Недавно один человек выразил недоумение: мол, почему это «нуменорский шовинизм» в фэндоме считается «нацизмом» и это «очень-очень плохо», а «эльфийский шовинизм» считается «нормальным явлением» и не осуждается? Мол, несправедливо получается, дорогие товарищи!
Я не могу отвечать за убеждения «всего фэндома», может быть, там и есть такие личности, которые считают, что для эльфов «шовинизм –это нормально» и соответственно ведут себя, на ролевых играх и пишут соответствующие фанфики… Я хочу посмотреть, есть ли у них повод так считать согласно текстам Толкина. (Сознаю, что это «исследование» не будет блистать новизной, уже и Хольгер писал хорошее эссе на эту тему, но тем не менее).
Итак, с первого поверхностного взгляда книги Толкина и, правда, заслуживают обвинения в нацизме. Во всяком случае, четкая «иерархия народов» прослеживается со всей ясностью. Выше всех стоят Валар, за ними – майяр, за ними – эльфы (причем и среди них есть разделение – аманские эльфы выше средиземских, синдар выше нандор с авари, а из аманских наивысшими считаются ваниар, а нолдор и тэлери идут где-то наравне), за ними – люди (и здесь неравенство: в Первой Эпохе наивысшими считаются эдайн, а остальные ниже, во Второй и Третьей – высшие – нуменорцы, за ними – Люди Сумерек (роханцы, жители побережья Гондора) и Люди Тьмы (всяко разные вастаки)), гномы примерно соответствуют Людям Сумерек, за ними идут хоббиты (но хоббиты считаются все же выше Людей Тьмы) и дикари-лесовики (друэдайн), и, наконец, на самой низшей ступени из «говорящих» - орки. Место энтов и орлов определить несколько затруднительно, я бы сказала, что они несколько «в стороне» от иерархии. Возможно, их стоит считать наравне с нуменорцами или чуть выше (но ниже эльфов). И названия некоторых народов эту иерархию подтверждают. Например, «Высокие Эльфы» (а остальные, получается, «Низкие»).
Все, казалось бы, пора записывать Толкина в нацисты и ставить его в один ряд с каким-нибудь Гитлером. Но не надо спешить! Чем вообще плох нацизм или шовинизм? По словарю шовинизм – это «наиболее одиозная форма национализма, провозглашение национальной исключительности, противопоставление интересов одного этноса (или суперэтноса) интересам всех других этносов, распространение идей национального превосходства, национальной вражды и ненависти.». У Толкина кое-что из этого определения есть – некоторые народы «исключительны» и превосходят другие народы. Например, эльфы – непревзойденные мастера и мудрецы, да еще и «превосходят красой всех других созданий Илуватара». А гномы лучше всех работают со сталью. А люди – самые сильные физически да еще и обладают какой-то не до конца понятной «свободой от Музыки Айнур». В общем, таковы законы мира и можно назвать его «мечтой нациста». Но всегда ли стоит «уравнивать» хоть народы, хоть отдельных людей? Все мы выросли на советском или постсоветском пространстве, все знаем, что такое «уравниловка» (если не по собственному опыту – то по рассказам родителей или по фильмам-книгам). А сейчас еще и в Европе из-за «толерантности» и «политкорректности» доходит до смешного – помню, читала какую-то историю о «стихотворном кружке», где считали, что надо относиться к хорошим и плохим стихам одинаково хорошо и не выделять первых. Но это выглядит смешно и грубо. Шекспир и какая-нибудь Мэри Джейн из штата Оклахома, кропающая плохие стишки на дни рождения знакомых – одинаково талантливы? Ну-ну. И Шекспир обидится и для Мэри Джейн такое отношение неполезно – зазнается, утратит чувство реальности. Так чем же все-таки плох шовинизм, если невозможно, да и не нужно уравнивать ни людей, ни народы (во всяком случае, в Арде) по талантам и способностям? А плох он тогда (и только тогда), когда «высшие» начинают презирать, лишать прав и угнетать «низших». Или даже уничтожать, как «вредный элемент» (именно поэтому фашистский нацизм – всеобщее пугало).
