Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Дж. Р. Р. Толкин: христианский миф Туманного Альбиона  (Прочитано 4692 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Evgenii

  • Гость
Доброго всем времени суток.

Уважаемые форумчане, я решил создать эту тему, так как увидел, что много из вас интересуется не только "внешним"(т.е. не только названиями и видами рас), но есть и статьи, где Рональда Руела Толкиена пытаются понять в его творении:зачем и для кого он творил, отчего? Ведь мы с вами движемся не только от внешнего воздействия, но и от того что чувствуем. Что двигало Дж. Р.Р. Толкиеным когда он писал?(у вас в обсуждении Статьи Девида Дагана "Фашист ли Толкиен" - некто "Зежик" писал:
Цитировать
Я бы сказал так: Профессор был против фашизма потому, что прежде всего  он был честный и умный человек. Независимо от его национальности и гражданства.
) и я думаю также, поэтому предлагаю Вам, уважаемые форумчане, взглянуть на суть его поистине "послания миру" и , может даже, крика души.
http://www.bogoslov.ru/text/307484.html - ссылка на статью:Дж. Р. Р. Толкин: христианский миф Туманного Альбиона(часть1);
http://www.bogoslov.ru/text/318168.html - ссылка на статью:Дж. Р. Р. Толкин: христианский миф Туманного Альбиона(часть2).

P.S.:сам раньше был большим любителем Толкиена, но как-то "вырос", теперь же наткнувшись на статью понял, что мне было так близко в этом во многом прекрасном творчестве.


Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Я читал эту статью, мне она показалась, знаете ли, несколько беспредметной (а возможно, стилистическая некорректность сделала её трудночитаемой, не могу точно сказать).

Если Вам интересна именно эта тема, могу посоветовать обратиться к не новой уже полномасштабной работе - "Эхо благой вести: христианские мотивы в творчестве Дж. Р. Р. Толкина" П. Парфентьева.
Ссылка на скачивание - http://www.tolkien.spb.ru/ttt/echo.pdf
Работа, на самом деле, и эта не исчерпывающая по теме, но явно лучше.

А то я чего-то пока не понимаю, где автор индийские темы в Средиземье нашёл.

Оффлайн Doc_74

  • Black Metallist
  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Действительно статья беспредметна,расплывчата,и довольно таки трудно читаема.В этом соглашусь.

Оффлайн Kulibin

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Действительно статья беспредметна,расплывчата,и довольно таки трудно читаема.В этом соглашусь.

Злостный оффтопик
А в чем не согласитесь? Предметность рассуждений - это надежный союзник здравого смысла...

Ч.1 прочитал. Призадумался. Откомментировал.

Цитировать
Что такое миф? Как получилось, что консервативная послевоенная Англия, а за ней почти весь мир вдруг увлеклись сказками? Уместна ли сказка, многообразие ее героев и персонажей в границах христианского мировоззрения? Ответы на эти вопросы следует искать в литературном наследии основателя жанра «фэнтези» - Дж. Р. Р. Толкина. В первой части своей статьи, продолжающей цикл, посвященный религиям вымышленных миров, Антон Борисов рассматривает биографические, культурологические и иные причины появления жанра фэнтези в творчестве Толкина.

Гм, а миф = волшебная сказка = фэнтези = творчество Толкина? Ай-яй-яй.

Про вопрос, уместно ли многообразие внутри христианского мировоззрения, я помолчу. Тот, кто написал этот анонсирующий абзац, видимо, имел самое теоретическое представление о христианстве, если не сказать больше.

Последнее предложение абзаца по смыслу вообще убийственно - что "религии вымышленных миров", что "биографические, культурологические и иные причины появления жанра фэнтези в творчестве Толкина". Это только спьяну. Или профдеформация до неприличия.

Цитировать
Интерес к сказке проявился сравнительно недавно[1]. Каких-то сорок лет назад по истощенным Второй Мировой войной Европе и Америке прокатилась волна общего увлечения сказкой - «толкиномании».

Чудесно. "40 лет назад" на момент написания статьи означало 68-ой. Чуть позже издания ВК в Штатах, действительно. Никто не знает, при чем тут "истощенные ВМВ", а? 20 лет с гаком минуло. Про "истощенную войной Америку" можно снова только промолчать.

Далее в сноске:

Цитировать
[1] Я имею ввиду не узко специальные научные исследования в данной области и не узко семейное использование сказочных произведений, а широкий общественный интерес, вызванный появлением литературного жанра фэнтези.

И вот, ей-Богу, лучше б автор свои мысли не пояснял.

