TirendyВообще-то дерево - не единственный вид топлива. Было бы то, что горит: уголь, торф, кизяк (кстати, основной вид топлива в степных странах), солома...
Я в самом начале обсуждения и предположил, что у Гондора должны быть угольные копи, иначе нечем топить. Кизяки и солома - вариант для малонаселённых областей, где коровьего г...на, пардон, много, а людей - мало. А в городе - наоборот. "Воды нет, полезных ископаемых нет, населена роботами" (с).
Конкретно о Византии: нашла такую цитату "Довольно большая категория торгово-ремесленного населения была связана со снабжением города топливом: речь идет о дровосеках и угольщиках, которые заготовляли и доставляли дрова и уголь горожанам, обслуживая также общественные бани и пекарни. " (Сборник 'История Византии. Том 1' \\Академик Сказкин С.Д. (отв.редактор) - Москва: Наука, 1967)
Там же написано о том, что в Византии, конкретно, в Далмации были большие леса, в том числе строевой и корабельный лес, а в Константинополь свозились самые разнообразные отвары со всей империи - из Египта, Сирии, Палестины и т.д., и он процветал во многом за счёт провинции. Но тут уже вопрос общественного устройства, по-моему, отличного от гондорского.
Вот оно! Далмация имеет протяженную береговую линию, значит сплавляли по рекам и везли в Царьград морем. Больше - никак. Тракторов-лесовозов не было, а на телеге брёвна далеко не утянешь.
Следовательно, - рассуждая по аналогии - Гондор должен был обладать не только торговым флотом, но и лесовозами. Причём, большие стволы, при том уровне техники и корабельной грузоподъёмности, можно было бусировать только в виде плотов. Иной, более вероятный вариант - иметь судостроительные верфи прямо в устьях арнорских рек, куда лес доходил самосплавом.
Умбар, надо полагать, был не просто пиратским гнездом, но городом-государством, обладающим верфями. В противном случае он неизбежно проигрывал морскую войну Гондору, поскольку пиратам под силу регулярно захватывать торговые суда, но никак ни военные галеры. Ведь чтобы взять на абордаж военный корабль, нужен превосходящий по силе военный корабль. А его надо иметь.
Таким образом, Умбар, не имеющий собственного леса, неизбежно вынужден был вступить в конфликт с Гондором за обладание доступными лесными массивами - и без всякого Саурона. Причём для возникновения конфликта достаточно было просто независимости Умбара от метрополии. Сау оставалось лишь дровишек в костёр подбросить.
Эволюция конфликта видится так: торговая республика Умбар (партия Кастамира) объявляет незалежнисть, Гондор вводит торговое эмбарго на лес; Умбар пытается на обезлюдевшем Арноре создать собственные верфи - Гондор его вышибает; Умбар начинает корсарскую войну, перехватывая лесовозы и торговые корабли, на что Гондор отвечает созданием крейсерского конвоя; Умбар, вынужденный нести большие расходы переходит от торговли к банальному пиратству и работорговле, делает рейды вверх по рекам Гондора; Гондор строит защищенные базы-гавани ВМФ, типа Дол-Амрота, прекращает возить карабельный лес из Арнора и переходит к строительству стационарных защищенных верфей в Арноре.
Умбар неизбежно начинает проигрывать войну, но тут вступает в силу маятник
Людендорфа Саурона - атака вастаков. Силы Гондора связаны, чем пользуется Умбар.
Война на два фронта медленнно, но верно истощает его силы. А Саурон ждёт, закабаляя союзников долговыми обязательствами.