Не знала, куда выложить этот текст - он тоже по обычаям орков, не относящимся к войне (орков я не люблю, но отчасти интересуюсь ими; поэтому я пыталась, с одной стороны, найти в текстах, с другой – представить, какой была их жизнь). Дело в том, что здесь вперемешку сведения общеизвестные, не столь известные или даже спорные, но всё же подкрепляемые цитатами, и вовсе не сведения, а мои собственные выводы, представления и "глюки". Чтобы отличить одно от другого, не загромождая сам текст, я отметила цифрами то, что могу аргументировать цитатами из:
1. «Хоббита»
2. «Властелина Колец»
3. «Приложений к «Властелину Колец».
4. «Сильмариллиона»
5. «Неоконченных сказаний»
6. «Детей Хурина»
7. «Утраченных сказаний»
И ещё одно уточнение – я придерживаюсь версии «орки из эльфов».
Основные занятия орков – войну и подготовку к ней – я не рассматриваю, так как об этом уже много написано. На отдыхе же орки предаются пьянству, наедаются до отвала, если могут, а также забавляются, издеваясь над пленными (1, 6), в том числе метают в них ножи или устраивают загонную охоту на быстроногих (6*). Пьют они пиво (1), возможно, и более крепкие напитки. Другое их развлечение – ломать и уродовать созданное другими (2). Пытки, издевательства, разрушение – едва ли не единственные дела, которые они всегда совершают охотно, без приказа или необходимости. Также они могут сочинять и петь грубые песни (1, 2**, 4*), обыкновенно хором (1, 2**). Из музыкальных инструментов орки пользуются рогами, трубами, барабанами, гонгами (2). Трудно понять, зачем бы Саурону и его слугам требовалось обучать их игре; так что, видимо, это нравится самим оркам. Иные говорят, что орки умеют и водить хороводы (1).
Общение их за пределами практической необходимости в основном складывается из брани, угроз, насмешек, обвинений по отношению к другим и самовосхваления (реже – восхваления своего господина). Настоящей дружбы или любви меж ними не встречается. Единственное проявление родственной привязанности, которое можно наблюдать у орков – месть за убитых родичей (1, 3); вообще, им свойственно мстить за своих вместо того, чтобы стремиться защитить их, пока они живы. Приятельские отношения редки и непрочны; любое соперничество, скажем, за добычу, может совершенно разрушить их, и тогда недавние приятели готовы убить друг друга (2*). Добычу орки очень ценят; ими нередко движут алчность и желание получить награду, наряду с ненавистью, страхом и страстью к разрушению.
Усвоение языков других народов, быстрое и разнообразное их изменение (3) говорит о некоторых лингвистических способностях орков; но изменение это всегда является огрублением и упрощением. Ненависть орков к эльфам и ко всему эльфийскому не распространяется на языки: слова из квенья («тарк» из «таркил» (3)) и синдарина («голуг» (6) из «голодрим») заимствуются и искажаются точно так же, как из иных языков. Впрочем, возможно, орки просто не воспринимают то или иное слово как «эльфийское», подобно тому, как не знают о происхождении рун Кирт, которые считают гномьими.
Часть орков владеет письмом; во времена владычества Саурона они достаточно хорошо писали на Чёрном Наречии, чтобы пользоваться им для забавы (2). Этому письму, как и самому Чёрному наречию, орков намеренно обучал Саурон и его слуги. Уже упомянутые руны Кирт они усвоили (3) самостоятельно, узнав о них либо через тех гномов, что вступали с ними в союзы, либо при допросе пленных.
Орки могут знать историю – в частности, осаду Барад-Дура в войне Последнего Союза орки Мордора не забыли и к концу Третьей Эпохи (2). Это событие они называют Великой Осадой (2), считая его одним из важнейших исторических событий. Из куда более поздних событий они помнят, как люди Гондора проходили в Мордор мимо Безмолвных Соглядатаев. Горные же орки со страхом вспоминают о битве при Азанулбизаре (3); впрочем, эта битва для орков была совсем недавней. Помимо этого, орки способны узнать мечи, которыми их убивали (1). Их описание и ужас перед ними передаются из поколения в поколение.