Цитировать
Как грибы после дождя, стали появляться всевозможные клубы, волна «толкинизма» прокатилась по всему миру, пока, наконец, не добралась до России.

Энергично. Считаю, что ни о какой "волне" до рубежа 80-ых-90-ых и говорить нельзя. Таким образом, еще 20 лет одним махом.

Кстати, преамбула статьи явно у кого-то передрана, уже читал. Возможно - что-то из предисловий Григорьевой и Грушецкого. Рерайт.

Цитировать
Думается, что говорить о популярности Толкина у нас тоже не имеет особого смысла. Чтобы осознать масштабы этой популярности, нужно просто бегло проглядеть статистику многократных переизданий «Хоббита» или оценить кассовые сборы кинотеатров от показа экранизации романа Толкина «Властелин колец» (кассовые сборы от показа третьей части «Властелина колец» - «Возвращение короля» - составили 14 млн. долларов, и это только в России!).

Абзац заполнили, хоть "говорить смысла не имеет". Статистику не просмотрели (какая там статистика, елки зеленые, количество переизданий, совокупный тираж + количество переводов максимум). Джексоновский проект поименовали, зачем-то приведя отдельно 3-ю часть, по России так по России. Почему не по сумме, когда речь шла о популярности Толкина вообще, а не 3-ей части фильма по ВК?

Цитировать
В конце жизни Толкин увидел зарю своей популярности, но она не принесла ему радости. Писатель столкнулся с плодами «толкинутости» - целого ряда психических расстройств, в особенности, у молодых людей, увлекшихся «Властелином колец». Но было бы неверным видеть в произведениях Толкина исключительно негативные моменты - среди тех, кто «пошел искать Кольцо» были и те, кто нашел в результате христианство.

Пусть тот, кто увидел логику в этом абзаце, бросит в меня камень. Автор оную науку с улыбкой игнорировал.

Цитировать
как Оскар Уальд, Редьярд Киплинг, Кеннет Грэхем

Верная транскрипция, насколько это известно, будет "Уайльд" (либо Уайлд) и "Грэм".

Цитировать
Неустойчивость отношений с Германией, сбои, которая давала колониальная система, вынуждали людей искать опору в жизни, никак не связанную с политикой и дипломатией.
Цитировать
Создание жанра фэнтази в частности предотвратило гибель английской литературы.
Цитировать
Дж. Р. Р. Толкиен родился 3 января 1892 года в южноафриканском городке Блумфонтейне, куда его мать Мэйбл уехала вместе со своим мужем Артуром из-за финансовых проблем. Блумфонтейн тогда был захолустным поселением посреди пыльного вельда (южноафриканской степи), но земля буров, на которой он находился, приносила неплохие доходы.

Здравость рассуждения - no comments.

Здесь и далее невесть к чему упоминаются отдельные факты биографии. Поступил со второго раза в Оксфорд (а где про первый?), встретил Эдит Брегг (и что?), "летом 20-ого Толкины переехали в Лидс" (мы ничего не пропустили?).

А фразы наподобие

Цитировать
и уже навсегда вернулся в alma mater, где вскоре проявилась его склонность к клубообразованию.

 - это вообще источник здорового смеха.

Цитировать
Толкин закончил работу над текстом и иллюстрациями "Хоббита" в 1936 году. Книга разошлась мгновенно, немедленно была переиздана в Америке и признана газетой "Геральд Трибюн" лучшей детской книгой сезона. Сезон, надо сказать, несколько затянулся - "Хоббит" по-прежнему остается одной из наиболее любимых и читаемых детских книг.

А после множества отсрочек, сопряженных с трудностями экономического порядка, и неурядиц с редакциями 29 июня 1950 года выходит первый том "Властелина Колец", также принесший Толкиену мировую известность. Третьим краеугольным камнем в художественном наследии Толкина становится "Сильмариллион", опубликованный уже посмертно в 1977 году.

Мимолетна жизнь в литературе...

Читаем, меж тем, про ВК:

Цитировать
Из-за задержек в создании карты Средиземья и приложений, роман был напечатан лишь в 1954—1955 годах.
Цитировать
Три части были изданы в Англии 29 июля 1954 года, 11 ноября 1954 года и 20 октября 1955 года, и несколько позже в США.
(с) Википедия

Если никому ничего не почудилось, тут _дважды_ перевранная дата. Матчасть!

Цитировать
Во «Властелине» же, хотя он и был благосклонно принят критиками, ощущается все же некая недоработанность.

