Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Россия-Польша. Болезни большой политики.  (Прочитано 39133 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Balin

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Пол: Мужской
  • ...иду торжественно и прямо...
    • Просмотр профиля
Дайте, пожалуйста, мне ссылки на документы (конституцию, федеральные законы, международные соглашения), где говорится о том, что Российская Федерация наследник СССР и принимает на себя ответственность за прошлые события.

Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны - 1907 год.

Нота МИД СССР относительно Гаагских конвенций и деклараций 1899 и 1907 гг. - 1955 год.

Нота МИД РФ от 13.01.1992 (о переходе к РФ прав и обязательств из международных договоров СССР) - 1992 год.

А события, произошедшие в период 1940-1943, Вы сами постулировали как преступление, совершенное органами НКВД, словами "пусть даже". То есть мы делаем пусть даже такое предположение, а потом смотрим, как все это чисто юридически вертится.

Итого - Российская империя приняла на себя ответственность за выполнение Гаагских конвенций, СССР подтвердил, что остается связанным обязательствами по их выполнению, Российская Федерация подтвердила, что является преемником СССР в отношении всех международных договоров.

Есть юридическая закавыка - в ноте 1955 года не обозначено однозначно, возлагает ли СССР на себя соответствующие обязательства с момента создания ноты или же неразрывно связывает себя ими с момента образования. Тем не менее, поскольку СССР в Нюрнберге принимал активное участие в деятельности Трибунала и был его соучредителем, а Трибунал судил нацистов за нарушение Гаагских конвенций в том числе, толковать ноту необходимо исключительно во втором смысле: неразрывного соблюдения обязательств.

Цитировать
В то же время имеются прецеденты создания международных трибуналов в связи с преступлениями, совершенными в период вооруженных конфликтов.

         Первый прецедент создал международный процесс в Нюрнберге над главными нацистскими преступниками 1945-1946 гг. Нацистскую верхушку судил Международный Военный Трибунал, созданный соглашением СССР, США и Англии, за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. В частности, было предъявлено обвинение в грубейших нарушениях Гаагских конвенций.

В силу указанного выше на РФ лежит ответственность за нарушение международных договоров со стороны СССР, в том числе и за Катынский инцидент (коль скоро он постулирован здесь однозначно как результат прямых действий советских органов).

Далее: тут я могу слегка "плавать", поскольку все же не являюсь юристом-международником, однако, как я понимаю, в международном праве достаточно подробно прописаны процедуры и санкции в отношении лиц, совершавших военные преступления, но в малой степени - процедуры и санкции в отношении государств, которые совершали военные преступления.

В отсутствие отдельного решения международного трибунала по вопросу совершения конкретных военных преступлений, как представляется, вопрос переходит как раз в плоскость выявления и наказания конкретных военных преступников. Что в международном праве, повторюсь, достаточно четко прописано.

В силу ряда обстоятельств трибунала не было, что прискорбно, так как позволило бы решить все вопросы на берегу, с минимумом "высокой политики" и убрало бы малейшую почву для воплей красно-коричневых. То есть был факт - отвечайте, не было факта - обсуждать нечего, все свободны.

При этом следует упомянуть, что в соответствии с международным правом ООН, принятым и СССР как постоянным членом СБ и участником ООН, военные преступления не имеют срока давности. С одной стороны, применение норм задним числом не является правильной юридической практикой, но с другой стороны - сроки давности за явления вроде Катынского инцидента ранее принятия соответствующих международных соглашений установлены не были. То есть казус здесь только в теории, на практике срока давности для Катыни нет.

Так хватит?
Как в этом мире дышится легко...

Оффлайн Balin

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Пол: Мужской
  • ...иду торжественно и прямо...
    • Просмотр профиля
Само судебное разбирательство по расстрелам польских офицеров сложно тем, что должно учитывать массы договоров, действовавших в СССР на момент расстрела, так же "желательно" бы видеть лица, которым вменяется преступление (Берия, Меркулов, Сталин, а также непосредственные исполнители). Проблема в том, что вся эта компания давно умерла или была расстреляна, поэтому ни ответить, ни аргументировать, ни защитить себя в суде они не смогут.

Ну, юридические вопросы вполне решаемы - тут вся документация есть. Что касается расследования - тут нужно простое и окончательное установление всех фактов, для этого и нужны открытые архивы. Вынесение решения по данным фактом международной судейской властью вообще ничего существенного не требует: признание доказательной базы валидной и вердикт типа "виновен/не виновен" (с возможным уточнением в свете расследованных фактов конкретных пунктов нарушения. Что это было крупное военное преступление, вопроса ни у кого вообще нет, кажется).