Теперь следует выяснить, а свойственен ли «шовинизм» эльфам и другим народам Арды и к чему он приводит. Увы, должна признать, что эльфам (хотя отнюдь не всем) «шовинизм» свойственен. Вот несколько примеров:
«Андрет: Вы(эльфы) нас(людей), конечно, любите, но мы - низшие создания, и вы смотрите на нас сверху вниз, с высоты своей мощи и мудрости, и снисходительно улыбаетесь - или жалеете нас - или качаете головой.
- Да, Вы близки к истине, - вздохнул Финрод. - Это можно сказать про многих моих сородичей». (с) «Атрабет Финрод ах Андрет».
«Тогда король (Тингол) исполнился гнева, ибо Лутиэн любил он превыше всего, ставя ее выше всех принцев эльфов; в то время как смертных людей он даже не брал на службу…
И взглянул Тингол на Берена с презрением и гневом…
Но Тингол сказал: «Смерть заслужил ты своими словами; и смерть нашел бы вскоре, если бы не поклялся я поспешно; об этом я жалею, низкорожденный смертный, который в царстве Моргота научился пробираться тайно как его соглядатаи и рабы…
Чего хочешь ты, злосчастный смертный, и по какой причине ты покинул собственную землю и пришел в эту, коя запретна для таких, как ты?»
«Но Тингол прозрел их (гномов) мысли и увидел, что жаждут они Сильмариля, и прикрывают отговорками истинные намерения; в гневе и гордости презрел он опасность и заговорил с ними презрительно: «Как вы, неуклюжий и безобразный народ, требуете чего-то от меня, Элу Тингола, Владыки Белерианда, чья жизнь началась у вод Куйвиэнэн, задолго до того, как пробудились низкорослые отцы вашего народа?» И стоя среди них, гордый и высокий, он позорными речами приказал им убираться из Дориата без всякой платы».
«Но Карантир, который не любил сыновей Финарфина и был самым суровым из братьев и самым скорым на гнев, сказал громко: «И более того! Пусть сыновья Финарфина не бегают туда-сюда со своими сказками к этому Темному Эльфу в его пещеры!... И хотя пришли они в Белерианд, пусть не забывают так быстро, что отец их из владык нолдор, хоть мать и происходит из другого рода».
«Но хотя оба народа (нолдор и гномы) любили мастерство и охотно учились, не было меж ними большой любви; ибо гномы были скрытны и скоры на обиды, а Карантир был высокомерен и едва скрывал свое презрение к безобразию наугрим, а народ вторил своему владыке». (с) Сильмариллион
«Но Маэглин, сын сестры короля, который занимал в Гондолине высокое положение, вовсе не печалился их (Хурина и Хуора) уходу, хотя он завидовал той милости, что выказывал им король, ибо не любил людей, и сказал он Хурину: «Милость короля больше, чем ты думаешь, и можно дивиться, что строгий закон снисходителен к двум низким детям людей. Было бы безопаснее, если бы у вас не было иного выбора, как остаться здесь слугами до конца жизни».
«Но был некто в Дориате, кто завидовал ему (Турину), и все больше, пока Турин взрослел: его звали Саэрос. Он был горд, свысока обращаясь с теми, кого полагал ниже себя по происхождению и достоинству. … он не любил людей и менее всех родичей Берена Однорукого. «Не странно ли», - говорил он, - «что в этой земле дозволено поселиться одному из этой злосчастной расы?» (с) Дети Хурина
Рассмотрим примеры «шовинизма» и у других народов.
Валакар, король Гондора, женился на дочери правителя северян (предков роханцев), и «знатные люди Гондора уже искоса смотрели на северян, живущих среди них, и неслыханным делом было, чтобы наследник трона или кто-то из сыновей короля женился на женщине из меньшего и чуждого народа». После того, как сын от этого брака, полукровка Эльдакар, взошел на престол, началась гражданская война против него. Мятежников возглавлял некто Кастамир, потомок одной из боковых ветвей королевского рода (чистокровный). Характеризуется он следующим образом:
«показал себя высокомерным и недобрым. Он был жесток, впервые это обнаружилось при взятии Осгилиата. Он казнил Орнендила, сына Эльдакара, взятого в плен, а убийства и разрушения в городе далеко превзошли нужды войны».
Саруман обращается к Теодену в Ортханке.
«Дурак! Что такое дом Эорла, как не крытый соломой сарай, где разбойники хлещут выпивку среди вони, а их отродье валяется на полу вместе с собаками? Они сами слишком долго избегали виселицы. Но петля приближается, свободная в начале, тугая и жесткая в конце».