Что до социальной организации, орки делятся на множество племён. Межплеменная и межгрупповая вражда между ними – ещё острее, чем вражда между орками-соплеменниками. То, что разные племена практически не контактируют друг с другом, так что языки их расходятся столь далеко, что становятся непригодны для общения (3), связано с этой враждой. Два племени, вздумавшие поселиться поблизости, могут конфликтовать вплоть до полного истребления или порабощения одного племени другим. Впрочем, случалось, что малочисленное и слабое племя с целью самосохранения бежало из того места, куда пришло более сильное.
У племени или группы орков всегда есть глава, деспотично правящий им. Если оно не подчинено напрямую одному из слуг Моргота или Саурона, это – вождь из числа умных, сильных и крупных орков. Иные из таких вождей могут именоваться королями (3) или титулами наподобие «воистину огромный» (1), иметь личную охрану (1). Главному – кем бы он ни был – могут подчиняться меньшие предводители. Физическая сила, а, значит, и рост в иерархии орков играют важную роль. Орки небольшого роста и силы являются рабами более крупных (3). Ещё ниже стоят орки-подростки, которым недостаёт не только силы, но и опыта. Они подвергаются непрестанным издевательствам со стороны старших. Разумеется, всегда встречаются недовольные предводителями и их приказами и даже бунтовщики. Удачный мятеж может завершиться убийством орка-предводителя, место которого занимает глава мятежников, или побегом с основанием нового поселения. При неудаче не желающих подчиняться жестоко наказывают или убивают (2). Хотя одной из причин мятежей является стремление освободиться от рабства, жить своим умом (2), орки неспособны осуществить это желание: деспотизм и рабство, подавление и страх сохраняются в любой новой группе, что со временем приводит к новым бунтам. Если орк-предводитель убит не своими, а врагами, власть у них может и передаваться по наследству, от отца к сыну (1, 3).
Женщины орков столь сходны с мужчинами, что различить их не могут не только люди, но зачастую и орки другого племени (?*) Правда, они тоньше и меньше ростом, отчего обычно занимают положение рабов более высоких и сильных мужчин-орков (?*). Орчанки не отстают от мужчин-орков ни в войне (?*), ни в пьянстве, ни в жестоких издевательствах. Дети их могут рождаться в любой обстановке – как в глубокой пещере, вдали от солнца, так и в военном походе. В этом случае их могут носить в заплечных мешках, даже идя в бой (?*).
Орчонок не видит любви и ласки от своей матери; с самого раннего детства он привыкает в ответ на плач или беспокойство получать лишь брань и побои – и к постоянному страху. Но мать всё же волнует сохранение жизни орчонка, чтобы продолжить свой род. Если же она гибнет, другие орки убивают ребенка (?*). Только что родившийся орчонок напоминает смуглое дитя людей или даже авари; если случится так, что новорожденного подберут и воспитают эльфы, он вырастет подобным им (?*). Обычно же грязь, постоянный голод, побои, отсутствие должной заботы быстро уничтожают это сходство, а мучительный страх запечатлевается в сердце на всю жизнь. Дети орков чрезвычайно памятливы на злое и восприимчивы ко всему дурному; очень рано они начинают подражать старшим, ломая всё, что попадёт в их руки, срывая злость на тех, кто ещё слабее, начиная с мелких животных, обманывая, чтобы избежать наказаний. Напротив, детская любознательность, открытость, легкая податливость воспитанию скоро утрачивается, так что трёхлетнего орчонка практически невозможно научить хоть чему-то доброму или смягчить в нём хоть одну дурную привычку. Оркам совершенно незнакомо раскаяние или чувство вины, в противоположность даже худшим из людей, как бы их поведение ни походило на орочье. Взрослеют они медленнее людей, а живут дольше: орк ста сорока-ста пятидесяти лет от роду – вдвое старше обычного человеческого века - могучий воин (3). Какова настоящая продолжительность жизни орка – не знают даже они сами, так как естественную смерть орка от старости никто не наблюдал. Если орка не убивают на войне или в набеге - или не калечат, что почти одно и то же (покалеченный, ослабленный орк обречён на скорую смерть), он гибнет от рук своих – в очередном конфликте или мятеже.
