А я вот хожу и думаю, показывали ли первые два "чёрно-белых фильма" то, что случилось на самом деле, или это был сон разума растревоженной совести Мойста.
Ну, раз было сказано, что его действия повлекли смерть стольких-то людей, то весьма вероятно, что события в фильмах случились на самом деле.
Да, но тут есть весьма ощутимая разница. Голем, говоря
You have killed 22.8 people. [...] You have stolen, embezzled and swindled. You have ruined businesses and destroyed lives. When banks fail, it's not bankers who starve. In 1,000 small ways, you have hastened the deaths of many. You did not know them. You did not see them bleed. But you snatched bread from their mouths.
явно подразумевал, что эти смерти набраны "по частям" (кусочками жизней, которые отнимали у людей аферы Мойста). В книге, емнип, нет ни намёка на то, что несколько этих жизней были "взяты целиком". И Мойст вспоминает о концепции "частичного убийства", узнав, что Адора потеряла из-за него работу, а не о смерти её отца.
Собственно, а почему они не должны были случиться?
Потому что иначе встаёт вопрос "а откуда письма об этом узнали"?
Ну, и... первый эпизод уж слишком до неправдоподобности мелодраматичен. (Тем,
как всё происходит, а не
что именно.) Так же, как "зловещий смех" Мойста, подделывающего ценные бумаги, во втором сне. Больше похоже на картинки, рисуемые нечистой совестью, чем на показ подлинных событий.
И что там с тезисом "слова не убивают", так убедительно изложенным аркканцлером? Притом, что письма сделали во время пожара?
А как было в книге? Я уже не помню.
В книге: 1) не было кошмаров Мойста и, соответственно, того разговора с аркканцлером и 2) банши погибал в Сортировочной Машине, а не убитый письмами.
Глюк сценаристов?
Имхо, для этого убийство банши письмами слишком "значимый" эпизод. (Как и крик Мойста "Да, я не ангел, но он демон!") В каком-то смысле переломный. Знак того, что шёпота и кошмаров больше не будет...
Другой вопрос, почему голем не бросился за ним и не попытался спасти.
Ну да, я это и имела в виду. На самом деле, когда Мойст уже вбегает в здание, сзади слышен голос голема "Это слишком опасно". Но почему он не пытается остановить Мойста силой? Потому что Мойст хочет спасти Стэнли (человеческая жизнь в опасности)? Но голем ведь инструктирован охранять именно Мойста... Почему бы голему не отправиться самому, вместо Мойста, за Стэнли? Или, на худой конец, вместе с Мойстом — чтобы подстраховать в случае чего?