Всё пытаюсь вникнуть в тему, но читаю...и вижу...извиняюсь...ахинею).
Про то, что валар не знали про место где пробудились люди, прямым текстом Сильма. сказано.
В общем, перескажу.
Валар отказались от войны с Мелькором во имя хильдоров, пришедших следом, младших Детей Илуватара, Манвэ знал, что близок час их прихода. Помня о тяжких ранах, что нанесли Средиземью в войне против Утумно, валар опасались нанести куда более страшные, ведь хильдоры будут смертными и слабее квенди, и они не смогут вынести все те бури и ужас.
Пробудились люди при первом восходе солнца в земле под названием Хильдориэн, что находится на дальнем востоке Средиземья, то есть, в 1500 Году Древ. Однако в поздних работах Толкина утверждается, что это произошло значительно раньше. «Ибо, хотя время пробуждения людей неизвестно, самые ранние датировки помещают его незадолго до Великого Похода.» Так же есть версия, где они не пробуждались, а их разбудили, но то черновики.
Валар было неясно, где именно они явятся — на севере, юге или востоке. Потому выслали в небеса свет. И майа Ариэн управляла ладьёй солнца, что являлась плодом Лаурелина. Когда же солнце впервые взошло на западе, глаза людей обратились туда, и ноги, когда они бродили по земле, чаще всего несли их на запад. Но никто из валар так и не явился в Хильдориэн, дабы наставить людей или призвать их в Валинор, и люди не так любили Валар как боялись их. Эльдар говорили, что когда люди пробудились, за ними следили соглядатаи Моргота, и весть эта быстро дошла до его ушей, что он самолично покинул Ангбанд и отправился в Средиземье, доверив ведение войны Саурону. О том, что творил он с людьми, эльдар в то время ничего не ведали, даже позже узнали немного; однако то, что на сердцах людей лежит тьма, они прозрели даже в людях из племен Друзей Эльфов, которых узнали первыми. Ибо позади них лежала тьма, о которой они старались не говорить даже между собой. Когда Мелькор их обнаружил, то омрачил дар Илуватара людям своей тенью, окутал мраком, и обратил добро во зло, а надежду в страх. Однако людей вначале было слишком мало, в то время как Моргот опасался растущей мощи и объединения эльдар что вернулся в Ангбанд, оставив в Средиземье лишь несколько слуг, да и то не слишком хитрых и могущественных.
Атани и родственные им народы были потомками тех людей, которые сопротивлялись Морготу и отвергли его, и, покинув свои дома на востоке, отправились в дальние странствия на запад в поисках Великого Моря, неверные слухи о котором достигли и их краев. Они не знали, что Моргот и сам оставил тогда Средиземье.
Племён людей которые бежали на запад в Белерианд, было три, Дом Беора, Дом Хадора и Дом Халадин. Они стали Друзьями Эльфов и их союзниками в войне с Морготом, когда другие племена подпали под Тень и обратились к злу.
Люди Беора первыми перевалили через Эредлиндон и пришли в Белерианд, после Беора прибыл Халет, отец Хундора, а немного позже - Хадор Златовласый, чьи дети прославлены в песнях.
Многие, однако, остались в Эстоладе; и люди из разных племен, смешавшиеся между собой, жили там долгие годы, до самого разорения Белерианда, в котором они погибли или бежали обратно на восток. Ибо кроме стариков, которые думали, что дни скитаний для них остались позади, немало было и тех, кто желал идти собственным путем и боялся эльдар и света их глаз; и начался среди эдайн разлад, в коем видна была тень Моргота, ибо он, без сомнения, ведал о приходе людей и о дружбе, что росла меж ними и эльфами.
Ну и ещё в кучу, цитата из ПМ. Если в Амане эльдар обрели здоровье и радость, то что можно сказать о людях? Не ступала в Амане нога человека, по крайней мере, никто еще не возвращался оттуда; ибо валар запретили это. Почему? Нуменорцам они говорили, что сделали это по причине запрета Эру на допуск людей в Благословенное Королевство; и объявили также, что люди обрели бы там не благословение (как они сами себе представляли), а проклятье, и «сгорят, словно мотыльки в ярком пламени.»
Об остальном, то рекомендую Осанвэ-кенту почитать, там как раз о мотивах Манвэ и валар речь.
Так же рекомендую прочитать - размышление Алмиэона на тему Искажения Арды. <-Гуглим.
А это для фанатов Мелькора.
«От величия он пал к высокомерию, а от него — к презрению ко всем, кроме самого себя, и стал духом расточительным и безжалостным. Начал он с жажды Света, но когда не смог завладеть им единолично, низвергся сквозь огонь и ярость во Тьму. И тьмою пользовался он более всего в своих лиходейских трудах на Арде, и наполнил ее страхом для всех живущих.»
Мелькор был не просто местным, земным злодеем, и не Ангелом-Хранителем Земли, сбившимся с пути истинного, - он был Духом Зла, восставшим еще до сотворения Эа. Он не был абсолютным злом, Дж. Р. Р. Толкин писал, что в его Легендариуме нет сущностей что являлись бы злом изначально.
