настроения населения.
Когда я слышу фразы вроде "народ хочет", "народ считает", "простому народу надо", мне хочется ругаться страшными словами. Слово "народ", употребляемое в смысле, отличном от обозначения этнического сообщества (единицы некой систематики), мне представляется замечательным демагогическим приемом...
В упомянутых случаях речь, очевидно, не об этнических корнях, а о чем-то другом...
А по моему как раз в тех примерах, что Вы привели, речь именно об этнических корнях. "Лицом кавказской национальности вряд ли назовут туркмена или казаха, не так ли? А когда в старых учебниках заводили разговор о национально-освободительных движениях, то речь тоже шла о каком-либо одном этносе. По крайней мере в тех случаях, которые я могу припомнить, начиная от Ирландии и ИРА...
Федорей, а узбека - назовут, если толком не знают, как узбеки выглядят. У казахов, извините, все же характерные расовые черты слишком выражены, чтобы путать. А еще можно спросить, скажем, осетина, лезгина, армянина и азербайджанца, будут ли они считать, что в упомянутой фразе речь шла о каких-то "этнических корнях"... Думаю, в ответ Вы ничего хорошего не услышите, так как помимо некоторой оскорбительности приведенного словосочетания оно грешит абсолютной безграмотностью. Так как на Кавказе живет множество народов, больших и малых, но при этом совершенно разных... В смысле истории, культуры, религии, обычаев, образа хозяйствования, традиционной социальной стратификации... Это термин не более корректный, чем термин из американской классификации, условно называющей почти всех белых "кавказцами"...
"Национально-освободительные движения" Латинской Америки вспомним? Не было там "перуанцев" да "боливийцев", стран таких не было и названий... Что не помешало местным сокрушить испанцев.. Аналогично - Африка. Для меня несколько странно называть союз племен из нильских верховий "суданцами" только потому, что около 15 лет они более или менее успешно (и более или менее вместе) воевали с англичанами... А "эфиопы"? Это выражение ныне применяется для обозначения всего населения на территории Эфиопии... Там и коренная часть населения состояла из разных племен, кое-что помнящих о величии Аксума и условно подчинявшихся "негусэ негесест"... А уж ближе к окраинам... "Харраритов, галла, сомали, данакилей, Людоедов и карликов в чаще лесов Своему Менелику они покорили, Устелили дворец его шкурами львов..."
Интересы внутри страны конечно есть. Совместные интересы двух бизнесменов, двух инженеров, двух юристов (кого угодно по профессии вне зависимости от этнической принадлежности). Но я-то говорю о единых интересах скорее в некотором сакральном смысле... Не знаю даже, как лучше выразиться. О едином мировоззрении, что ли... Еще немного подумаю, и потом постараюсь сформулировать покорректнее.
"Сакральные" = "общие внешние"? Н-ну... вспомним хотя бы индейских шифровальщиков и разведчиков в американской армии в ВМВ... А с другой стороны, были и зуавы...
Если это не то, что Вы имели в виду, прошу пояснений...
он - американец, и я думаю, что не мыслит себе другой страны... в качестве места для жизни...
Это несколько не то, о чем я говорил. Я люблю примеры из конкретной жизни, и на этот раз не отойду от своих привычек: представим офицера Белой гвардии, бежавшего во Францию от ленинского режима. В качестве места для жизни свою Родину он себе после этого представлял вряд ли. Для некоторых, думаю, таким местом становилась исключительно Ницца, для кого-то - Париж, и т. д... Именно как "место для жизни". Но от этого они не переставали называть себя русскими и чувствовать себя ими, так ведь.
Здесь я не подвергал сомнению их "русское" мироощущение, да ведь оно и было, пожалуй, много более полным, чем у оставшихся... Но для их внуков, например, это уже не вполне справедливо. А если бы Союз продолжал существовать, ассимиляция бы шла быстрее - ведь и сейчас многие потомки эмигрантов первой волны уже почти не говорят по-русски...
В первом своем тезисе я имел в виду только то, что сказал. То есть "не поддержит историческую родину" (активно) не означает "поддержит ее противников"... Чтобы поддержать Гитлера после начала войны, надо было быть либо не очень умным человеком, либо человеком весьма испорченным, либо зависимым и страшащимся... Так что - это не индикатор. Попробуйте представить, что было бы, если Союз попытался бы добраться до Франции... Думаете, русские офицеры не встали бы на защиту своего нового дома? Не уверен...
Хотя надо сказать, что раздоры между приверженцами одной точки зрения на какой-нибудь вопрос - не редкость... Посмотрите на несостоявшуюся оппозицию на выборах 2008 года... Они одно время даже нашли в себе силы заткнуть уши и не слышать программных речей соседей по коалиции... Цель и интерес первоочередной у них очевидно один... Ну и что? =)
Это совсем другая тема. Мы ведь о том, что понятие "единый народ" должно включать в себя единые интересы, единое мировоззрение (или, соответственно, не должно). А внутри самого народа взгляды на происходящее внутри же могут быть какими угодно.
Федорей, я утрировал. В ответ на "какие могут быть интересы?" с подразумевавшимся ответом "никаких не может"... С последними утверждениями совершенно согласен, здесь предмета для спора нет...
А что касается -
а) Как давно земли Северного Кавказа вошли в состав российского государства; как долго в составе оного находилась, к примеру, Польша?
Не рискну утверждать, что я прав, но сильно подозреваю в разноценности Польши и Кавказа для Российской Империи (хоть в виде СССР, хоть в виде РФ). Кавказ-таки - стратегически важная территория. Не зря столько жизней положили на его покорение и присоединение. И не отступают от этого и сейчас. А от Польши отказались сравнительно легко. Кстати, напомните мне, сколько в составе РИ была Польша?
Федорей, Польша - всю жизнь "западная граница" Руси и России. Нигде не было для нашей страны более важного направления, чем западное... Потому и дрались с Польшей и за польские территории с Ливонской войны и до нынешних разговоров о ПРО... Зачем? Это громадная, хорошо заселенная и довольно культурная территория. Вспомните хотя бы, сколько войн было именно на ее территории...
От Польши отказались? Да ее просто не смогли удержать! Посылали туда Тухачевского, он практически до Варшавы добрался... А потом получил по голове по полной программе. А от Финляндии почему "отказались", развязав потом с ней войну за крошечный клочок Карельского перешейка? Да просто в ином случае финны не держали бы нейтралитет, а взяли Петроград, благо, до него недалеко было, а финнам было, кем воевать. Тогда бы большевики быстро накрылись медным тазом...
Собственно польские земли - с третьего раздела 1795 года - и до 1917...
Кавказская война, скажем, закончилась в 1864... Так что подольше в составе РИ была Польша, подольше, даже если оглянуться на успехи Александра Благословенного (Грузия)...