Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Искусство в СССР.  (Прочитано 6474 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Анатолий Мариенгоф. "Вам, потомки!".

Выдержки составляют где-то одну девятую часть книги, извините за объём.
Желающие могут ознакомиться с ней целиком полностью по адресу:
http://lib.aldebaran.ru/author/mariengof_anatolii/mariengof_anatolii_yeto_vam_potomki

Некоторые детали восстановлены по изданию С-Пб, 1994г. вместе с романом "Екатерина" (пара примечаний)

Чисто субъективные выкрики о политике я большей частью не цитирую.
 Мариенгоф также женоненавистник и антиклерикал, но и эта часть меня сейчас мало интересует (так же как я не рассматриваю его сейчас как писателя).
Цитируются в основном его же подборки цитат и биографические заметки.


В 1909 году Лев Толстой записал в дневнике:
"Чтобы быть художником слова, надо, чтобы было свойственно высоко подниматься душою и низко падать".
Падать- то низко мы умеем.
Ни за что не написать мне так, чтобы понравилось нашему министру культуры.
А вот по Чехову, "заяц, ежели его бить, спички может зажигать".
Значит, он, этот заяц-то, поумней будет.


[…] Жену Зощенко, Нину Владимировну, в Союзе писателей спросили: "Где бы вы хотели похоронить Михал Михалыча?" Она ответила: "На Литераторских мостках". Но ей в этом отказали под каким-то глупым предлогом. "В таком случае, - сказала она, - я хочу похоронить мужа в Сестрорецке". Там была у Зощенко дача. Вернее - половина дачи. Этому желанию вдовы в Союзе обрадовались: "Пожалуйста, мы сегодня же договоримся с похоронным бюро".

А вечером того же дня наше Правление долго обсуждало текст траурного объявления в газете.
Обычно извещали так: "С глубоким прискорбием сообщаем о кончине…" и т. д. Но умер не кто-то, а Зощенко. Правлению Союза писателей пришлось всерьез задуматься: "Уместно ли о Зощенко печатать „с глубоким прискорбием"?" Нет, не уместно! И в "Ленинградской правде" появилось в черной рамке: "Правление Ленинградского Отделения Союза Советских писателей РСФСР с прискорбием извещает о смерти М. М Зощенко"
Но вынос тела все-таки попытались обставить внушительно. Замдиректора нашего клуба тов. Миллер, выглянув из окна, поразился, что знаменитое здание на ул. Воинова окружено плотным кольцом милиционеров в форме - красные околыши, погоны и канты. Обескураженный, он немедленно позвонил в отделение милиции:
- В чем дело, товарищ начальник? Мы не привыкли хоронить писателей с милиционерами в форме.
- Так, так. Не привыкли, чтобы в форме? Ну, в таком случае мы их переоденем в штатское.
И действительно переодели.


Про одного своего полуприятеля, полуписателя, полубиллиардиста и покериста Маяковский презрительно сказал:
- Он хорошо настроен, потому что плохо осведомлен.
Это было уже в сталинскую "эпоху".



Хорошенькая Валя, свернувшись клубочком на тахте, одним ухом слушала по радио приглушенного Ойстраха, а другим - разговор за чайным столом трех бабушек. Они говорили о недавних смертях: у одной бабушки умерла ее школьная подруга, у другой - ее первый возлюбленный, у третьей - двоюродная сестра.
Не выдержав. Валя буркнула с сердцем:
- Не знаю! У нас вот никто не умирает!
Бабушки смущенно замолчали. Даже не стали оправдываться. Даже не сказали: "У вас!..".
Хорошенькая Валечка была студенткой второго курса.



Государство, как надоедливая муха, жужжит. Жужжит, жужжит тебе в уши. Потом садится на тебя, кусается, как собака. О, Боже мой!


В приемной сановника маститый NN кладет на язык таблетку.
Хорошенькая секретарша лукаво спрашивает:
- Министра культуры боитесь?
- Нет, - отвечает NN, - я боюсь культуры министра.


В эпоху Возрождения Англия являлась маленькой страной - около пяти миллионов жителей, из них четыре пятых - неграмотных, а писателей было около трехсот - среди которых Шекспир, Бен Джонсон, Спенсер, Томас Мор, Марло, Флетчер, Мильтон…
А нас сколько? 200 миллионов. И почти все умеют писать-читать. Но где же Бен Джонсон хотя бы? Или Томас Мор?
Грустно.
К слову, о Томасе Море. Как известно, он был лордом-канцлером Генриха VIII. Потом, что являлось не редкостью в ту эпоху, король решил обезглавить его. Поднимаясь на эшафот, автор "Острова Утопии", обращаясь к палачу, шутил:
"Пожалуйста, сэр, помогите мне взойти. А вниз я уж как-нибудь сам спущусь".
До чего же прелестны англичане в своем чувстве юмора!
Завидую. Надо признаться, что мы этого лишены совершенно. Даже Мейерхольд, когда Сталин поставил его к стенке, не нашел ничего более остроумного, как закричать:
- Да здравствует революция!
« Последнее редактирование: 30/10/2008, 20:38:12 от Мёнин »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Автор "Анатомии меланхолии" Бертон, из той же очаровательной компании англосаксов, предложил:
"Заберись повыше и смотри, и ты увидишь, что весь мир безумен".
Через три столетия, в наш век атомной и водородной бомбы, я не могу посоветовать ничего другого.


Начальник американского генерального штаба Риджуэй рассказывает: было совещание перед крупной операцией; какой-то генерал, согнувшись над картой, сказал: "За эту высоту я бы отдал десять тысяч человек". В комнате стало тихо. И вдруг из глубины раздался спокойный голос: "Щедрый мерзавец".
Вот и Сталин тоже был щедрый мерзавец. Я даже думаю - самый щедрый из тех, кого запомнила история.


* * *
Только писатели-подлецы могут говорить на собраниях (дома они этого не говорят), что отсутствие свободы делает нас счастливыми, а литературу… великой!


Со злостью скомкав "Литературку", я вспомнил слова Салтыкова-Щедрина про какую-то газетенку его времени:
"Как принесут ее, так и кажется, что дурак вошел в комнату".
Я бы только добавил: дурак и подлец.


Съезд партии. Троцкий покаялся. Выступает Надежда Константиновна Крупская. Она говорит, что вот-де Лев Давидович признал свои ошибки, и теперь можно прекратить проработку его (смысл выступления).
Сталин в гневе. Насупился. Шевелятся его усы. Бурчит. Но довольно громко, чтобы сидящие поблизости слышали его:
- Еще одно такое ее выступление, и я сделаю Фотиеву вдовой Ленина.
Это мне рассказал Борис Евгеньевич Этингоф. Он сидел в первом ряду и собственными ушами слышал сталинское бурчание.


