Насчет перехода в англиканство: интересная, но всего лишь сплетня. Хотя К.Р.Толкин "в послевоенные годы ... учился у К. С. Льюиса, что упрочило их дружбу."
(1)Тогда вопрос - был ли церковным (католическим) союз Кристофера и Фейт?
И была ли Фейт католичкой (до брака)? Если нет, согласно Катехизису Католической церкви, перед заключением церковного брака нужна была диспенсация
(2), иначе брак также недействителен:
светский брак, заключенный между католиком и некатоликом вне режима диспенсации (официального разрешения епископа, п. 1635), с церковной точки зрения, не признается ни законным, ни, соответственно, «завершенным». Ответа я не знаю. Фейт училась в (тогда) женском колледже св.Анны (один из немногих колледжей Оксфорда, в которых нет часовни), ее отец был религиозен до такой степени, что она беспокоилась за него. Косвенным аргументом "за" является весьма благожелательное отношение Дж.Р.Р.Толкина к ней.
Отец не простил бы Кристоферу такого поступка. Он и так был огорчен разводом, сноха ему нравилась, бюст Толкина, созданный ее руками (вернее, бронзовая копия), до сих стоит в его родном колледже. В письме 1966 года (за год до официального развода Кристофера и Фэйт) Дж.Р.Р.Толкин пишет: "Я и моя сноха (скульптор) также весьма польщены тем, что факультет изъявил желание поместить мой бюст в библиотеке...". Между тем сын Кристофер "расстался" с женой пару лет тому назад - и уже жил с новой женщиной - которая, впрочем, как и предыдущая, была дочерью коллеги отца, и даже его (отца) бывшим секретарем. Ставил ли он в известность отца, считал ли нужным ставить? Возможно,что только что разведенная Бейли сменила работу секретаря у Дж.Толкина на аналогичную у Исайи Берлина (кстати, дружившего с Ахматовой и Пастернаком - это отдельная история) - неспроста.
Еще между прочим, будущая жена Кристофера в юности дружила с будущим знаменитым писателем Джоном Фаулзом.
12 ноября (1949г.) Исповедальный вечер у Поджей с Фейт.
Фейт, любопытный тип экстраверта, доминирует в разговоре, голос ее поднимается до визгливых нот (когда хочет кого-то переспорить), дерзкая, с мальчишескими ухватками, говорит о своем монашествующем отце — по ее словам, она о нем часто тревожится.
Подж и Эйлин — великолепный дуэт, и в ладу, и в разногласии.
В течение всего вечера я молчал (с утра чувствовал себя нездоровым и мучился от этого), понимая, что не способен отстаивать свою точку зрения. Не из-за застенчивости и обостренной чувствительности — мне не хватало чего-то большего, чем утраченной живости. Во мне присутствуют два начала: я сам, рождающий мысли и заражающийся словесной энергией от других, тогда во мне бурлят нужные слова, острые мысли и тому подобное; и мое второе «я», неспособное поддержать никакую беседу.
Ничем не примечательное возвращение домой с Фейт; я зевал, она посвистывала и пела. Во мне бродило смутное желание объяснить свое состояние и узнать, о чем думает она. Сырой, теплый, ветреный вечер.
В такие моменты я осязаемо чувствую философию жизни. Быть убедительным, наблюдать, анализировать — это внешнее; внутреннее — фиксировать и творить. Абсолютно необходимо соблюдать равновесие, то есть — никогда не уходить в себя полностью, всегда сохранять намерение созидать красоту для других, каким бы малым ни был твой вклад. Теоретически я хотел бы быть сущностью, испытывающей постоянные воздействия, которые ее формируют, не меняя, однако, главного устремления — творить красоту. Не стану притворяться и утверждать, что это естественная позиция; она ведет к подавлению чувств, опасному дозированию потребности выражать себя, к повышенной рефлексии. Есть и преимущества: 1) формирующее окружение (хотя какой-то доли объективности и самокритики следует достичь); 2) окончательный результат — внешнее признание, слава благодаря воплощенной красоте. Творение — выход, отдушина, а не только конечная цель. Самое главное — постоянная забота о совершенствовании мастерства, вера в себя и ревностное служение до конца.
Думаю, для меня это кратчайший путь к самореализации, принимая во внимание — а таково мое мнение сейчас, — что все относительно и красота не вечна. В бессмертной славе я не вижу особого прока и все же верю, что человек против всех законов логики творит добро, создавая прекрасное произведение, — пусть оно и не вечно. (Не забывая о пространственно-временном законе: ничто из существующего не может исчезнуть.) Надо стремиться добиться славы при жизни; лезть вперед — противоестественно, но это необходимо.
Мы поговорили также о взаимоотношениях детей и родителей.
Трудности возникают, когда наступает прозрение. Родители — другие, они самостоятельные люди, не лишены недостатков и часто оказываются не на высоте. Нужно сохранять прочную связь, основанную на уважении, однако о каком уважении может идти речь, когда «истина» (пусть на самом деле и фальшивая) кажется такой очевидной. Если родители кажутся недостойным х, как увидеть в них уважаемый у? Это будет лицемерием и уступкой условностям. Все равно как, будучи атеистом, стать главой англиканской церкви. Любопытная теория Эйлин: разрыв с семьей способствует становлению личности; в счастливых семьях дети не могут ни воплотиться в родителей, ни отторгнуть их, и потому вязнут в семейственности, не реализуя свою индивидуальность."Фейт создала также скульптурный портрет К.С.Льюиса. Еще она выполнила несколько известных скульптурных работ на христианские темы: в 1958 для университета Бирмингема, и после более чем двадцатилетнего перерыва еще несколько (в т.ч. для Corpus Christi
Catholic Church)
(1) -
см.(2) -
см.(3) -
см.