Первую книгу я слушал. В исполнении блистательного Петра Маркина. Его магический голос придал истории еще большее очарование. "Гиперион" является образцом первоклассной фантастики. Необычный сюжет, масса необычных элементов в повествовании, оригинальные идеи. И что, на мой взгляд, самое главное - это истории людей (мыслящих существ, даже если не все из них люди в строгом смысле слова). Иначе говоря, фантастика фрагментарна, используется, как нитки для узоров на интересном социальном, психологическом полотне.
"Падение Гипериона" я тоже слушал. В начитке другого декламатора, однако тоже превосходного. И вот в этой книге чем ближе к концу, тем менее удовлетворительно развивается история, тем больше накладок и несуразностей, которые начинают колоть глаз. Автор пытается заставить все мириады развешанных в первой книге ружей выстрелить, все мириады расходящихся троп свести обратно в единый хайвей, дать об'яснения всем загадкам. Увы, но это само по себе ущербно. Загадки будоражат воображение читателя, создают глубину мира, делают его реальным. Но в "Падении..." такие попытки все связать воедино и об'яснить тем губительнее, чем более оригинальны и фантастичны были загадки. Что-то становится банальным и плоским как блин, и это приводит к разочарованию. Что-то оказывается такой нелепицей (технической или психологической), что возникает раздражение. Но даже при всем этом гиперионовская дилогия остается восхитительным памятником фантастической литературы.
Третью книгу, "Эндимион" я уже начал читать сам, причем в оригинале. И тут полнейшее разочарование. Что вполне об'яснимо. С момента написания первой дилогии прошло много лет. История была закончена. Полностью закончена. Поэтому попытки автора начать высасывать что-то даже не из пальца, а из ногтя пальца выглядят смешно и жалко. Я прочитал половину, и то только из желания пополнить словарный запас. Если и дочитаю, то по диагонали и во время долгих поездок в транспорте. Я даже не хочу разбирать что-то конкретно. Мне легче сказать, что понравилось: идея использования крестоформов в практических целях (при космических перелетах, неизлечимых болезнях) и связанные с этим этическо-религиозные дилеммы.