Решил купить себе палку. Захожу в магазин, прошу: "Покажите мне, пожалуйста, вон ту". Работник прилавка протягивает. Пробую, опираюсь.
- Коротковата! Дайте, пожалуйста, подлинней.
- Все палки, гражданин, стандартные.
- Да что вы! А вот Господь Бог делает людей не стандартными.
Поправив на носу очки, работник прилавка спрашивает меня со строгой иронией:
- Не работает ли ваш Господь Бог лучше советской власти?
Храбро отвечаю:
- Чуть-чуть.
При Сталине после такого ответа работник прилавка уже звонил бы в ГПУ, а ночью за мной приехал "черный ворон".
Мой потомок, вероятно, скажет:
- Неправдоподобно! Невероятно!
Поверьте мне, любезный потомок, при Сталине я бы никогда не был столь храбр в магазине.


Спиноза, между прочим, считал, что профессиональные политики скорее злоумышляют против людей, чем заботятся о них.
Какое огромное количество людей Сталин сделал подлецами, то есть доносчиками, лжецами, шпионами, палачами, убийцами, изменниками. Друзья стали предавать своих друзей, дети - матерей и отцов, отцы и матери - детей, мужья - жен, жены - мужей, возлюбленные - возлюбленных.
А где Шекспир, где Данте, где Байрон этой непостижимой эпохи?
« Последнее редактирование: 07/09/2008, 02:11:47 от Мёнин »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Мишке Софронову дали трешницу. Он сказал:
- На эти деньги я куплю барбарисок и раздам всем хулиганам в классе. Тогда они меня не будут бить.
И еще: как-то вхожу во двор и вижу такую картину - стоит, подбоченившись, глухонемой Петька, а перед ним на коленях Мишка. И бьет земные поклоны. Они сверстники.
- Миша! Миша! - подзываю я коленопреклоненного.
Он поднимается, неторопливо отряхивает штаны и, пригладив хохолок, подходит ко мне.
- Чего это ты перед Петькой распластался?
- Да так, на всякий случай. Он ведь гроза нашего двора.
Поразительный парень этот Мишка. Очень современен. Далеко пойдет.


Аристотель говорил: "рабы и другие животные".
Как будто это про нас сказано. Именно: выдрессированные животные.


Сталин превосходно знал не только Макиавелли, но и Аристотеля.
Вот что писал этот древний грек о мерах, способствующих "сохранению тирании":
"Необходимо - угнетение людей, возвышающихся над общим уровнем, вытеснение людей мыслящих… строгий надсмотр за всем, что возбуждает в гражданах предприимчивость и взаимное доверие, запрещение всех тех обществ, в которых может быть обмен мыслей; напротив, дозволение всего того, что способствует к возможно большему разобщению граждан… Не оставаться в неведении того, что говорят или что делают подданные, но иметь соглядатаев… сеять раздоры и поселять вражду между гражданами… ссорить друзей между собой… и чтобы подданные, занятые каждодневной работой, не имели разговоров".
Что из этого упустил Сталин? Ничего. Все использовал.
Поразительно!


У Таировых за столом затеяли разговор о демократии. В нашем понимании и в американском.
Насмешливо почесав свои рыжие бакенбарды, Карл Радек сказал:
- Конечно, и у нас могут быть две партии… одна у власти, другая в тюрьме.
И в столовой стало тихо. Никому больше не захотелось разговаривать о демократии.
Радек мне понравился.


Зимой 1942 года Никритина с бригадой большедрамовцев была на московском фронте, под Сухиничами. Армией командовал Рокоссовский. Он был необычайно любим и солдатами, и офицерами, и колхозными старухами, и ребятишками. Можно было часами ехать по лесной дороге и видеть букву "Р", вырезанную на коре деревьев.
После выступлений артистов на передовых позициях Рокоссовский устроил для них банкет.
Водку, конечно, пили стаканами.
Гости и командиры шумели:
- За Рокоссовского!… За Рокоссовского!…
А тот, не так давно выпущенный из тюрьмы, сквозь зубы сердито кидал:
- За Сталина!… За Сталина!…
Он хорошо понимал, зная азиатскую ревность нашего "фюрера", что эти тосты "За Рокоссовского!" могут ему недешево обойтись. Доносчиками-то кишмя кишела социалистическая республика.
После ужина стали танцевать.
Рокоссовский пригласил Никритину.
Так как женщины считают, что бестактность разрешена им самой природой, после первого круга Никритина спросила своего кавалера:
- Вот вы, Константин Константинович, ни за что ни про что сидели в тюрьме. Ну и как - простили это?
Рокоссовский ответил дипломатично:
- Да. Родина - как мать. А мать все равно простишь, если она даже несправедливо наказала.
Все когда-либо сидевшие за решеткой, как я заметил, потом годами обожают вспоминать это. Одни с юмором, другие - лирически, третьи - зло.
Крутясь в вальсе, стал вспоминать и Рокоссовский:
- Подлец следователь однажды спросил меня: "А как, проститутка, ты пролез в нашу партию?"
- И вы не проломили ему череп?
- Нет. Подлец вовремя отскочил. А табуретку я действительно уж поднял над башкой.
Вальс продолжался.
- Между прочим, с нами в камере сидел один ваш известный режиссер.
- Мейерхольд? - взволнованно спросила Никритина.
- Нет. Алексей Дикий. Мы его били "в темную".
Никритина знала, что так говорят, когда бьют, накрыв шубой.
- За что?
- За дело. Он был вреднейшей "наседкой".
В тюрьме так называют осведомителя, подсаженного в камеру.
« Последнее редактирование: 07/09/2008, 02:12:09 от Мёнин »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Умный Владимир Нарбут (был такой стоящий поэт, тоже поставленный к стенке Сталиным) [...]

В бум. изд. примечание:
В. И. Нарбут (1888-1938) поэт, входивший в группу акмеистов [...] не был расстрелян. В октябре 1936 г. он был он был арестован по "делу переводчиков с украинского" и этапирован на Колыму. где в марте 1938 г. погиб. О страшной судьбе Нарбута Н.Я. Мандельштам писала следующее: "...говорят, что в пересыльном он был ассенизатором, то есть чистил выгребные ямы, и погиб с другими инвалидами на взорванной барже. Баржу взорвали, чтобы освободить лагерь от инвалидов. Для разгрузки" - Мандельштам Н.Я. Воспоминания. М., 1989. С. 362.


"…Лично для меня личные мои дела имеют более значения, нежели все мировые вопросы - не от мировых вопросов люди топятся, стреляются, делаются пьяницами, - я испытал это и знаю, что поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли, - лично для меня первая привлекательней последней, и потому, например, лично на меня ваши пьесы (стихи) без тенденции производят сильнейшее впечатление, нежели пьесы с тенденцией…"
Это же не Мариенгоф писал Есенину, а Чернышевский… и кому? Некрасову!