Как известно, Морготу орки служили из страха (4), хотя почитали его могущество и власть и приходили в ярость, заподозрив насмешку над ними (7). В основе верований орков также лежит страх. Одним из наиболее важных в Первую Эпоху можно назвать веру в валар, которых орки называли «великими Заморскими Врагами» (4) и считали, что эти враги насылают на них грозы (4), солнце, в котором они видели злого духа, по велению Заморских Врагов причиняющего мучения оркам, и иные бедствия. Отсюда - и суеверный страх орков перед западом и всем, что оттуда исходит, и перед водоёмами, в особенности морем. Единственным способом нейтрализовать таящееся в воде «проклятье» они считали загрязнение и заболачивание водоёма и обезображивание его берегов. Невозможность осквернить море ещё более усиливало страх перед ним. Впрочем, к Третьей Эпохе вода, скажем, неглубокие реки, перестала страшить орков (2). Другие верования или суеверия орков скорее являются местными. Одно из них – вера в злого духа Огхор-хай, который живёт в статуях друаданов («дозорных камнях») и передает сообщения друаданам (5). Орки боялись этих камней, часто поворачивали назад, увидев их, и редко решались разбить эти камни или хотя бы коснуться их (5). К таким же суевериям можно отнести и страх перед курганом Хауд-эн-Нденгин (Хауд-эн-Нирнаэт) (4) – похоже, орки боялись мести убитых врагов.
Уважение же к мёртвым, как своим, так и чужим, оркам не свойственно. Тела врагов они зачастую уродуют и рубят на куски, тела погибших орков – могут использовать, например, чтобы запрудить реку (4), или просто бросают без погребения (2).
2* - я имею в виду отношения Шаграта и Горбага, которые делятся и подозрениями, и мечтами – до тех пор, пока не началась делёжка добычи.
2** - отчего-то считается, что песни орков упоминаются только в "Хоббите". На самом деле во "Властелине Колец" тоже: "Sam heard a burst of hoarse singing, blaring of horns and banging of gongs, a hideous clamour. Gorbag and Shagrat were already on the threshol" (В переводе Кистяковского и Муравьёва: "Хриплый хор грянул песню, затрубили рога, ударили в гонги, заорали на все голоса. Горбаг и Шаграт переступили порог".
4* - в «Сильмариллионе» не говорится о песнях орков прямо; но вывод об их существовании и в то время можно сделать, исходя из того, что Финрод, услышав пение людей, принял их за орков.
6* - в «Детях Хурина» говорится, что истерлинги устраивали такие охоты – и, вслед за этим, что они быстро учатся у орков; орочьим делом называли и преследование Турином Саэроса.
?* - «...Female orcs are similar to males, and they often go to war with orc bands. Because they are shorter and thinner, most of them are snaga. Neither human nor orc from different tribe can distinguish them. Some of them carry children in backpacks. When orc with child is slain, other orcs kill child.
...Littles were often given to elves, and became elves themselves. But they have instinktive hatred to orcs, and elves could do nothing with it. .». Цитата, приписываемая Дж.Р.Р. Толкину – из письма, не опубликованного в основном сборнике (по сообщению Андрея Ленского). Однако подтверждение того, что это действительно письмо Дж.Р.Р. Толкина, а не, скажем, розыгрыш англоязычных фанов, кажется, отсутствует, и в другом треде я сама не стала бы считать аргументом столь сомнительную ссылку. Но, поскольку вероятность того, что это всё-таки настоящее письмо (опубликованное в какой-нибудь газете), существует, я считаю эту цитату лучшим источником, чем собственное воображение