Жена Куруфина и мать Келебримбора.Как и во многих исторических записях и древних летописях, в «Квэнта Сильмариллион» имена и дела женщин часто остаются неизвестными. Так бывает даже в генеалогиях «правящих династий».
В генеалогии потомков Финвэ покрытыми мраком неизвестности остались жены сыновей Феанора. Согласно заметке к тексту «О гномах и людях» женаты были трое из феанорингов: Маглор, Карантир и Куруфин. Следует отметить, что «женатое состояние», как говорится в «Законах и обычаях эльдар», было обычным для эльфов, только в случае «необычной и странной» судьбы эльф или эльфийка по достижению зрелого возраста не имели супругов или хотя бы нареченных. Особенно это касается мирных времен Валинора – а все третье поколение, поколение внуков Финвэ, достигло к Исходу вполне зрелого возраста (младшей из них, Галадриэли, уже исполнилось более 1300 лет Солнца). Но интересно отметить, что в брак из них в Валиноре вступили только трое: Тургон, Ангрод (согласно «Шибболет») и Куруфин (у Финрода была нареченная невеста Амариэ). Обе внучки Финвэ остались незамужними.
Это можно объяснить только именно что «странной судьбой» всех потомков Финвэ. По крайней мере, определенно известно, что брак или любовь в Эндоре ожидал четверых из них: Келегорма (Лутиэн), Арэдель (Эол), Аэгнора (Андрет) и Галадриэль (Келеборн), и, видимо, это и было причиной их одиночества в Валиноре – они предчувствовали свою «судьбу» в Эндорэ.
Сказать определенно, когда женились Маглор и Карантир, невозможно, потому что на это нет ни одного намека. Если принять во внимание отсутствие у них детей в Эндорэ (по крайней мере, отсутствие сыновей), то можно предположить, что женились они в Валиноре, и жены их остались там (возможно, с дочерьми). Существует также вариант женитьбы в Эндорэ (хотя он менее вероятен, на мой взгляд), но с отсутствием детей или наличием только дочерей (хотя это мне также представляется маловероятным). Возможен также вариант гибели жен и детей (хотя об этом, наверное, должно было быть сказано). Итак, на мой взгляд, самое вероятное: женитьба в Валиноре, без детей, жены остались в Валиноре.
Что касается безбрачия прочих внуков Финвэ, то здесь возможны разные причины. Маэдрос, вероятно, предчувствовал свою судьбу как предводителя Первого Дома, связанного Клятвой, и поэтому остался одинок в Валиноре, затем увечье и Клятва помешали ему жениться в Эндорэ (возможно, занятый войной, он и вовсе не обращал внимания на женщин). Амрод и Амрас, вероятно, были еще довольно молоды в Валиноре, а затем также оказались связанными Клятвой, кроме того, мне представляется, что они были «вольными охотниками» и не желали связывать себя браком. По поводу безбрачия Фингона (если принять позднюю версию «Гиль-Галад – сын Ородрета») у меня нет определенных предположений, возможна версия «несчастной любви» или опять же незаинтересованности Фингона в супружеской жизни из-за постоянной войны.
Перейдем теперь к Куруфину и его сыну Келебримбору. По поводу происхождения Келебримбора существует много версий, но «версия «Властелина Колец»» (самая надежная, поскольку зафиксирована в опубликованном тексте) говорит о том, что Келебримбор был потомком Феанора. Толкин, размышляя о его происхождении, написал следующее:
«… Келебримбор был сыном Куруфина, но, унаследовав от него мастерство, он был эльфом совсем иного нрава (его мать отказалась участвовать в мятеже Феанора и осталась в Амане с народом Финарфина)» (с) «О гномах и людях»
Это единственные сведения о жене Куруфина и матери Келебримбора, которые мы можем получить из опубликованных текстов. Даже имя ее неизвестно (имя «Лэхте», часто использующееся в фанфиках – это выдумка фэндома). Неизвестно также, из какого народа она происходила, но с большой уверенностью можно определить ее как нолдо. Во-первых, в вышеприведенной цитате говорится, что она осталась «с народом Финарфина», то есть с теми нолдор, которые не ушли из Валинора. Если бы она не была нолдо, то с большой вероятностью (после ухода мужа и сына) можно было бы ожидать, что она бы вернулась «к своему народу» (как сделала Индис). Во-вторых, в Первом Доме очевидны «националистические тенденции», что следует из речи Феанора в Тирионе (о нежелании уступать «свое место» другим народам) и из упреков Карантира Ангроду, в которых допускаются довольно оскорбительные намеки на «смешанное» происхождение Ангрода. Я думаю, если бы кто-то из братьев был женат на женщине из ваньяр или тэлери, Карантир не позволил бы себе таких высказываний из нежелания их оскорбить. Следовательно, разумно предположить (не плодя лишние сущности), что все феаноринги были женаты на женщинах из чистокровных нолдор (при этом примечательно, что ни их мать Нэрданель, ни жена Куруфина не пожелали принять участие в Исходе). Можно также предположить, что жена Куруфина происходила из тех нолдор, что склонялись к Финарфину (ведь именно его последователи и вернулись из Арамана), но это тоже не однозначное утверждение (ведь оставались и эльфы, не имевшие отношения к Финарфину – например, Махтан с семьей).