В двадцатых годах у нас в Москве спрашивали:
- Кому на Руси живется хорошо?
И отвечали:
- Максиму Горькому в Сорренто.
Он тогда был невозвращенцем. С Лениным не сговорился. А вот со Сталиным, видите ли, и с его Ягодами нашел общий язык!


Чистейшего Чехова цензура запрещала "по цинизму и сальности".
Она всегда идиотка, эта цензура. Если она будет существовать и при коммунизме (а это не исключено), так идиоткой и останется.
Умнеют-то машины, а не люди.
Вот три века тому назад, к примеру, Мильтон не только понимал, но и требовал, чтобы книга рождалась так же свободно, как человек, чтобы на ней стояло лишь имя автора и издателя и чтобы она, как человек, сама за себя отвечала.
Ан, нет! И через триста лет какому-нибудь невежде и подлецу у нас платят деньги, чтобы он, шлепнув блямбу, изволил надписать "разрешено к печати".


Древние египтяне для удлинения жизни принимали рвотное и старались побольше потеть. При встрече они приветствовали друг друга словами:
- Как вы, сударыня, потеете?… Как вас рвет?…
Все условно. И очень по-разному. Но авторы исторических романов и пьес даже таких пустяков не понимают. Они только переодевают своих героев: вместо римской тоги - боярский кафтан, потом камзол с короткими штанами, потом клетчатые брюки со штрипками.


Не анекдот. Везут покойника; случайный прохожий спрашивает:
- Отчего помер? От рака?
- Нет.
- Инфаркт?
- Нет.
- Туберкулез?
- Нет, от гриппа.
Случайный прохожий машет рукой:
- А! Это пустяки!
« Последнее редактирование: 08/09/2008, 08:58:34 от Мёнин »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Шаляпин называл критику хавроньей. Очень точно. Была, есть и, очевидно, будет ею. И что поразительно - не стареет, не меняется. Во всяком случае, наша российская. Бессмертная хавронья.


"Когда совесть раздавали, его дома не было".
Это сказано про писателя Константина Симонова.


[…] - В школу идти неохота, - нехотя отвечает он. - Ску-ука!
- Скука?… - переспрашиваю я. - Да откуда ей взяться?… Сколько вас в классе-то?
- Тридцать пять.
- Вот!… У тебя там тридцать пять друзей, а ты - "ску-ука".
- Непонятно, непонятно… - уже думая совсем о другом, говорит торопящаяся, всегда торопящаяся, мама.
Кирка смотрит со снисходительной иронией на нее, укоризненно на меня, встает из-за стола, целует ее в губы, меня - в лоб, как старший младшего, и говорит коротко:
- Не тридцать пять друзей, а тридцать пять врагов.
А на пороге задает философский вопрос:
- Разве, папа, и в жизни не так?
В те дни меня в очередной раз за что-то прорабатывали газеты, и малыш огорчался, переживая это гораздо сильней и глубже, чем я.


Вы только подумайте, одновременно в России жили - Толстой, Достоевский, Чехов!
Уже сегодня это кажется невероятным.
И я совершенно убежден, что подобное не повторится в течение столетий.
Как в Англии за три с половиной века не повторился Шекспир.



Шостакович находился тогда на Севере. Если память меня не обманывает - в Архангельске. В солнечный морозный день (было больше тридцати градусов) он в хорошем настроении вышел из гостиницы, чтобы купить в киоске газету. Заплатив двугривенный за московскую "Правду", он тут же на морозе стал просматривать ее и сразу увидел жирную "шапку" над подвалом: "СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ".
Эту преступную статью написал Заславский, обожавший музыку Шостаковича, считавший его гением. Газетный негодяй написал ее по конспекту Сталина.
Шостакович прочитал статью от первой до последней строчки тут же на морозе, не отходя от киоска. У него потемнело в глазах, и чтобы не упасть, он прислонился к стене.
Это рассказал мне сам Дмитрий Дмитриевич. Он забежал к нам на Кирочную в первый же день своего возвращения в Ленинград.


На девятнадцатом году революции Сталину пришла мысль (назовем это так) устроить в Ленинграде "чистку". Он изобрел способ, который казался ему тонким: обмен паспортов. И десяткам тысяч людей, главным образом дворянам, стали отказывать в них. А эти дворяне давным-давно превратились в добросовестных советских служащих с дешевенькими портфелями из свиной кожи. За отказом в паспорте следовала немедленная высылка: либо поближе к тундре, либо - к раскаленным пескам Каракума.
Ленинград плакал.
Незадолго до этого Шостакович получил новую квартиру. Она была раза в три больше его прежней на улице Марата. Не стоять же квартире пустой, голой. Шостакович наскреб немного денег, принес их Софье Васильевне и сказал:
- Пожалуйста, купи, мама, чего-нибудь из мебели.
И уехал по делам в Москву, где пробыл недели две. А когда вернулся в новую квартиру, глазам своим не поверил: в комнатах стояли павловские и александровские стулья красного дерева, столики, шкаф, бюро. Почти в достаточном количестве.
- И все это, мама, ты купила на те гроши, что я тебе оставил?
- У нас, видишь ли, страшно подешевела мебель, - ответила Софья Васильевна.
- С чего бы?
- Дворян высылали. Ну, они в спешке чуть ли не даром отдавали вещи. Вот, скажем, это бюро раньше стоило…
И Софья Васильевна стала рассказывать, сколько раньше стоила такая и такая вещь и сколько теперь за нее заплачено.
Дмитрий Дмитриевич посерел. Тонкие губы его сжались.
- Боже мой!…
И, торопливо вынув из кармана записную книжку, он взял со стола карандаш.
Сколько стоили эти стулья до несчастья, мама?… А теперь сколько ты заплатила?… Где ты их купила?… А это бюро?… А диван?… и т. д.
Софья Васильевна точно отвечала, не совсем понимая, для чего он ее об этом спрашивает.
Все записав своим острым, тонким, шатающимся почерком, Дмитрий Дмитриевич нервно вырвал из книжицы лист и сказал, передавая его матери:
- Я сейчас поеду раздобывать деньги. Хоть из-под земли. А завтра, мама, с утра ты развези их по этим адресам. У всех ведь остались в Ленинграде близкие люди. Они и перешлют деньги - туда, тем… Эти стулья раньше стоили полторы тысячи, ты их купила за четыреста, - верни тысячу сто… И за бюро, и за диван… За все… У людей, мама, несчастье, как же этим пользоваться?… Правда, мама?…
- Я, разумеется, сделала все так, как хотел Митя, - сказала мне Софья Васильевна.
- Не сомневаюсь.
Что это?…
Пожалуй, обыкновенная порядочность. Но как же нам не хватает ее в жизни! Этой обыкновенной порядочности!
« Последнее редактирование: 07/09/2008, 02:13:02 от Мёнин »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Взяв рюмку за талию, Эрдман сказал:
- Кто мои настоящие друзья, это я узнаю сразу после моих похорон.
- Почему так, Николаша?
- Твое здоровье!… - И он большим глотком выпил ледяную водку. - Видишь ли, цыганская карта предсказала, что хоронить меня будут в дождь, в слякоть. А ведь в такую погоду пойдут провожать меня на Ваганьковское только настоящие друзья.
Он налил вторую рюмку.
- За дружбу. Толя!… Сколько, нашей-то?
Без малого сорок.
В тот вечер мы крепко выпили.


