А вот с майар начинаются сложности.
Cпустившиеся младшие духи, помогающие валар —майар.
И - когда она "отреклась от Хозяина"?
В Сильме часто упоминают будущие события вроде гибели Готмога, например.
айну, которая пала (благодаря Мелькору, а дальше собственным желаниям) до разделения других на валар и майар.
Айнур пали практически одновременно: в Музыке.
Мне кажется сомнительным, что столь глубокое падение возможно в Чертогах Илуватара.
Падение Мелькора в Моргота определено ещё в Чертогах: в Музыке.
Пусть даже под влиянием Мелькора. И навряд ли Чертоги были бы названы the darkness that lies about Arda.
Перечитайте Айнулиндалэ про тьму, в которой Мелькор пытался искать Тайный Огонь.
Унголиант порождение диссонанса,
А зачем порождение диссонанса было бы совращать?
поскольку никаких архетипов тьмы и "зла в себе" в мироздании Толкиена не предусмотрено.
Именно поэтому она им быть и не может, ага.
Балроги, к примеру, исходно - духи очищающего огня; пали - стали демонами тёмного пламени.
Где сказано про "очищающий"? А "Пламя Удуна" — это всего лишь значит "слуги Мелькора ещё со времен Утумно".
Духом чего светлого была изначально Унголиант? От чего она такого отреклась, что стала "чёрной дырой"?
Как тут правильно заметили, так и с Мелькором не вполне понятно. Правда, про Мелькора ответ было дан отдельно.
Давайте подумаем, что нам в принципе известно. Унголиантэ имела определённые силы, которые пустила целиком на насыщение себя, не оставив никакой любви к вещам, кроме поглощения и разрушения, а затем даже и преданности Повелителю. Заметим, что Унголиантэ владела больше многих goeteia, тёмным колдовством, различными чарами, связанными с тьмой и темнотой. Толкин в Письмах, говоря о магии, замечает, что гоэтейя сама по себе не дурна, хотя чаще и связана, конечно же, с тёмными существами вроде Саурона; но и эльфы ей пользовались "для создания артистического эффекта".
Майа, которая вместо пожирания и затемнения владела бы аналогичным уровнем артистизма? Хм.
Заметим, что обстоятельства её существования, при всех недостатках, также были весьма
пафосны.