Привлечение к ответственности лиц, которые уже не существуют в этом мире, по факту невозможно. Если установлена причастность (а в случае руководства государства и высших должностных лиц - даже сама информированность) к событиям, составляющим предмет военных преступлений, то закрепление формального статуса "военный преступник" уже менее важно. Это не столь уж отлично от "причастен к совершению военных преступлений", хотя и более конкретно.

Также непонятно, кто должен судить (международные ли трибуналы или местные суды). Мне вообще слабо видится объективный суд в данном случае. Если будут стоять государственные интересы на кону (а они стоят), то решение будет принято не согласно справедливости, а согласно выгоде.

Если речь идет о принципиальном нарушении международных конвенций государством - конечно, международный суд, поскольку государство само себя судить не может, это было бы абсурдно. Если речь идет о конкретных лицах - возможно, их может судить и внутригосударственная судебная власть, однако в таком случае ее решения должны быть признаны органами-проводниками верховенствующего международного права. Как гарантия соответствия букве и духу соглашений и предусмотренных ими санкций.

Если на пальцах - чтобы справедливый руандийский суд в случае, если в Руанде правит преемник бывшего диктатора, диктатора по-быстрому не оправдал и не закрыл вопрос таким способом. Схема не самая частая, но вообще возникнуть может.

Проблема независимости международных трибуналов действительно есть, никуда не денешься. Вероятно, действительно независимый международный трибунал должен как содержать элементы с явными политическими противоречиями (для избежания однобокости), так и придерживаться профессионального принципа: главенства юриспруденции над любыми другими соображениями. Первого можно достичь, со вторым в нашем мире более туго...


Что касается архивов, то я бы поостёрёгся открывать всё. Открытость это, конечно, здорово, но от всеобщей открытости до всеобщего бардака пол-шага. Человеческая психология никуда не исчезла.

Здесь я бы попросил пояснений. Открытости архивов может препятствовать ситуация, когда информация из них (допустим, о разведчиках)  явно угрожает сторонам, с которыми государство заключает неразрывные двусторонние договоренности (те же разведчики, резиденты иностранных государств - агенты - и т.п.). Второй момент - если в архивах содержится секретная техническая информация, утечка которой прямо будет угрожать безопасности государства и его граждан (ну, рецепт ядерной бомбы на верстаке в гараже, грубо говоря).

Все остальное, с моей точки зрения, может быть открыто и - по уму - должно быть открыто в обозримое время. Во-первых, это позволяет избежать всяческих спекуляций насчет подделок, во-вторых, исключает после открытия использование в качестве рычага давления (шантажа), в-третьих - снимает массу спорных вопросов относительно подробностей исторического периода.

Быть честным иногда действительно выгодно, как ни странно... если цели не слишком уж противоречат фактам.

И да, договор с гэбистами "для внутреннего пользования" я неразрывным не считаю, особенно если руководитель службы пытается устроить государственный переворот. =)
Как в этом мире дышится легко...

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Цитировать
Даже если поляков расстрелял НКВД, то я категорически против признания за этими событиями какого-то преступления
Разница в том, что сейчас ещё живы дети погибших в 30-40е поляков, которым, не поверите, все ещё интересно, где и почему погиб их отец. Тут ведь дело не в том, чтобы обвинить и посадить виновных. Тут дело в том, что ещё установить картину надо бы как следует. И в том, что это технически возможно.

Если бы установление каких-то обстоятельств 17го века было бы возможным через открытие государственных архивов (это к слову о сроке давности — срок секретности сейчас лет 70, а советские документы рассекречивали дополнительно, так что по закону и катыньские пора бы уже; однако министерства и архивы сопротивляются), и эти обстоятельства кровно интересовали бы достаточное число реальных людей, это обязательно бы сделали.
Злостный оффтопик
Цитировать
Если на пальцах - чтобы справедливый руандийский суд в случае, если в Руанде правит преемник бывшего диктатора, диктатора по-быстрому не оправдал и не закрыл вопрос таким способом.
Ну вон на родине уже Бокассу реабилитировали…
« Последнее редактирование: 07/01/2011, 14:54:33 от Мёнин »

Оффлайн Майрон

  • Пользователь
  • **
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Balin, Мёнин,

Спасибо вам за информацию, ничего оспаривать не буду, поразмыслю, оценю и тогда изложу своё видение. Ещё раз благодарю.
Ты слишком дерзок! Мне придётся изнасиловать твой труп. Не бойся, я cделаю это нежно.