"ПОКАЗУХА!"
Это слово только вчера родилось, а сегодня его уже говорит город, говорит деревня, говорит интеллигент, говорит молочница.


Говорили о грехопадении Анны Ахматовой.
- Разрешите, друзья, несколько осовременить афоризм Горького, - сказал детский писатель со скептическим носом, слишком тонким и острым для рядового человека.
- Ну, осовременивай.
И воспитатель молодого поколения отчеканил:
- Летать рожденный могет и ползать.
- Прелестно!


[…] Потом я заметил, что есенинская муза говорит громче, чем в промелькнувшую эпоху, что ее мягкие бедра совсем не танцуют и что у нее под мышкой портфель свиной кожи.
— Уж не стали ли вы, Гутенька, членом партии? — с улыбкой спросил я.
— Да, — строго ответила она.
— Может быть, даже председателем месткома?
— Да.
[…]
Мы стали наперебой вспоминать спектакли тех неповторимых лет. Я, разумеется, не забыл и «Брамбиллу», прогремевшую в Москве.
— А знаешь, Саша, — обронил я, — пора тебе замириться с Гутей. Чего там недоброе помнить! Помирись и пригласи-ка ее обратно в театр. Гутя будет счастлива. Одним духом прибежит. Я случайно встретился с ней в Вятке, видел на сцене.
— Она все так же красива?
— О!
— Не подувяла?
— Нисколько! — соврал я с легким сердцем.
— Давай ее адрес.
К открытию нового сезона Миклашевская снова была актрисой Камерного театра. Какие роли сыграла она там, я не помню. Вероятно, нечего было помнить. Тем не менее Таиров вскорости выхлопотал ей звание заслуженной актрисы.
А когда, по предложению Сталина, Александра Яковлевича и Алису Георгиевну выгоняли из их театра, из таировского и кооненского Камерного театра, член партбюро Августа Леонидовна Миклашевская, став оратором, пламенно ратовала за это «мудрое решение вождя человечества».
Эх, Гутенька, Гутенька!
После того я уже не встречался с ней. Что-то не хотелось.


Покойный знаменитый профессор Гергалаф как-то у себя в клинике, по необходимости, отрезал одному несчастному ступни обеих ног.
Потом, демонстрируя обезноженного, профессор говорил своей белохалатной свите, что причина причин болезни - куренье.
- Вот до чего, друзья мои, довели человека "невинные" папироски, которые через десять минут вы все закурите, - заключил прославленный хирург.
Ассистент Гергалафа стоял возле изголовья обезноженного. Тот сделал ему знак глазами - "Нагнитесь, мол, ко мне".
И прошептал:
- А ведь я, доктор, в жизни не выкурил ни одной папиросы.
- Молчите! Молчите! - испуганно отвечал ассистент.
Не слишком ли много и в нашей литературе этого трусливого - "Молчите! Молчите!".

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Киевский стихоплетишка Микола Бажан, дослужившийся на Украине до какого-то министерского портфеля, выступая в Москве, в Союзе писателей, сказал:
"Среди нашей интеллигенции нашлись, к сожалению, неустойчивые люди, которые думали в панике, что необходима переоценка всех ценностей, полная смена всех. Неправильно ставился вопрос и о личности И. В. Сталина. Многие ретивые редакторы дошли до того, что имя Сталина стали вычеркивать из наших произведений. Один из московских писателей заявил, что он горд тем, что ни в одном его произведении никогда имя Сталина не было упомянуто. А ведь гордиться-то нечем. Зачеркивать все, что было сделано Сталиным доброго, зачеркивать весь тот путь, который мы прошли, веря в Сталина как воплощение наших мечтаний и идеалов, видя в Сталине воплощение партийной воли и партийного руководства, было бы недостойно честных советских людей и честных советских писателей".
"Веря в Сталина как воплощение наших мечтаний и идеалов".
Подлец! Подлец этот Бажан!
- А миллионы и миллионы, - спрашиваю я, - безвинных людей, замученных в застенках ГПУ пытками этим "воплощением идеалов".
Им, им! Не жалкие же его палачи в ответе! Замученных им в одиночках, в каторге, в тюрьмах, в концлагерях, в ссылках. Расстрелянных им в затылок, как Мейерхольд, Перец Маркиш, Бухарин, Тухачевский и тысячи, тысячи других. Раздавленных на пустынных дорогах или в темных переулках, как великий артист Михоэлс.
Среди расстрелянных, раздавленных, замученных пытками и все друзья по революции Владимира Ильича - его старая большевистская гвардия, верная своему лидеру до его смертного часа. Тут гордость нашего воинства - полководцы, разбившие Деникина, Колчака, Юденича, Врангеля. Тут цвет искусства, науки и техники. Тут ум и мускулы деревни.
Бессмысленно, совершенно бессмысленно разбитые жизни, искалеченные, оклеветанные, обесчещенные, пущенные "в расход" наши лучшие люди.
"Мокрое" сталинское дело! Самое страшное "мокрое дело" за всю историю человечества.
Ну и подлец же, подлец этот Бажан. Этот Миколушка!…
"Есть много огромного, но огромней всего человек", - говорил Сократ.
Посмеемся же, друзья мои. Горестно посмеемся. Ведь и Бажан как будто тоже человек, он даже стишки пишет.


[...] В те берлинские времена Марья Федоровна уже была замужем за Петром Петровичем Крючковым ("Пэпэкрю", как его называли). Он являлся полновластным горьковским "коммерческим директором" - вел все его обширные "иностранные дела" по изданиям, переизданиям и переводам сочинений.
[...] Мне говорили, что Алексей Максимович, знавший русского человека "на взгляд и на ощупь", относился к Пэпэкрю с сердцем.
А после кончины Горького, умершего, разумеется, обычной человеческой смертью, Сталин… расстрелял Крючкова.
За что?… Народу сказано было: за преднамеренное злодейское убийство.
Кого?
Горького.
Фантасмагория!


В двадцатых годах психологические пьесы, психологический театр были не в моде. Это называли "психоложеством".

* * *
[...] Действительно, я ему не льстил, так как никогда, к сожалению, не умел этого делать. А ведь лесть, даже глупая, так облегчает жизнь!
- Вы, Бабель, прекрасный писатель!
Для меня самого эти слова явились совершенно неожиданными. Даже прекрасному поэту Есенину я ни разу в жизни не сказал, что он прекрасный поэт.
- Спокойной ночи, брат дервиша.
Исаак Бабель тоже умер в сталинской каторжной тюрьме.


