Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Моя очередная статья в очередной "Небосвод"  (Прочитано 3325 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Elentirmo

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Выслал вчера в редакцию журнала для любителей астрономии "Небосвод". Может опубликуют, у них дефицит статей. Прошлый раз про астрономические знания Толкина в его творчество опубликовали...
В рубрику "Гипотезы и предположения"

О НЕБЕСНЫХ КОНЯХ И ДАТАХ ОТКРОВЕНИЙ
(еще одна попытка датирования Откровения Иоанна)

Книга «Откровение», приписываемая Иоанну Богослову, одному из апостолов Христа, – последняя и самая загадочная книга Нового Завета. Время ее написания оспаривается до сих пор. Обычно считается, что она возникла во второй половине первого века нашей эры. Существует два основных мнения о времени ее появления. Первое, основанное на свидетельствах отцов церкви, утверждает, что Иоанн написал книгу в 95 или 96 году при императоре Домициане. Второе, не менее обоснованное, которое базируется на параллелях римской истории и апокалиптических образов, полагает временем написания книги годы 66-68-й, при императоре Нероне.
Есть и другие точки зрения на дату возникновения книги. Одна из них принадлежит известному революционеру и ученому-энциклопедисту Н.А. Морозову. В самом начале ХХ века Морозов в труде «Откровение в грозе и буре» (выдержала 3 издания и была переиздана в 1991 году) и семитомнике «Христос» (изд. 1924-1932, переизд. 1997-2003) предположил, что «Откровение Иоанна» по сути является ярким, красочным описанием звездного неба и пронесшейся над островом Патмос грозы с мистическими выводами из этих явлений. По мнению Морозова, в шестой главе «Откровения» зашифрован так называемый гороскоп, то есть, в традиционном смысле, расположение планет по зодиакальным созвездиям. Разноцветные кони – это планеты, а всадники – созвездия. Используя простой перебор дат, которые бы отвечали положению Юпитера в Стрельце, Сатурна в Скорпионе, Марса в Овне, Меркурия в Весах, а Солнца и Луны в Деве, он пришел к дате 30 сентября 395 года. За что потом долго получал нагоняй от ученых и богословов, придерживавшихся традиционных взглядов на историю и хронологию. Автором книги, как рассуждал Морозов, был не апостол Иоанн, а живший в Византии богослов Иоанн, прозванный Златоустом. Подробнее с концепцией толкования Морозовым «Откровения» и методикой отождествления апокалиптических образов с природными объектами можно ознакомиться в его книге, многократно выложенной в интернете, в частности на сайте http://apokalipsmor.narod.ru.
С тех пор продолжают появляться многочисленные попытки пересмотра морозовской датировки, ибо полученная им дата на 300 лет позднее традиционной, конечно, мало кого устраивает, хотя сама астрономическая и метеорологическая расшифровка образов и символов тогда многим пришлась по душе, особенно астрономам. Пытались перетолковать коней и всадников, месяц наблюдения, «раскидать» явления по времени… Хороших результатов не получалось. Оставалась всегда одна, морозовская дата. Остальные имели большие натяжки.
Но вот какой возникает вопрос. Морозов соотнес коней и планеты по так сказать физическим цветовым характеристикам: белый Юпитер, красный Марс, желтоватый Сатурн, редко видимый и поэтому темный Меркурий. Но что если некий Иоанн опирался не на визуальное цветовое описание, а на символическое, известное в астрологических кругах в начале нашей эры? Тогда мы имеем следующую картину.
Солнце в созвездии Девы (Откр 12:1).
Луна в «ногах» Девы (12:1), то есть на границе Девы и Весов.
Белая (греч. «леукос») планета явно Юпитер, как и у Морозова. Он в Стрельце (6:2) – тут и лук, и венец (созвездие Южной Короны под Стрельцом).
