Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Средневековые мотивы в музыке к фильму "Властелин колец"  (Прочитано 3704 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Lemminkainen

  • Постоялец
  • ***
    • Просмотр профиля
В этой музыке Говард Шор, подобно другим композиторам направления Нью-Эйдж, употребил стедневековые песенные лады, в частности, дорийский минор.http://opentorrent.ru/viewtopic.php?t=14268 Я готов проанализировать рефрен, который в конце фильма звучит при коронации Арагорна. Это можно трактовать как дорийский a-moll, а можно трактовать как минор с отклонением в четвертую мажорную. Из-за этого возникают битональные отношения: тоникой можно признать и ми, то есть тональность тогда будет e-moll. То есть лад будет не афтентический, а плагальный, с опорой на субдоминанту, что дает мягкий, напевный колорит и ограниченные возможности модуляций. Восходящее движение мелодии дает пафосный настрой. Необычно для нас, холодно звучит переход в минорную доминанту, создавая ощущение кристалльности(лично я чувствовал мурашки по коже) Так как отношения тонико-субдоминантовые, совершенно естественно возвращается после ми минора ля минор, жизнеутверждающе поднимаясь через соль мажор и до мажор к ре мажору, а потом неожиданно разрешаясь в ля минор(естественнее было бы в соль мажор). Ощущение кристалльной чистоты поддерживается автором на протяжении всего произведения.
Вообще, к тем же приемам прибегает и Лорина МакКеннитт, и Эния(которая, кстати, тоже писала музыку к фильму  "Властелин колец") Постараюсь потом проанализировать ее шедевр May it Be
« Последнее редактирование: 27/07/2010, 17:53:58 от Lemminkainen »

Оффлайн Lemminkainen

  • Постоялец
  • ***
    • Просмотр профиля
May it be http://piano-sheets.ru, шедевр Энии, который можно считать прелюдией к фильму "Властелин Колец", построена на отношениях соль минора с мажором 6-й ступени, где вместо привычной для уха доминанты возникает субдоминантовое отношение, трансформирующееся в невыделенную тональность. Доминанта для соль-минора является субдомининтой для 6-й ступени, из-за возникновения натуральной доминанты такие отношения используются и в других переходах. Своеобразное путешествие по тональностям дает экзистенциальное ощущение беспредметной тоски. Здесь использован один из древних ладов - ионийский минор с низкой 7-й ступенью, что придает музыке народный колорит.

Оффлайн Нита

  • Пользователь
  • **
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Поясните, пожалуйста, очень интересно, что такое невыделенная тональность и каким образом доминанта для соль-минора является субдоминантой для 6-й ступени. Доминанта соль-минора - это ре-мажор. Ре-мажор может быть субдоминантой для ля-минора. Ля - вроде бы не 6-ая ступень соль-минора, или тогда о какой тональности вы говорите?
И не могли бы вы подробнее рассказать об ионийском миноре - ведь нас всех в музыкальной школе учили, что ионийский лад - это натуральный мажор :)
« Последнее редактирование: 08/08/2010, 18:17:33 от Нита »

Оффлайн Йиржи

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Так вот откуда эти экзистенциальные ощущения беспредметной тоски ... все дело в этом гадком соль миноре и его отношениях с мажором 6-ой ступени ... вот гадство!
Хиф, кстати, не из-за этого постоянно грустит?

Оффлайн Lemminkainen

  • Постоялец
  • ***
    • Просмотр профиля
Все дело в невыделенных тональностях. Разрешение аккорда шестой ступени в ре-фа(фа без диеза) можно причислить и к параллельному мажору(В-moll), но, скорее, это натуральная доминанта. В следующем, 5-м такте опять приходим к невыраженной тональности(аккорд ля-до):это либо ля-минор, либо септаккорд 2-й ступени для g-moll, либо септаккорд для b-moll. Музыка блуждает по тональностям. Ионийский лад - это не совсем натуральный лад, там неточные расстояния между ступенями, то есть, мелодия, поднимаясь вверх по одним расстояниям, может спускаться по другим рассояниям, и тогда мы придем к совсем другому ладу. Блуждание по тональностям в May it be во многом напоминает ионийский минор, о чем я и хотел сказать
Цитировать
каким образом доминанта для соль-минора является субдоминантой для 6-й ступени
Ля-минор(фригийский), который у нас возможен, имеет субдоминантсептаккорд си(бемоль)-ре-фа-ля
« Последнее редактирование: 24/08/2010, 12:54:42 от Lemminkainen »