Это было в конце сталинских сороковых годов.
Келломяки. Почему-то не льет дождь. Я прихожу на вокзал, чтобы встретить Никритину. Она обещала вернуться пятичасовым, но задержалась на репетиции, и вместо нее я неожиданно встретил Шостаковича.
- Зайдем, Анатолий Борисович, в шалман.
Он своими тремя столиками раскинулся напротив станции.
- Выпьем по сто грамм. У меня сегодня большой день.
И Дмитрий Дмитриевич улыбается саркастически. Не люблю я этого слова, но другое (хорошее) не приходит в голову.
Садимся за деревянный кривой столик, к счастью, не покрытый облупившейся липкой клеенкой. Девушка в белом переднике приносит нам теплую водку и на черством хлебе заветренную полтавскую колбасу.
Шостакович чокается:
- Так вот, Анатолий Борисович, являюсь я сегодня в Консерваторию… А перед тем как войти в класс, случайно останавливаюсь перед "доской объявлений" и читаю…
Он делает паузу и с той же улыбкой потирает руки.
- Читаю, что меня выгнали из профессоров.
- Прелестно!
- Узнаю, значит, об этом из приказа, наклеенного на доску.
- Прелестно!
- Ну, выпьем, Анатолий Борисович.
- Есть за что! - говорю я.
И мы сдвигаем зеленоватые стаканы.


За несколько дней до смерти, чувствуя себя совсем не плохо, Лавренев говорил:
- Я смерти не боюсь. В 67 лет умереть уже не страшно. А вот что у моего гроба будет произносить речь Анатолий Софронов, это, друзья мои, страшно!
Так и случилось. Надгробную речь говорил Софронов. А от ленинградскихписателей - пьяный Виссарион Саянов, которого Лавренев тоже терпеть не мог.
Закон жизни! Она же, чертовка, ироничней всех Вольтеров.


Если бы меня спросили, что в жизни необходимей - хлеб, нефть, каменный уголь или литература, я бы, не колеблясь, ответил - литература.
Это понимают еще немногие.


[...] Осип Эмильевич начал умирать в ссылке, казавшейся посторонним почти сталинской милостью.
Но, оказывается, не ему самому.

Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета.
Губ шевелящихся отнять вы не могли.


А вот еще из той же "Воронежской тетради".
И еще:

Пусти ж меня, отдай меня, Воронеж -
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня, вернешь -
Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож!
Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок.
От замкнутых я, что ли, пьян дверей? -
И хочется мычать от всех замков и скрепок.
И в яму - в бородавчатую темь -
Скольжу к обледенелой водокачке
И, задыхаясь, мертвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке.
А я за ними ахаю, стуча
В какой- то мерзлый деревянный короб:
- Читателя! Советчика! Врача!
На лестнице колючей - разговора б!


- 1937
Конец 1950х


Злостный оффтопик
Я хочу только заметить, кроме самого факта существования модераторов, что я сам не настроен слишком резко обсуждать эту тему, и, думаю, способен её закрыть при возникновении беспредметного спора. Извините.
« Последнее редактирование: 07/09/2008, 02:27:55 от Мёнин »

Оффлайн пьер

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Больше спишь - меньше куришь.
    • Просмотр профиля
Про покупку трости в магазине, очень современно.

И, вообще, прекрасная мысль процитировать здесь Мариенгофа.

+1.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Взято тут: http://tapirr.livejournal.com/tag/shostakovich
UPD: К почти каждой части дана небольшая цитата.

1. О Сталине и как он выбирал гимн
Когда я был моложе, то делал иногда похожие на эти, крайне неосмотрительные заявления. И до сих пор у меня интересуются, когда я закончу оперу "Тихий Дон". А я такую оперу никогда не закончу. Потому что я ее никогда не начинал. Просто пришлось в трудный момент сказать нечто подобное. Это ведь у нас особый вид самозащиты. Говоришь, что задумал такое сочинение. Обязательно с каким-нибудь убойно звучащим заголовком. Это - чтоб тебя не побивали камнями. А сам пишешь какой-нибудь квартет. И получаешь от этого тихое удовольствие. А руководству сообщаешь, что сочиняешь оперу "Карл Маркс". Или "Молодая гвардия". Вот и простят тебе квартет. Оставят в покое. Под мощным прикрытием таких "планов" можно иногда прожить год-два спокойно.

2. О Юдиной: "Тогда Юдина написала Сталину письмо..."
Говорят, Бехтерев, крупнейший наш психиатр и хороший знакомый друга нашей семьи - Грекова - осмелился заявить, что Сталин ненормальный. Бехтереву было тогда лет 70. Он был мировой знаменитостью. Его вызывали в Кремль. В Кремле он тщательно обследовал психическое состояние Сталина. Вскоре после этого Бехтерев умер. Греков был уверен, что Бехтерева отравили. А ведь это - еще один страшный анекдот. Из знаменитой серии о сумасшедших домах и их обитателях. Сумасшедший отравил своего врача.


3. Национальное искусство - в кавычках и без
Так что атмосфера очень даже способствовала фабрикации гениев в массовом порядке. И, наоборот, их столь же массовому исчезновению. Пример Мейерхольда, с которым я работал, и, смело сказать, дружил, это подтверждает. Ведь теперь трудно себе даже представить, какова была популярность Мейерхольда. Его знали все. Даже те, кто к театру и искусству никакого отношения не имел вообще. В цирке клоуны регулярно пели куплеты про Мейерхольда. В цирке любят, чтоб публика смеялась сразу. И про людей безвестных там петь куплеты не будут. Да что там говорить, гребешки продавались под названием "Мейерхольд".

А потом человек исчез. Просто исчез - и все. И как будто не было его. И так длилось десятилетия. Про Мейерхольда молчали. Это было страшное, могильное молчание. Я встречал вполне образованных молодых людей, которые никогда, ничего о Мейерхольде не слышали. Его просто стерли. Как маленькую кляксу огромной чернильной резинкой. И так происходило в Москве. В столице великой европейской державы. Такое случалось с людьми, у которых была громкая мировая слава.


4. О Чехове и о страхе смерти.
Тюремные камеры - страшные норы. Люди ждут. Можно с ума сойти от страха. Многие не выдерживают напряжения. Я знаю об этом. Ожидание казни - одна из тем, которые меня мучили всю жизнь. Многие страницы моей музыки про это. Талантливый исполнитель должен это почувствовать.

5. О "левых" гуманистах
И, действительно, так ведь гораздо спокойнее жить. Удобней думать, что твой друг - богатый и свободный человек. И может угостить тебя роскошным ужином. Думать же, что твой приятель в тюрьме - неприятно. Тогда надо заступаться. Надо писать письма, протесты. А напишешь такой протест - в следующий раз в гости не пригласят. Да еще на весь мир ославят. В газетах и по радио грязью обольют. Объявят, что ты реакционер. Нет, гораздо проще поверить тому, что видишь. А видишь ведь всегда то, что хочешь увидеть. Психология курицы. Курица, когда клюет, видит одно только зерно. А больше ничего не видит. Вот она и клюет так - зернышко за зернышком. Пока ей голову не свернут.

