МёнинИ тут вам остаётся или компилировать разнородные утверждения (то есть валар виноваты, валар крупно ошиблись — но принципиально и априорно не со зла и не с лени, "бездеятельность валар" сугубо "кажущаяся")
Не советую смотреть на специально неточный во многих важных местах перевод АнК, переводчики которого явно были гиперхристианоцентристами (поскольку, например, зачем-то всунули в прямой текст Профессора в "Атрабет" о том, что Валары не сообщили эльфам о Конце Арды по воле Эру - цитату из Нового Завета, что ангелы не знают о Конце Мира, хотя Профессор явно в своем мире не воспроизводит просто пародию на христианство и его Валары не сообщают эльфам скорее, как он сами пишет, не по причине незнания, а по причине сознательного сокрытия информации. А уж как сейчас бомбит этих переводчиков от того, насколько Падение Людей в Арде связано с Падением Людей в Библии лучше не говорить).
В оригинале же — «This appearance of selfish faineance in the Valar in the mythology as told is (though I have not explained it or commented on it) I think only an 'appearance'» [HoME, p. 401] т.e. во-первых речь идет о мифологии вообще, что потом подтверждается утверждением Профессора о фрагментарности источников по деятельности Валар в мифологии [HoME, p. 401-402], а во-вторых Профессор сам указывает, что эту видимость лентяйства Валар в мифологии он не комментировал, ни объяснял (I have not explained it or commented on it) и соответственно все данное предложение не может применяться против тех предложений, где Профессор лично комментирует и объясняет лентяйство Валар, например, в случае эгоистического применения Первичного света.
Вот это факты.
или признать неразрешимость ситуации "текст против текста" (а тогда, может статься, оба варианта — недоработанные черновики, вольные размышления, в чём-то противоречивые каноническому материалу
Цитата из Письма №156 тоже не канонический материал?
- But in this ‘mythology’ all the ‘angelic’ powers concerned with this world were capable of many degrees of error and failing between the absolute Satanic rebellion and evil of Morgoth and his satellite Sauron, and the fainéance of some of the other higher powers or ‘gods’. (c) Letter №156
особенно при предпочтении неких промежуточных и даже не вошедших в ИС заметок.
Все цитированные мной тексты переданы Парме, La Feuille de la Compagnie и etc во-первых Кристофером, во-вторых права на них принадлежат Tolkien Trust (Tolkien Estate) и абсолютно ничем не хуже того, что Кристофер включил в Историю Средиземья.
Вот это факты.
Или же мы не сможем оправдать Манвэ ничем, кроме авторского установления, а это не слишком хороший путь.
Не вижу тут проблем, у Манве могли проявляться слабости в решениях из-за страха перед Мелькором:
- It is this offer which seduces or deludes Manwe - Manwe must be shown to have his own inherent fault (Though not sin): * he has become engrossed (partly out of sheer fear of Melkor, partly out of desire to control him) in amendment, healing, re-ordering - even 'keeping the status quo' - to the loss of all creative power and even to weakness in dealing with difficult and perilous situations. (с) HoME, 10.
JulianaА то получается какая-то ерунда: Валар ошиблись или не поняли - непростительное преступление! Феанор сознательно убивает - он не виноват ни в чем!
Действия Феанора являются лишь следствием действий Валар, когда он проходил становление себя не там где надо (спасибо Валарам!), потерял статус наследника Финвэ, когда Финвэ из-за выговора Валар Фэанору отказался от своего статуса и власть де-факто была передана младшему брату (спасибо Валарам!) и наконец потерял отца из-за Мелькора и тут тоже спасибо Валарам, ведь Валинор их дом и его они должны, как и Древа, охранять надлежащим образом.