Александр Генис — мой абсолютный фаворит среди современных исследователей литературы, если это можно так назвать, и с каждым его словом я согласна. Меня саму учили и учат литературе по канону, и предметы, не скрываясь, зовутся «историей такой-то литературы». На семинарах мы продолжаем поиск идеи, «трагедии героя», замысла автора, и все это невыразимо пресно, пусто, безжизненно и проходит мимо сознания; словно по высохшей мумии мы пытаемся изучить жизненные процессы в организме. Я не знаю, как надо учить литературе, и Генис тоже, на самом деле, ответа не дает — как развить в человеке этот «литературный гедонизм». Мне лично помог только опыт, только тысячи прочитанных книг, и, вероятно, возраст — только в 22 года я смогла искренне восхититься Толстым, впасть в экстаз от Набокова, умилиться Гоголем. Школьная литература на долгие годы отбила мне вкус к чтению, я «жевала» самые восхитительные книги, как сухие крекеры, и отчасти продолжаю — например, особо вдалбливаемого школьникам канонического Пушкина я не понимаю и не принимаю до сих пор.
На самом деле, у меня есть мечта. Я мечтаю преподавать литературу, преподавать ровно так, как было бы действительно правильно, действительно интересно и понятно. Но я не знаю, как — я ловлю крупицы чего-то, что внушает любовь к книге в тех же Вайле и Генисе, в Набоковских лекциях, в Успенском, в Берковском, но это не назвать, не вывести пока, не понять.
Школьную, да и университетскую литературу определенно необходимо реформировать. И лично я собираюсь этим заняться :)
Вы уж меня простите за простыню, но тема мне ближе некуда :)