Вот, кстати, интересный текст ув. автора kap1914 из ЖЖ, возможно, будет интересно:
Краткий анализ политситуации в России за последние месяцы
Сентябрь 2011 г. снял весомую часть неопределенности по поводу будущего отечественной политической системы и разрешил ряд существовавших интриг. Определяющим для всех последних месяцев являлся негласный торг Медведева с Путиным за свои позиции после выборов 2011-12 гг. (с чем, к слову, была сопряжена борьба между другими ведущими федеральными политиками).
Еще в июле президент несколько раз на международных форумах намекал о желании пойти на второй срок, однако ключевой проблемой являлось отсутствие команды, способной поддержать его претензии. Вместе с тем уже с мая наблюдалось усиление Путина, который занялся консолидацией элит. Это проявилось, во-первых, в укреплении и обновлении «Единой России» путем создания «Общероссийского народного фронта» и выдвижения ключевых членов правительства на первые места в партийных списках; во-вторых, в ударах по оппозиции: разгром «Справедливой России» (отставка Миронова с поста спикера Совета Федерации и переход ее главного «спонсора» Бабакова в ОНФ) и недопущение регистрации оппозиционной партии «ПАРНАС». Некоторое время сохранялась интрига по поводу «Правого дела», ориентировавшейся на электорат «Единой России».
Усиление «Правого дела» через приглашения на пост ее лидера миллиардера М. Прохорова, вероятно, стало попыткой Д. Медведева укрепить собственные позиции. Он открыто оказал ей поддержку, позволил позиционировать себя в качестве второй партии власти - реальной альтернативы «Единой России». Более того, Прохоров стал делать ставку на популярных региональных оппозиционных лидеров: среди них оказался и Е. Ройзман, посвятивший себя борьбе с наркотиками, а после конфликта в д. Сарга ставший ассоциироаться и с темой межэтнических противоречий. Раскрутка партии совпала с атаками на «Единую Россию». Наиболее яркая произошла в конце августа, когда на встрече с президентом Прохоров предложил законодательно ограничить число мест одной партии в Госдуме 226-ю, причем первоначальная реакция Медведева оказалась демонстративно скорее положительной. Последнее можно интерпретировать в качестве месседжа «Единой России»: без поддержки Кремля ей вряд ли удастся набрать на выборах желаемое количество голосов. Сложно сказать, планировалось ли «Правое дело» лишь как способ устрашить партию власти или нет, важно другое: к началу сентября, видимо, торг внутри тандема вступил в завершающую фазу. Медведев смог показать, что при желании он способен весьма насолить «Единой России», хотя реальная власть в стране и сконцентрирована в Белом доме. В обмен на первую строчку в федеральном списке «Единой России» и обещание поста премьер-министра Медведев фактически сдал свои позиции, в том числе отправив «Правое дело» в политическое небытие: в сентябре на ее съезде произошел раскол, закончившийся устранением Прохорова с поста лидера.
Все это еще раз показывает - политическая система России практически не эволюционирует, а важнейшие решения принимаются внутри узкой группы властных элит, пусть и после многошаговых комбинаций и ожесточенной борьбы. Ослабление эсеров и полный разгром правого фланга при сохранении ориентаций КПРФ и ЛДПР на «давно-уже-свой» электорат снимает какую-либо интригу с предстоящих парламентских выборов. Даже прошедший съезд «Единой России» с почти единогласным голосованием показал - власти важно сохранить образ единства и не допустить видимость раскола: это еще одно доказательно сохранения традиционной «соборной политической культуры», антидемократической по характеру.
Вызывает интерес и складывающийся дискурс: доминирование метафоры «обновления» (и ее вариантов в виде модернизации, перестройки и пр.) при преобладании предложений социалистической направленности. Ярко это противоречие отразилось в «Единой России»: одновременное выдвижение идей инновации и социально-консервативного проекта. При этом такие насущные темы, как проблема межэтнических отношений, иммиграции и русский национализм, не находят должного отражения в информационном поле. Нет серьезных дискуссий и по поводу содержания и проблем инновационного развития, недостатка квалифицированных кадров (особенно в госуправлении), что лишний раз отражает управляемость и - одновременно ущербность - дискурса. Также в России лишь отдельные экспертные круги озабочены проблемами «внешней (мировой) среды», оказывающей серьезное влияние на состояние страны в целом: в частности, речь идет о кризисе мировой финансовой системы, механизмов глобального управления и эффективности политического лидерства.
Вероятно, отечественные лидеры прекрасно осознают необходимость социально-политических изменений при росте запроса на них со стороны общества, однако боятся социальных потрясений (по примеру прокатившихся по всему миру). Потому власть больше говорит о социально-экономических проблемах, сомнительных успехах в экономике и в космосе. Оппозиция же, не имея реальной альтернативной программы, больше паразитирует на популизме, выдвигая предложения либо почти что нереализуемые (контроль за расходами чиновников), либо ведущие к развалу системы управления (выборность ключевых чиновников на низовых уровнях власти, а также в налоговых органах и полиции), либо весьма очевидные, но требующие конкретных адекватных программ (например, проблема Дальнего Востока и волюнтаристские методы ее решения от ЛДПР).
Недостаток политического и управленческого профессионализма приводит помимо всего прочего и к опасной тенденции: возбуждение общественных надежд по поводу перемен при весьма малой скорости реальных преобразований. На фоне отсутствия со стороны власти серьезных мер по укреплению доверия, падения рейтинга ведущих политиков и «Единой России» и сохранения недоверия к выборным институтам можно говорить о растущем взаимном отчуждении между обществом и властью, что в будущем может привести к весьма печальным последствиям.