6. Джамбул как симулякр
Маяковский, "Лучший, талантливейший" часто публиковал стихи в "Комсомольской правде". Однажды кто-то позвонил в редакцию и спросил: почему в сегодняшней газете нет стихов Маяковского? Ему ответили, что Маяковский в отъезде. "Хорошо, а кто его заменяет?".

7. О Гоголе. "Нос".

8. О своих операх и снова о Чехове
Вероятно, нет музыки хорошей или плохой. А есть музыка, которая волнует. А есть, которая оставляет равнодушным. Вот и все. А от этого, между прочим, становится грустно. Вот, скажем, отец мой любил цыганские романсы. Певал. И мне эта музыка нравилась. А потом сколько унижения романсы эти претерпели. Просто с землей, можно сказать, их сравняли. Нэпманская музыка, дескать. Вкус дурной. И прочее. Помню, Прокофьев ужаснулся, когда я сказал ему, что меня лично цыганские романсы не шокируют. Он-то всячески подчеркивал, что выше этого. И что же? Гонения оказались безрезультатными. Цыганские романсы процветают. Публика, прошу заметить, ломится. Невзирая на негодование передовой части музыкальной общественности.

9. О Маяковском.
Маяковский, как я понимаю, любил хорошо, сладко пожить. Он одевался во все самое лучшее, иностранное. Он носил немецкий костюм, американские галстуки, французские рубашки, французские ботинки. Любил всем этим хвастаться. Советские изделия Маяковский, как известно, чрезвычайно активно рекламировал в стихах. Эта реклама уже тогда всем навязла в зубах. И люди говорили:

нигде кроме
как в Моссельпроме
не найти подобной гадости.


Но сам Маяковский те предметы, которые рекламировал, ни в грош не ставил. Я в этом мог убедился сам на репетициях "Клопа". Когда для Ильинского, который играл Присыпкина, надо было отыскать уродливый костюм, Маяковский сказал: "Пойдите в "Москвошвею" и купите первый попавшийся, будет то, что надо". Но эти же костюмы Маяковский воспевал в своих вдохновенных стихах.

10. О плагиаторах.
Встречались два "соавтора" в уборной. И один другому деньги совал, а тот ему - ноты очередной песни про благородство. И для конспирации они дергали за ручки унитазов. Вот в такой возвышенной и поэтической обстановке рождалось, можно сказать, новое ценное произведение, призванное повышать моральный уровень народа.
« Последнее редактирование: 30/10/2008, 20:37:24 от Мёнин »

Оффлайн Galiusha

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Женский
  • Добрая злыдня
    • Просмотр профиля
Re: Искусство в СССР.
« Ответ #9 : 30/10/2008, 08:24:08 »
Жаль, что такую замечательную книгу на русском не опубликовали. Особенно удивил эпизод о сталинском указании о  скрещивании ежа и ужа совместном написании гимна Шостаковичем и Хачатуряном. Хорошо, что не получилось в итоге 2 метра колючей проволоки  ругани, а обошлось мирным решением вопроса в дружеском застолье. Замечательно, что поднят вопрос и о национальном искусстве. Некоторые современники о Шостаковиче отзывались как о наивном весьма неуравновешенном человеке, которого легко разыграть, но строки
Цитировать
Не верьте гуманистам, граждане. Не верьте пророкам и светлым личностям. Обманут ни за грош. Делайте честно свое дело. Не обижайте людей, старайтесь им помочь. Не надо пытаться спасать сразу все человечество. Попробуйте сначала спасти хотя бы одного человека. Это гораздо труднее. Помочь одному человеку, это очень трудно. Это так невероятно трудно. Поэтому появляется соблазн спасти все человечество одновременно. А при этом, по пути, неизменно оказывается, что для спасения всего человечества нужно угробить всего только пару сот миллионов человек. Пустяки, разумеется.
говорят о несколько ином.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Искусство в СССР.
« Ответ #10 : 13/11/2008, 23:50:23 »
Сегодня речь пойдёт уже о более поздних временах.
Автор родился в 50х, известность обрёл в начале 70х
Фамилия его известна больше, чем у Мариенгофа, впрочем, чего это я рассказываю.

Предоставим слово - встречайте - Андрей Макаревич, "Сам Овца".

Первая попавшаяся цитата:
Кстати, по поводу юбилея — со слов Беллы Ахмадулиной. Накануне семидесятилетия Окуджава позвонил ей и с тревогой спросил: «Как ты думаешь, мне не могут насильно дать какой‑нибудь орден?»


Вы вообще себе не представляете, какое впечатление производили те редкие предметы, которые чудом попадали к нам из‑за кордона. Глаз был прочно настроен на отечественное — журналы, ботинки, игрушки, машины, пластинки, конфеты, карандаши, носки, рубашки, надписи на вывесках магазинов — ибо других не было. Все эти вещи составляли собой плотную и весьма однородную среду. И когда вдруг какой‑нибудь предмет оттуда пробивал этот серый занавес, как метеор — со свидетелем этого чуда мог случиться шок.
(Вы не помните, как толпился народ вокруг первых иномарок на улицах Москвы? Это было совсем недавно. Меня в таких случаях поражало то, что при общих функциях назначения — и наша, и заграничная машина — чтобы ездить, — сходство тут же и заканчивалось бесповоротно, и бессмысленно было тратить время на поиски хотя бы одного одинакового винтика — и винтики были совсем другие, и цвет, и звук, и руль, и сиденья, и фары, и ладно бы просто другие — они были безнадежно лучше, и даже пахло от машины иначе — инопланетно и маняще.)


И все‑таки неприятие советской власти возникло у отца совсем по иной причине — сейчас я в этом не сомневаюсь. Внутри у отца был идеальный камертон, настроенный на красоту. Отец не мог провести некрасивую линию — она бы у него просто не получилась. Надо видеть его рисунки, чтобы это понять. И у отца в голове никак не складывалось: если мы дети самого передового в мире учения, то почему все вокруг такое некрасивое? Почему машины, дома, одежда, фонарные столбы, почтовые конверты, эстрадные певицы, мебель, вывески магазинов, обложки журналов, партийные транспаранты и портреты Ленина — почему все такое уродливое? Это было неприятие советской власти на эстетическом уровне.

А вот это уже история собственно...