Рыжая, красная (греч. «пюррос») планета несомненно Марс. Совпадает с морозовской трактовкой. Но кто такой всадник с мечом (6:4)? Морозов предположил, что это созвездие Персея (тогда Марс находится в Овне, под «меченосцем» Персеем). Почему-то для Марса он сделал исключение и указал внезодиакальное созвездие, расположенное относительно далеко от эклиптики. А какие еще созвездия, в том числе и зодиакальные, изображались с мечом? Одно – Орион, который находится под Тельцом и Близнецами. Причем северная граница Ориона довольно близка к эклиптике, и иногда планеты заходят внутрь этого созвездия. Другое, возможно, Близнецы. Традиционно на звездных картах Диоскуров изображают со стрелой, плетью или дубиной. Но существуют ли изображения с мечом? Впрочем, Близнецы соседствуют с Орионом… Итак, предположим, что Марс где-то на границе Тельца и Близнецов, над Орионом. Что по сути близко к расположению под Персеем.
Далее – вороная, черная (греч. «мелас») планета. По Морозову это невидимый Меркурий. Но черный цвет во всех древних астрологических традициях всегда принадлежал Сатурну! Значит, в созвездии Весов (6:4-5) находится Сатурн.
И последняя планета – бледная, зеленоватая (греч. «хлорос»). У Морозова это желтоватый Сатурн. Однако зеленый цвет традиционно ассоциировался с Венерой. Отсюда следует, что в Скорпионе расположена Венера.
Меркурию Иоанн почему-то не уделил внимания. Возможно, именно в силу своей трудной заметности.
Теперь зададимся вопросом: какой дате на промежутке в 1-400 годы н.э. соответствует описанное расположение планет? Воспользуемся любой программой-планетарием либо специализированной программой М. Городецкого «Зодиак».
Что мы видим в результате? Удачнейшее попадание – 15 сентября 98 года! Конечно, эта дата не совпадает с традиционными 95-96 годами, однако в свете споров о конце 60-х годов первого столетия можно считать, что мы получили довольно точный ответ.
Проанализируем полученную дату. Это была суббота. В русском синодальном переводе – «день воскресный». Однако странно, что первохристианин, а по сути иудеохристианин Иоанн, книга которого полна гебраизмами, будет называть воскресенье «господним днем» (греч. «кюриакэ эмера»). Скорее, это будет именно суббота, иудейский выходной. Светила и планеты расположены следующим образом: Солнце в Деве, Луна на границе Девы и Весов, Марс в Близнецах, недалеко от Ориона, Юпитер в Стрельце, Сатурн на границе Девы и Весов. А Венера? Вот тут небольшое несоответствие. Венера в данном случае – в Весах, а не в Скорпионе. Чуть-чуть не дотянула. Возможно, Иоанн не наблюдал лично планеты, а рассчитал их положение, совершив ошибку для Венеры на одно созвездие. Тем более, Марс был расположен по другую сторону от Солнца и не мог одновременно наблюдаться с другими планетами. За расчет говорит и близость Сатурна к Солнцу (20 градусов), при которой осенью даже на широтах Эгейского моря его сложно обнаружить вечером на закате. Впрочем, в те времена Весы часто рассматривались как часть Скорпиона, его Клешни…
К слову, 13 сентября 98 года, то есть за два дня до описанных событий произошло полное солнечное затмение (возможно 6:12), полоса которого почти совпала с морозовским затмением 30 сентября 395 года: южная часть Тихого океана – Антарктический полуостров. А 29 сентября 98 года произошло частное лунное затмение (6:12) с фазой 0,7, видимое в Европе на рассвете.
В результате мы получили дату, вполне удовлетворяющую общепринятой истории и христианской традиции. Следовательно, не нужно пересматривать авторство книги – им остается апостол Иоанн. Или иной Иоанн, живший в первом веке нашей эры – споры о личности автора «Откровения» ведутся до сих пор. Можно считать, что морозовское общее астрономо-метеорологическое толкование книги и соотнесение апокалиптических образов и символов с природными реалиями имеет место быть и может соответствовать реальности.
Но прежде, чем завершить, следует вернуться к следующей проблеме. А верно ли вообще отождествление коней с планетами и всадников с созвездиями? Может, за этими образами скрывается что-то иное?
