Некоторые мои размышления относительно происхождения орков:
Тема популярная для дискуссий. По этому поводу, конечно, спорили не раз, и к единому мнению, пожалуй, не пришли. Виной всему, по всей видимости, сам Толкин, который не дал проработанной и однозначной концепции возникновения орков.
Сейчас можно вывести следующие концепции появления орков:
Первая - самая распространенная; орки - "переделанные", испорченные эльфы. Толкин вполне явно, но не детально приводит ее в Сильмариллионе. "Официальная".
"Много позже Мудрые поняли, что Мелькор первым узнал о пробуждении Квэнди и тогда же приказал призракам и злым духам следить за ними. Если эльфы уходили поодиночке или даже небольшими группами от берегов озера, они пропадали бесследно и больше никто и никогда не видел их."(Сильмариллион)
"Мало что известно о судьбах тех несчастных, которые попали в руки Мелькора. Кто из живущих сходил в подземелья Утумно? По словам Мудрых, Мелькор собрал своих пленников в подземельях Утумно и постепенно, жестокостью и чарами, сумел подчинить себе, извратить их сущность. Так, в насмешку над эльфами, а больше — из зависти к ним, вывел он отвратительных орков, ставших потом злейшими врагами Перворожденных. Орки живут и множатся, как и Дети Илуватара..."(Там же)
Здесь автор сразу дает и версию происхождения и способ размножения. Согласно этой версии, орки были выведены вскоре после появления эльфов, возможно еще до знакомства эльфов с валарами. Выведены из эльфов, каким путем - в точности неизвестно - либо чарами, либо извращением внутренней сути эльфов(то есть сознательным склонением эльфов ко злу?), либо еще как-то. Сделал это непосредственно Мелькор - произвести свой народ он не смог, но исказить соответственно своей внутренней сущности сумел.
По всей видимости, Толкину такая версия не нравилась, а в частности она не соотносилась с его образом эльфов. Почему? Возможно потому, что при такой "переделке" искажается внутренняя сущность существа(и притом возможно сознательно, при его участии) - а сущность эльфов так или иначе должна быть светлой(хотя зло они могут творить, безусловно и свобода воли у них есть). А в глубине души орков - злоба и ненависть. Потому Толкин хотел заменить эльфов на людей как на более подходящий материал для создания орков. Ведь образ у людей иной, и в их душе всегда было место злу и тьме Мелькора. Но в таком случае пришлось бы сильно менять легендариум, да и Толкин, быть может, был уже стар и не мог переделать. Потому эта концепция может считаться "официальной", хотя с точки зрения Толкина она несколько неудачна.
Вторая - ранняя концепция Толкина. Орки - произведения Мелькора. Самостоятельное произведение, как гномы - дети Ауле. Отвергнута Толкином. Ведь получается противоречие - либо Илуватар должен был бы "одобрить" создание орков, как он сделал это с гномами(а Эру не стал бы так делать с априори злыми существами), либо Мелькор мог сделать их без участия Илуватара, а тогда он, получается, и не уступает ему по силе и превосходит всех остальных айнуров на голову, чего Толкин не хотел.
Третья - одна из гипотез, которую я увидел на одном из форумов. На мой взгляд имеет право на существование и в целом интересна. Но оно, безусловно, "неофициальна".
Орки - результат диссонанса, заложенного в Песнь Мелькором. Ведь все сущее в Арде было "предпето" и является отражением Песни. Возможно и орки были бессознательным отражением темы Мелькора в Песне.
"Видишь, там, на этой маленькой Земле, Мелькор пошел войной на твои владения? Жестокие морозы сотворил он, но не разрушил красоты твоих водопадов и чистых озер, а лишь украсил мир чудными вьющимися снежинками и дивными морозными узорами; он создал зной и иссушающее пламя, но не заглушил музыки твоих морей."
Если природные явления были отражением воли Мелькора в песне, то таким же отражением могли стать и орки - зло, изначально вплетенное в сущность Арды из-за диссонанса в песне. Тогда получается создание орков было предопределено и они уже изначально были в Арде. Возможно спали, как эльфы или люди)