В Чертогах Безвременья, когда зазвучала великая тема Илуватара, Мелькор привлёк на свою сторону меньших духов и довёл их в дальнейшем до восстания против Эру. Обратив во зло их страх перед Единым, что те в последствии стали смотреть на Мелькора как на своего вождя, спасителя и защитника, и в конце концов оказывались слишком запуганы, чтобы вернуться под руку Эру, надеясь на успех восстания.
Бунт Мелькора сотворенной свободой воли предшествует сотворению Мира (Эа); и Эа содержит в себе привнесенные через вторичное творчество зло, бунты, диссонирующие элементы своей собственной природы, когда прозвучало «Да будет так». После сотворения песней Айнур - Эа, Эру Илуватар позволил тем из числа Айнур, кто этого пожелает, войти в мир, и теперь вошедшие в Эа должны были оставаться в нём до Конца, будучи вовлечены во Время, в последовательность событий, её составляющую. И тогда Эру Илуватар Мелькору сказал: «Нет темы, истоки коей не лежали бы во мне, равно как никто не может изменить музыки мне назло. Ибо тот, кто попытается сделать это, окажется лишь моим инструментом в создании вещей более дивных, чем он сам мог бы представить себе.»
Войдя в Эа Мелькор продолжил быть бунтовщиком, он стал оспаривать королевство Арда у Манвэ, стремясь стать его королём, и в конце концов иметь полную неоспоримую власть над всей Эа. Что привело к противостоянию существованию всех остальных обитателей Арды с другой волей и разумом. Мелькора раздражал сам факт существования подобных существ, он хотел общаться с ними только лишь через силу и страх. Его конечной целью было уничтожение всех остальных. Даже если это ему не удалось бы, он продолжал бы буйствовать, пока не низвел бы все до состояния бесформенного Хаоса. Но даже это было бы для него проигрышем, ведь этот Хаос существовал бы независимо от его разума и был бы потенциальным Миром.
Целью Мелькора было стать Владыкой над своими творениями, тем самым нарушая высший запрет на создание иных «разумных» творений, подобных эльфам и людям. И надо сказать, что в своих попытках он преуспел, существа, которых он исказил, по меньшей мере были реальными физическими сущностями в физическом мире, какими бы исчадиями зла они ни оказались бы, пусть даже «пародирующими» Детей Господа. Несомненно, именно поэтому Моргот полностью преуспел с людьми, а с эльфами - лишь отчасти (ибо, как народ, они остались "непадшими"). Его власть была - в материи и через материю. А феа людей от природы хуже управляли своими хроа, чем феа эльфов. Конечно, отдельных эльфов можно было cклонить к мелкому "мелькоризму": желанию хозяйничать в Арде по своей воле, делать все по-своему - что иногда приводило даже к восстанию против опеки валар; но никто из эльфов не был слугой и союзником Мелькора, и никто не отрицал существования и верховного владычества Эру. Но так как Мелькор не мог создавать живых существ с независимой волей, он владел огромной силой совращения и искажения тех, кто пришел под его власть. Он мог подчинять разумы, включая эльфов и людей, силой, страхом, обманом или внешним величием. Но не мог полностью исказить никакую работу Эру.
Его власть над материей была воистину велика. Вся Арда (а возможно, и многие другие части Эа) была отравлена им и содержала частичку его могущества. Материя тем не менее осталась "Творением Эру" и, в целом, благом. Она даже способна к самоисцелению, если ей не мешают. Попытка Мелькора стать владыкой всей Эа, а в особенности Арды, и изменить замыслы Эру (которым следовали верные валар) породила зло, или стремление уклониться от изначального замысла, во всей физической материи Арды. Он единственный из Великих Валар стал в конце привязан к телесной форме; но это произошло из-за того, что он использовал её для превращения во Владыку Воплощенных, и великого зла, содеянного им в видимой форме. По мере того, как росла его ненависть, и он вкладывал себя в ложь и воплощения своей злобы, его мощь уходила в них и рассеивалась, а он становился все более слабым существом и стал боялся покидать свои темные твердыни. И в конце, сам по себе и без из поддержки, стал слабым существом, поглощенным ненавистью и неспособным восстановить свое прежнее состояние, каким он был до падения. Даже своей видимой формой он уже не мог управлять, и не мог уже скрывать свое уродство, что показывало зло его разума.
Тут пожалуй опущу подробности про поражения Мелькора/Моргота в войнах с Валар, помещения его за Врата Ночи, а подведу статью к концу.
Некоторые считают, что хотя зло Мелькора можно смягчить, его нельзя уничтожить, даже если бы тот раскаялся; так как сила покинула его и больше не была под контролем его воли. Арда была искажена в самой своей сути. Семена, посеянные его рукой взойдут и умножаться, хотя сама рука уже удалена. Арда могла быть освобождена и исцелена только после физической битвы с Морготом и его окончательным поражением, лишь с вмешательством Эру, но возможным результатом такой битвы будет полное разрушение всей Арды Искажённой.