Система мирно дожила до семьдесят первого года, и покончили с ней практически разом. Как‑то на психодром (садик перед университетом) пришел милый молодой человек в штатском, честно представился сотрудником органов внутренней секреции и поведал, что есть идея — провести всем московским хиппи настоящую демонстрацию в защиту мира. Доверчивые хиппи с восторгом согласились, и акцию назначили на 1 июня — День защиты детей.
Когда пестрая волосатая толпа с плакатами «Нет войне во Вьетнаме», «Мир во всем мире» и прочее заполнила скверик, со стороны улицы Герцена неожиданно появились автобусы, куда оперативно и без шума переместили всех демонстрантов. Далее их развезли по районным отделениям милиции, где кого‑то постригли, кому‑то дали в морду, кого‑то посадили на несколько суток, кому‑то вручили повестку с указанием прийти через три дня, так как посадочных мест на всех не хватило. В общем, недели через две все уже закончилось и вспоминалось как не очень страшный сон. Однако в личных делах задержанных появился маленький неприметный крестик.
Этот крестик оказался бомбой замедленного действия. И почти через год, перед приездом в Москву, кажется, Никсона, бомба сработала. Кто‑то вдруг вылетел из инстатута, да прямо под внеочередной набор в армию, кто‑то лишился брони на работе (бронь эта ценилась очень высоко — в армию хиппи идти не хотели по убеждению). Так что в самолете, который нес новобранцев к месту исполнения священного долга — на советско‑китайскую границу, — многие участники антивоенного митинга встретились вновь. Такая вот история.
Остается лишь добавить, что «Машина времени» весной 1971 года была погружена в ежедневные репетиции, и мы просто не знали о намечающейся на 1 июня сходке. Поздно вечером, идя с репетиции, мы встретили уцелевшую стайку испуганных хиппарей, которые поведали нам о случившемся обломе, А скажи нам кто заранее — мы наверняка явились бы в назначенное место, и дальнейшие наши судьбы могли сложиться довольно причудливо.


(Одна из многочисленных загадок законотворчества Министерства культуры: почему просто вокальные ставки могли быть и 12, и 14, и 16 рублей, то есть, если ты просто поешь, то, видимо, затрачиваешь труда больше, чем когда поешь и еще сам себе аккомпанируешь. Вообще обо всех этих чудесах стоило бы написать отдельную книгу.)
Присвоенные ставки позволяли нам за выход на сцену в концертном зале получать по 10 р. на рыло, за выход на сцену Дворца спорта или стадиона — двойную ставку, то есть 20 р.
За выход — это тоже гениальное изобретение Минкульта. Сколько ты работаешь на сцене — одну песню, пять, десять или целый концерт, — не имело значения. Это все был выход. Поэтому, скажем, конферансье, появлявшийся перед нами и торжественно произносивший: «А сейчас — „Машина времени“, получал больше нас, так как имел разговорную ставку 17 р. Произнеся заветную фразу, конферансье шел пить кофе, а мы пахали час за свои вокально‑инструментальные 10 р.
В принципе нас никто не заставлял работать целое отделение. Но зритель шел на нас, воспринимая все остальное как нагрузку. Без нагрузки нас тоже не пускали — должен же был кто‑то эту нагрузку кормить. А обмануть зрителя, пришедшего на нас — спеть три песни и поклониться, — мы не могли.


Дивная, кстати, была история с телефоном году в семьдесят девятом. Слушали меня тогда плотно, и самое противное заключалось в том, что пока сотрудник органов внутренней секреции не брал свою трубку, соединения с абонентом не происходило. А он, естественно, не мог сидеть на месте двадцать четыре часа в сутки и то и дело отлучался — то покурить, то пописать. В эти моменты я оказывался лишенным связи — телефон звонил, я снимал трубку и продолжал слышать звонки уже в ней.
Знакомый физик‑диссидент предложил мне простой и радикальный способ борьбы с этим явлением. Нужно было взять кусок обыкновенного электропровода и присоединить один конец его к клемме телефона, а другой вставить в розетку — в одну из двух дырочек, — это выяснялось опытным путем. При попадании в правильную дырочку телефон дико вякал, и у ненавистного слухача‑гэбэшника вылетали все предохранители. Пока он чинился, а на это уходило около часа, я мог пользоваться телефоном, как все люди. Метод мне понравился (я прямо видел, как чекист, чертыхаясь, дует и машет на свой дымящийся аппарат), и я проделывал сию нехитрую процедуру иногда по пять раз на дню.
Через неделю мой телефон умер. Он не отключился, а умер совсем, и в трубке было тихо, как в могиле, и ни шорохи, ни далекие гудки не нарушали этой тишины. Пришел мастер, покопался в аппарате, потом ушел на лестничную клетку и вернулся оттуда с вытянутым лицом. «У тебя врагов нет?» — спросил он ошеломленно. «Нет», — честно ответил я, меньше всего думая в этот момент о щите нашей Родины. «У тебя из общего кабеля твоего провода метра три вырезано! Это ведь еще найти надо было!» В общем, мальчику дали знать, что хулиганить не надо. Я перестал пользоваться методом физика. Но что самое удивительное — слушать тоже перестали! Видимо, решили поберечь аппаратуру.


Вообще там несколько больше всякого интересного. Читайте, кому любопытно.
« Последнее редактирование: 14/11/2008, 00:05:23 от Мёнин »

Оффлайн Úner

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Ye are against the people, O my chosen!
    • Просмотр профиля
Re: Искусство в СССР.
« Ответ #11 : 15/11/2008, 20:35:32 »
Цитировать
Искусство в СССР: Шостакович. Воспоминания
Поправочка: эти "воспоминания" были написаны Соломоном Волковым (на английском языке, книга называлась "Testimony") якобы со слов Шостаковича. Вдова композитора отрицает их подлинность. Еще рекомендую почитать статьи Людмилы Ковнацкой ("Эпизод из книги жизни") и Лорел Фэй ("Шостакович против Волкова: чье 'Свидетельство'?"), а также тему на forumklassika, где, кстати, выложены сканы упомянутых статей. Можно сказать однозначно - "мемуары" это фальшивка. Что-то от слов Шостаковича там, видимо, осталось, но что и где и насколько достоверно передано - нельзя сказать; не книга, а игра в "глухой телефон". Почитать местами интересно (кстати, полного русского варианта так и нет, надеюсь и не будет), но ссылаться на это как на слова Шостаковича не стоит.