Попробуем разобраться на близком примере – книге ветхозаветного пророка Захарии. Все исследователи отмечают близость шестых глав обоих текстов. В книге Захарии, возможно, тоже говорится о гороскопе, подобном иоанновскому, в 24 день одиннадцатого месяца Шевата во второй год царя Дария (Зах 1:7). Захария пишет о себе: «видел я ночью» (1:8), «поднял я глаза мои и увидел» (1:18, 2:1, 5:1, 6:1) И описание гороскопа в 6:2-7 показывает на положение планет, включая Луну, 25 января 520 г. до н.э. в районе так называемого раздвоения Млечного Пути, где расположены зодиакальные созвездия Скорпиона и Стрельца, «гор медных» – в еврейском оригинале игра слов «гор змиевых», так как здесь же находятся созвездия Змееносца и Змеи (6:1). Рыжий Марс, вороной Сатурн (в данном случае именно черный Сатурн, а не морозовский Меркурий – Захария использует близкую ему по времени и месту вавилонскую цветовую атрибутику планет), белый Юпитер, пегая и сильная, то есть большая Луна – в Весах, Скорпионе и Стрельце. Во всех случаях о конях-планетах говорится во множественном числе, но это не принципиально. Луна названа пегой, пятнистой, какова она и есть, особенно в фазе последней четверти на 24 день лунного месяца Шевата, тут вариантов быть не может.
Итак, по еврейскому календарю получаем 25 января 520 года до н.э. – второй год Дария действительно был 520-й до н.э., а не 519-й, как утверждается во многих справочниках, так как первым годом его царствования был 522-й до н.э. Используя программу для поиска даты по положению планет, мы получаем тот же день. Причем описание в книги Захарии, что одни кони идут к северу, а другие к югу, стране полуденной (6:6), в точности совпадает с положением планет относительно эклиптики по эклиптикальной широте.
Захария наблюдал небо перед самым рассветом, так как Луна и три планеты Сатурн, Юпитер, Марс стали видны полностью только за 2-3 часа до восхода Солнца.
А о каком затмении (если это затмение) говорится у Захарии в 14:6-7? 15 января 532 г. до н.э., то есть в дни юности Захарии, в Вавилоне и на всем Ближнем Востоке наблюдалось кольцеобразное солнечное затмение. Возможно, Захария видел его и был очень впечатлен зрелищем. Однако в главе 7 указывается четвертый год Дария. 28 марта 517 г. до н.э. произошло солнечное затмение, видимое в Палестине перед самым заходом Солнца. Не о нем ли Захария говорит, что «лишь в вечернее время явится свет» (14:7)?
Значит, традиция называния планет небесными конями не пропала и пронеслась через века и народы. Ее мы встречаем на галльских монетах, в поздневавилонских клинописях, в книге Иоанна, в средневековых манускриптах…
Уважаемый читатель, все вышеизложенное является гипотезой, предположением, а не объективной научной истиной. Древние религиозно-мистические тексты очень тяжело толковать. Понимание их будет верным, если, по словам Н. Морозова, «в нашей собственной душе еще звучат, в той или иной форме, отдаленные отголоски первобытного строя мысли наших предков, слабые отзвуки их давно исчезнувших для нашего сознания чувств и инстинктов».


Оффлайн John

  • Координатор
  • *
    • Просмотр профиля
Ыыы...

Откровение. Знаменитая книга, в которой Иоанн Богослов сокрыл все, что он знал. Откровение сокрытого совершается комментаторами, которые не знают ровно ничего.
(с) Амброз Бирс, "Словарь Сатаны".

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Elentirmo

Браво, коллега! Я впечатлен. Ты умеешь встраивать паззлы в мозаику мироздания.
Характер твоих статей из популярного становится всё более научным.

Думаю, ты должен написать книку-сборник, начиная с венерианских муравьёв и пчёл  ;D (ты понял о ком я) и заканчивая геохронологией Арды.

Оффлайн Elentirmo

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Про венерианских пчел и муравьев кое-что я выложил на своем портале. В пабликсах, почти в самом низу. По названию можно поймать. Почитай.