И, наконец, пресловутый «нуменорский шовинизм».
Рассказывается, что еще до наступления Тени (при Тар-Алдарионе), нуменорцы мало обращали внимания на неудовольствие жителей Средиземья и вырубали леса, где те жили. Дальше – больше:
«Строили они (нуменорцы) высокие башни и большие гавани, и многие из них там поселились; ибо появлялись они теперь скорее как владыки, и хозяева, и сборщики дани, чем как помощники и учителя. И великие корабли нуменорцев нес восточный ветер к берегам Средиземья, а возвращались они нагруженные добром, и сила, и величие их королей возросли…»
При Ар-Фаразоне же, когда уже в Нуменоре поселился Саурон, стало еще хуже:
«И отплывали они (нуменорцы) большими вооруженными отрядами в Средиземье, и уже не как дарители и даже не как правители, а как жестокие воины. И они преследовали людей Средиземья, и забирали их добро, а самих обращали в рабство и многих жестоко убили на своих алтарях».
Итак, «плохим шовинизмом» оказались заражены все народы Арды – от майяр до людей (есть примеры и среди гномов, например, Гимли сначала довольно презрительно высказывается о Леголасе и эльфах в целом). Но как относится к этому сам автор? Рассмотрим судьбу «шовинистов».
Ангрод, вспомнив о презрительных словах Карантира, открывает вину народа Фэанора в Братоубийстве Тинголу, из-за чего Тингол оказывается враждебен сыновьям Фэанора.
Тингол, презиравший людей и по этой причине пославший Берена на смерть, все же отдает ему в жены Лутиэн и признает его «одним из великих в Арде», а Сильмариль, который принес Берен, возбуждает алчность гномов, и они, к тому же обиженные высокомерными словами Тингола, убивают короля в его собственном дворце.
Маэглин, испугавшись пыток и желая Идриль, предает Гондолин и гибнет от руки человека.
Саэрос случайно гибнет позорной смертью, разбившись о камни при бегстве от Турина, отомстившего ему за насмешки и вероломное нападение.
Кастамир гибнет в развязанной им гражданской войне, а его сыновья бегут в Умбар, и их потомки позже вступают в союз с Черными Нуменорцами и Сауроном.
Саруман лишается силы и власти и, потерпев поражение даже в Шире от хоббитов, опозоренный, гибнет от руки собственного слуги-предателя.
Народы, которых «обидели» нуменорцы, становятся союзниками Саурона и причиняют много вреда колониям Нуменора, а затем Гондору.
Сам Нуменор затоплен морем, а Ар-Фаразон до Конца Арды заключен в пещеры на берегу Амана.
В общем и целом, как мы видим, каждый «шовинист» (независимо от расы, и эльфы тоже здесь не исключение) получает заслуженных люлей от автора (иногда это напрямую связано с «шовинизмом», как у Саэроса или Тингола, иногда опосредованно, как у Маэглина). И в любом случае этот «шовинист» – это отрицательный или частично отрицательный герой, и автор никогда не относится к проявлению «шовинизма» положительно. Более того, о том, что эльфы осознавали себя как «высшую касту», Толкин пишет следующее (Письмо 154):
«Но эльфы не всецело благи и не всегда правы. И не столько потому, что заигрывали с Сауроном, сколько потому, что, с его ли помощью или без таковой были «бальзамировщиками». Им хотелось один пирог да съесть дважды: жить в смертном историческом Средиземье, поскольку эльфы прониклись к нему любовью (и, может статься, потому, что там они пользовались преимуществом высшей касты), так что они попытались остановить процесс перемен и ход истории, остановить его рост, сохранить его как декоративный садик или даже по большей части как глушь, где сами они могут быть «художниками», — и притом их тяготила печаль и ностальгические сожаления». (с)
Как мы видим, и желание эльфов обязательно находиться там, где они - «высшая каста», тоже вызывает у автора неодобрение (хотя они имели все основания считать себя таковой). Можно вспомнить и о том, что гордая Галадриэль, желающая быть «первой в Средиземье, но не одной из многих на Тол-Эрессэа», тоже автором порицается. И «прощение» ей дается только когда она отказывается от власти и от замысла быть выше, сильнее и могущественнее всех.