Благосклонно, _критиками_? Ну-ну. А кем "недоработанность" ощущается, автором статьи?

И под конец первой части, отслюнявив прямой цитатой добрую страницу из Карпентера (о разговоре Толкина и Дайсона с Льюисом), делает автор мощный вывод:

Цитировать
Это всего лишь один, но, безусловно, показательный пример, как использовали миф Инклинги для выражения основных христианских истин. Осмысление же ими мифа, вариативность его использования в границах клуба представляет собой совершенно отдельную тему, о которой мы будем говорить позднее.

Мысль прописана симпатическими чернилами. Проще говоря, ее не видно, есть набор слов.

Злостный оффтопик
Ну и Толкин/ТолкиЕн, фэнтези/фэнтАзи, прочая грамотейность по всему тексту.

Так что поневоле задумаешься, стоит ли открывать ч.2 трудов. При том, что отдаю дань уважения и _непрофессиональным_ энтузиастам тоже.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Kulibin, ознакомиться с этим интересно, прочитать 1 раз можно, а вот комментировать подробно, по-моему, смысла особого нет... там ещё много глупостей.

UPD.
Цитировать
Эдит Брегг
эээ... Брэтт она. Кулибин, теперь уже Вам матчасть тоже не забывать надо, ага.
« Последнее редактирование: 20/10/2009, 19:49:22 от Мёнин »

Оффлайн John

  • Модератор
  • *****
    • Просмотр профиля
Можно ещё порекомендовать книгу Стрэтфорда Колдекотта "Тайный пламень". Она уже вышла на русском языке.
Я постараюсь в ближайшее время озаботиться её выкладыванием в сеть.

Оффлайн Kulibin

  • Новичок
  • *
    • Просмотр профиля
Kulibin, ознакомиться с этим интересно, прочитать 1 раз можно, а вот комментировать подробно, по-моему, смысла особого нет... там ещё много глупостей.

UPD.
Цитировать
Эдит Брегг
эээ... Брэтт она. Кулибин, теперь уже Вам матчасть тоже не забывать надо, ага.

Мёнин, спасибо за поправку, переклинило что-то. Со статьей Вы правы, я все же взялся за ч.2 и понял, что кладезь глубок.

Оффлайн Demetrios

  • Новичок
  • *
  • Пол: Мужской
  • вот так вот
    • Просмотр профиля
на эту тему христианства в творчестве Толкина есть много работ, учитывая уже упомянутые, это:

Парфенов, Павел. Эхо Благой Вести: христианские мотивы в творчестве Дж.Р.Р. Толкина. — М.: ТТТ, 2004. — 322 с.

Caldecott, Stratford. Secret Fire: The Spiritual Vision of J.R.R. Tolkien. — L.: Darton, Longman and Todd, 2004.

Dickerson, Matthew. Following Gandalf: Epic Battles and Moral Victory in "The Lord of the Rings".

Lobdell, Jared. England and Always: Tolkien's World of the Rings.

Hein, Rolland. Christian Mythmakers: C.S.Lewis, Madeleine L'Engle, J.R.R.Tolkien, George MacDonald, G.K.Chesterton and others. — Chicago: Cornestone Press, 2002. — 320 p.

Kilby, Clyde S. Tolkien and The Silmarillion. — Harold Shaw, 1976. — 90 p.

Miesel, Sandra. Myth, Symbol and Religion in The Lord of the Rings. — Baltimore: T-K Graphics, 1973. — 71 p.

Purtill, Richard. Lord of Elves and Eldils. — San Francisco: Ignatius Press, 2006. — 304 p.

Purtill, Richard. J.R.R.Tolkien: Myth, Morality and Religion. — San Francisco: Ignatius Press, 2003. — 220 p.

Wood, Ralph C. The gospel according to Tolkien: Visions of the kingdom in Middle-Earth. — Louisville; L.:Westminster John Knox Press, 2003. — 169+11 p.

и др.

* * *

слабенькая:

Bruner, Kurt; Ware, Jim. Finding God in The Lord of the Rings. — Wheaton: Tyndale House, 2001. — 120+14 p.

Почти все они есть в ТТА2

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Да Парфентьев он, а не Парфёнов...  :-\
Хотя значительную часть его книги составляют цитаты из Карпентера - "Биография" не посвящена вере Толкина непосредственно, но довольно много о ней говорит, это, как минимум, факт биографический.

Оффлайн John

  • Модератор
  • *****
    • Просмотр профиля
Кстати, сильно рекомендую в качестве биографического источника гениальную "Хронологию" Кристины Скалл. Там же, в ТТА2.