Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право -
Самому выбирать свою смерть.
© Н. С. Гумилев ~ Выбор ~
Для нас, меня и Профессора, христиан, две тысячи лет назад тому назад первым в Рай с Иисусом вошел не святоша, нет; не праведник, нет; не ученик Христа, нет... первым был преступник, просто раскаявшийся в конце жизни и признавший Его - Мессией, вися рядом с ним на кресте. Так, по-крайней мере описывается у Луки. Говоря о месте и роли Турина в мире Профессора, я легко вижу этот христианский подтекст у Профессора. Забудем о всех моих интерпретационных работах, будем исходить из эксплицитно выраженной конечной позиции самого Профессора о том, что Моргота повергнет в конце концов лично Эру. Что-то меняется? Ничего, как я покажу ниже.
Но сначала о Турине.
Легко судить, черт побери, нет - насколько же легко судить... и все же, кто родился человеком (т.е. имел значительно меньший контроль над хроа от природы) и вскоре потерял отца, а потом и не видел больше матери? Кто получил воспитание у эльфов, а потом его чуть было не зарезал высший эльфийский сановник? Кто будучи в Н
арготронде и одновременно будучи уже взрослым мужчиной и человеком не знал женской любви? Кто не посмел сблизиться с Финдуилас из-за своего проклятия? Кто в конечном счете с детства был под проклятием Моргота? НАЗОВИТЕ МНЕ ИМЯ! ИМЯ!
Легко судить, черт побери, нет - насколько же легко судить... достаточно открыть просто книжку по психологии, чтобы понять, что для такого человека только уход в гордость и одновременно гордость от своих военных успехов хоть какая-то сублимация, хоть какое-то проявление себя.
Преступник ли Турин? Да... бесконечно преступник. Но...
Там где эльф Феанор теряет самое дорогое себе - своего отца и свои Сильмариллы, что он делает? Он в безумии своем полагает что может противостоять Вала. И он дает клятву. Но в этой клятве нет ничего о его отце.
Там где человек Турин теряет самое дорогое себе - свою сестру и своего ребенка, он в безумии своем больше не смеет полагать, что он может противостоять Морготу и просто убивает себя. Что мешает ему дать клятву ради своей сестры и ребенка? Но, нет.
Как же это смешно, господа эльфы, что из Ваших самых великих, одна - Лютиэн стала человеком, другой - Эарендиль сердцем с родом своего отца. Вы любите судить, но не любите понимать. Лишь мы - люди - делаем эльфов Эльфами. Одна - новая Варда Арды Возрожденной, другой - Властелин Первичного Света, замещающий место Варды.
Я помню один постик на этом форуме про меч Турина. Там была смешная гипотеза, что от имени меча говорил сам Мандос, а Меч выступал, как судья Турина. Да, Черный Меч - выступал в роли судьи и хотел вкусить крови, дабы позабыть грехи Турина, но "вкусив" этой крови Судья - помер, ибо не судить тварному мечу того, кто в отличие от Феанора, добровольно отказался от всего тварного, включая собственную жизнь. Не судить ему того, кто признал, в отличие от Феанора, свою ничтожность перед Морготом.
Лишь Вала могут ломать мечи руками и перед лицом Хурина меч ломал Моргот. И есть еще один человек, который не желал ломать меч, ибо даже такое желание было бы проявлением собственной самости (самого себя), нет - меч сам сломался перед тем, кто отринул все. Судья не Меч, Турин ему больший Судья. Не будет тварное судить отрекшегося от всего всего тварного, включая собственную жизнь.
При наступлении Последней Битвы, придет Моргот и придет Эру против него, это будет временем Турина, ибо Созвездие Небесного Меченосца - его знак и знак Последней Битвы. Пусть велик Вала Моргот, но как смерть от Черного Меча в старой версии Легендариума было - платой за Детей Хурина и всех людей, так и в новой версии 'конец' Моргота по приказу Эру будет также платой за Детей Хурина и всех людей, ибо Созвездие Небесного Меченосца - знак Турина и знак Последней Битвы.
Преступник был с Иисусом, а Эру с Туриным.
И Вам - эльдароцентристы не убежать от этого факта - никогда.