Еще один вопрос касается возраста Келебримбора во время Исхода и его расставания с матерью. Рассмотрев хронологию, разумно предположить, что не только сами сыновья Феанора, но и его единственный внук на момент Исхода вполне мог достичь зрелости. Этой мысли, правда, мешает описание поведения младшего из Амбаруссар в «Шибболет», которое свойственно, скорее, юноше, нежели зрелому мужчине (желание вернуться к матери в Валинор). Но разница в возрасте Куруфина и близнецов могла быть значительной (тем более, что по «Шибболет» Куруфин – четвертый сын, а не пятый), и жениться Куруфин мог рано. Все же я сомневаюсь, что мать оставила бы сына-ребенка отцу, даже не попытавшись оставить его у себя или не отправилась бы с ним. Другое дело, что Келебримбор - «зрелый муж» вполне мог бы принести Клятву Феанора, а об этом не говорится. Но эта проблема разрешается с помощью все той же цитаты – если Келебримбор был «иного нрава» по сравнению с отцом, то он мог бы и не приносить Клятву, к тому же он даже мог и не присутствовать на этом собрании. Однако при всем при том Келебримбор все же отправился с отцом и дедом, а не остался в Валиноре, что говорит о том, что он не вовсе не поддался «горячим речам» Феанора. Но возможен и вариант «Келебримбор-ребенок», тем более, что случаи оставления матерями детей еще в совсем нежном возрасте в текстах имеются. В общем, этот вопрос остается нерешенным и разрешить его определенно на основании имеющейся информации невозможно. (Конечно, все эти проблемы возникают от того, что Келебримбор – персонаж поздний, с неустановившейся «генеалогией» и Толкин не смог, либо не успел вписать его в «предания Древних Дней» так же виртуозно, как, например, Галадриэль. Интересно также отметить, что в «Шибболет Феанора», позднем подробном тексте о семье Финвэ, Келебримбор не упоминается. Вполне возможно, что Толкин, забыв или пренебрегая утверждением в ВК, снова сделал его не-потомком Феанора).
Что касается взаимоотношений Келебримбора с матерью, то опять же на основании вышеприведенной цитаты о сходстве характеров можно сделать вывод о большой взаимной любви матери и сына (возможно, большей, чем у сына и отца), хотя это не помешало Келебримбору все же выбрать сторону отца в Исходе. Интересно, что Келебримбор в Средиземье – друг «Финрода и его жены», а потом – Галадриэли и Келеборна. Возможно, это еще одно доказательство принадлежности его матери к «нолдор Финарфина».
О дальнейшей судьбе жены Куруфина нам ничего не известно.
Жена Трандуила и мать Леголаса.
Еще меньше повезло матери другого известного персонажа – Леголаса, сына Трандуила. Собственно, единственное, что нам известно – это факт ее наличия (поскольку эльфы не размножаются почкованием или иными «нетрадиционными» способами
Ни ее имя, ни происхождение, ни судьба нам не известны. Такое замалчивание может иметь две причины: либо персонаж слишком незначителен даже для упоминания, либо он просто отсутствует во время повествования. Интересно отметить, что в «Хоббите» «королева эльфов» не упоминается – ни на лесном пиру, ни во дворце. Бильбо ее не видит (или просто не упоминает?), хотя персонаж этот должен быть достаточно заметным, заметнее и принца (которого Бильбо тоже не упоминает). Король Трандуил, похоже, одинок… по крайней мере, в это время.