Цитировать
Некоторые современники о Шостаковиче отзывались как о наивном весьма неуравновешенном человеке
Кто же это? Никита свет Богословский?))) А у него все наивные дурачки, один он (остро)умный. В принципе, отношение Шостаковича к цензуре и вмешательствам правительства в искусство довольно ясно изложено в "Антиформалистическом райке" (1948 год, без номера опуса), см. здесь текст. Другие достоверные источники, касающиеся взглядов DSCH на политику - тоже его сочинения (ну не писал он мемуаров ;-)). Вторая Симфония "Посвящение Октябрю" (соч. 14), Третья "Первомайская" (соч. 20), Двенадцатая, "1917 год" посвященная Ленину (соч. 112), Десять поэм на слова революционных поэтов (соч. 88), кантата "Октябрь" (соч. 131), кантата "над Родиной нашей солнце сияет" (соч. 90) и так далее. Послушайте эти светлопатриотические произведения, и подумайте, мог ли Шостакович осуждать Прокофьева за то, что тот писал произведения на советские темы (именно это он делает в "мемуарах" Волкова)? Конкретно Сталина, со всей очевидностью, Шостакович не любил (см. "Раек"), но в целом к социализму он с такой же очевидностью благоговел. В попытке представить композитора диссидентом (ой, да сколько раз Шостакович мог, уехав из Союза, не вернуться?) Шломо Волков зашел так далеко, что представил его бессовестным лгуном, который врал творчеством. А лгуном Шостакович не был.
« Последнее редактирование: 15/11/2008, 21:03:03 от Úner »
There is no law beyond Do what thou wilt.
Aleister Crowley, Liber AL vel Legis, Ra-Hoor-Khuit:60

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Искусство в СССР.
« Ответ #12 : 15/11/2008, 21:16:34 »
Úner, первая ссылка приводит также следующее утверждение со стороны Волкова:

Цитировать
Правда, и тут были благородные исключения: замечательные композиторы Галина Уствольская, Борис Чайковский, Георгий Свиридов, Родион Щедрин.

Подлинность мемуаров Шостаковича засвидетельствовали видные музыканты, хорошо знавшие композитора: Кирилл Кондрашин (назвавший книгу «музыкальным «архипелагом ГУЛАГ»), Ростислав Дубинский, Курт Зандерлинг, Рудольф Баршай и другие. Недавно на эту же тему решительно высказались Владимир Ашкенази и Юрий Темирканов. Книгу одобрила Галина Шостакович, дочь композитора. Максим Шостакович в радиоинтервью заявил, что рекомендует прочесть «Свидетельство» всем тем почитателям творчества Шостаковича, кто этого еще не сделал.
Там же:
Цитировать
«...Недавно Ростропович мне также сказал, что он не сомневается, что Шостакович ненавидел советскую систему. Дирижер первого исполнения 14–й симфонии Шостаковича Рудольф Баршай утверждал, что «Свидетельство» Волкова должно рассматриваться на 100% правдивым. Сын композитора Максим также охарактеризовал книгу как правдивую и аккуратную, так же, как и его сестра Галина. И это только частица айсберга — десятки свидетельств из Советского Союза подтверждают подлинность и правдивость книги Волкова...»

Вторая же ссылка не работает.

Насчёт "лжёт музыкой" не совсем понял.
UPD: Половину понял. Но как похвалы Ленину отрицают критику похвал Сталину? В известной мне части текста говорится в основном о сталинизме.
« Последнее редактирование: 15/11/2008, 21:32:27 от Мёнин »

Оффлайн Úner

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Ye are against the people, O my chosen!
    • Просмотр профиля
Re: Искусство в СССР.
« Ответ #13 : 16/11/2008, 10:16:46 »
Цитировать
«первая ссылка приводит также следующее утверждение со стороны Волкова»
Ну имен там перечислено много, да только вот источника – ни одного. Максим Шостакович, например, в советской прессе вслед за матерью отрицал утверждаемое Волковым – якобы последний был хорошо знаком с Шостаковичем. Позиция семьи оставалась однозначной – Шостакович был в то время уже сильно болен, никуда не выходил, а к ним домой Волков заходил ненадолго три раза – а свои диссидентские порывы раскрывать перед неизвестно кем довольно странно. Ростропович, Вишневская и Ашкенази – это, извините, не те, кто тут может что-то говорить. Сколько они там видели Шостаковича в жизни, пару раз?) А назвав книгу настоящей эти известные перебежчики получают еще один аргумент в пользу того, что режим был отвратительным ;-) Где и когда высказывались Занделинг и Кондрашин – секрет. Кстати, по рассказу Волкова, он записывал сказанное Шостаковичем на магнитофон, затем переносил это на бумагу. Казалось бы так можно одним махом уничтожить большую часть сомнений в происхождении мемуаров, предоставив эти магнитофонные записи. Но конечно же они «не сохранились».
Фэй и Карлински (кстати, ссылка на форум Тараканова прекрасно открывается, вот еще раз – http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=1577) нашли семь отрывков в «Свидетельстве», точно повторяющих места из ранних статей Шостаковича, причем иногда с нарушением хронологии. Шесть композиторов, в их числе был близкий друг Шостаковича Тищенко, после выхода книги в свет опубликовали письмо, в котором называли книгу грубой подделкой. Все выступающие ЗА мемуары во-первых знали Шостаковича довольно слабо, а во-вторых максимум, что могут засвидетельствовать, это «он действительно мог бы сказать подобное». Ни единого документального подтверждения авторства не существует (по поводу подписей см. здесь – http://en.wikipedia.org/wiki/Testimony_(book) и здесь – http://www.geocities.com/rickredrick/Testimony.html), этого вполне достаточно для того, чтобы назвать книгу поддельной. Дело не в том, мог Шостакович сказать это или нет, дело в том, сказал ли и если сказал, то сказал ли так. Кроме того, даже если он действительно мог поругать власть где-нибудь в семейном кругу (а кто этого не делает?), на основании чего выводится потенциальная возможность «он мог такое сказать», то все равно, мягко говоря очень сомнительно то, что он бы сделал поливание власти грязью ядром своих мемуаров; Шостакович это все же не Солженицын.

Цитировать
«Но как похвалы Ленину отрицают критику похвал Сталину?»
Согласно «Свидетельству» Шостакович высмеивал и порицал вообще всякое социалистическое искусство, видна такая позиция и по приведенным вами цитатам. Личность Сталина кстати введена в книге вовсе не сразу, сначала создан образ антикоммуниста-Шостаковича. Вообще говоря, столкновение Шостаковича с режимом началось и закончилось запретом на «Леди Макбет», а учитывая, что в творчестве – весь человек (ср. с «его  настоящая   биография   —   это   «Хоббит», «Властелин Колец» и  «Сильмариллион»» (с) Карпентер о Толкине), то интересно, как же такой яростный противник режима, который всем полузнакомым людям рассказал о своей ненависти к власти, ухитрился так тщательно зашифроваться в творчестве? :-)
There is no law beyond Do what thou wilt.
Aleister Crowley, Liber AL vel Legis, Ra-Hoor-Khuit:60

Оффлайн Galiusha

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Женский
  • Добрая злыдня
    • Просмотр профиля
Re: Искусство в СССР.
« Ответ #14 : 18/11/2008, 20:05:58 »
Цитировать
Кто же это? Никита свет Богословский?)))
Он самый...
Хорошо, что тему подлинности подняли. Я ещё удивилась - воспоминания, а не изданы у себя дома.
Мёнин, что бы там ни было, конфронтация с вдовой композитора Волкову чести не делает. Не красиво это.