"Любое обращение уже подразумевает выход из солипсизма. Вопрос: что передавать и с чем обращаться"Все эти композиционные приемы еще не способны разрушить монологизм художественного мира.Только при внутренней диалогической установке слово автора находится в теснейшей связи с чужим словом, но в то же время не сливается с ним, не поглощает его и не растворяет в себе его значимости, т.е. сохраняет полностью его самостоятельность как слова. Самосознание как доминанта построения героя требует создания такой художественной атмосферы, которая позволила бы его слову раскрыться и самоуясниться. Ни один элемент такой атмосферы не может быть нейтрален.
"У людей одинаковы процессы мышления и эмоции"Вот поэтому большинство авторов настроены на монологическое мышление. Монологический художественный мир не знает чужой мысли, чужой идеи как предмета изображения. Все идеологическое распадается в нем на две категории: одни мысли - верные, значащие мысли - довлеют авторскому сознанию, стремятся сложиться в чисто смысловое единство мировоззрения; такие мысли не изображаются, они утверждаются; эта утвержденность их находит свое объективное выражение в особой акцентуации их, в особом положении в целом произведения. Мы ее всегда услышим в контексте произведения, утвержденная мысль звучит всегда по-иному, чем мысль не утвержденная. Другие мысли и идеи - неверные или безразличные с точки зрения автора, неукладывающиеся в его мировоззрение - не утверждаются, а - или полемически отрицаются, или утрачивают свою прямую значимость и становятся простыми элементами характеристики, умственными жестами героя или более постоянными умственными качествами его. В монологическом мире мысль либо утверждается, либо отрицается, либо просто перестает быть полнозначной мыслью.