Возраст Леголаса (равно как и наличие у него братьев и сестер и даже его старшинство) нам неизвестен, но по его фразе, оброненной в ВК («с того времени лишь пятьсот раз опадали листья у моего дома») можно предположить, что ему больше пятисот лет, причем намного больше (раз уж он с таким пренебрежением говорит о пяти веках). То есть Трандуил должен быть женат ко времени похода Торина против дракона Смога. И женился он достаточно давно, потому как эльфы Средиземья во времена Войны Кольца представляются «увядающим народом», среди них, скорее всего, уже нет ни детей, ни подростков, ни даже юношей и девушек. Вполне вероятно, что Леголас – ровесник Элладана и Эльрохира, то есть рожден в начале Третьей Эпохи, после Войны Последнего Союза. Три тысячи лет – достаточно большой срок, чтобы с пренебрежением говорить о пятистах годах, и достаточно малый, чтобы выглядеть «юношей» по сравнению с легендарными личностями Первой и Второй Эпох – Галадриэлью, Келеборном, Эльрондом. Таким образом, мы приходим ко времени женитьбы Трандуила – начало Третьей Эпохи, уже после победы в Войне Последнего Союза и развоплощения Саурона. Как раз тогда Трандуил вступает на престол (после гибели своего отца Орофера), вполне логично, что вскоре после этого он женится (не будем забывать, что эльфы стараются вступать в брак в мирные времена, а в Средиземье как раз наступил мир), и у него рождается сын.
Но на ком женится Трандуил? Неизвестно. В довольно популярном фанфике Мари Жють «О Трандуиле и Эллериан» его женой выступает девушка из нолдор. Встречались мне и другие фанфики с похожими утверждениями (на Драббл-фесте был даже текст-AU, где Трандуил женился на дочери Феанора (!!!)). Что ж, кандидатура жены-нолдо никак не противоречит текстам. Правда, Трандуил (сам происходящий из синдар Дориата) не очень любил нолдор, считая их виновниками войны и «непокоя» в Средиземье (и не будем забывать о сыновьях Феанора, разоривших Дориат!) Но как мы знаем из истории Эола и Арэдели подобная неприязнь не всегда является неодолимым препятствием для брака, любовь, как известно, разрушает подобные преграды. Встречала я и утверждение, что будто бы доказательством полунолдорского происхождения Леголаса является его тяга к морю. Но это как раз доказательством не является, поскольку «тяга к морю» присуща именно синдар (происходящим из тэлери – «морских эльфов»). Вспомним также, что Халдир в ВК (явно не нолдо по происхождению) тоже с большим воодушевлением говорит о Море, завидуя, что хоббиты живут так близко от него, и, возможно, видели.
Другой вариант – Трандуил женился на девушке из собственного народа, синдар, возможно, также происходящей из Дориата. «Равный брак», вполне вероятный, но я не могу сказать ничего ни «за», ни «против» такого утверждения.
И, наконец, третий вариант, к которому склоняюсь я сама – женитьба на девушке из нандор или даже авари. Это может объяснять особую, «усиленную» любовь к лесу Леголаса (страстно стремящегося исследовать Фангорн), и вообще, Леголас мне представляется более «лесным» эльфом, чем его отец. Это может даже объяснить отсутствие жены Трандуила во дворце – если она была похожа на Нимродель, то, вероятно, не желала участвовать в шумных пирах или ездить на охоту и вообще жить в «пещере», а любила проводить время в излюбленных уголках леса (возможно, вместе с сыном).
Но вопрос о ее неупоминании в текстах все же остается нерешенным (если не принять вышеприведенную версию о «незаметности» жены Трандуила). Тут может быть два варианта: гибель или расставание с мужем. Да, мать Леголаса вполне могла погибнуть (Мирквуд был достаточно опасным местом даже в мирные времена). И с мужем они вполне могли расстаться, например, из-за противоречий в характере и мировоззрении. Это, кстати, очень вероятно при версии ее происхождения из нолдор (снова вариант Арэдели и Эола). Жена Трандуила могла уйти и жить отдельно среди собственных родичей (правда, в Ривенделле или Лориэне ее опять же не наблюдается, но, в конце концов, все-таки существовали еще и Серые Гавани, и более мелкие поселения эльфов). Возможен и смешанный вариант: «расстались, а затем она погибла». И, наконец, возможен уход жены Трандуила за Море (как Келебриан).
Впрочем, все это – лишь предположения, оставляющие полный простор для фантазии.