Что тут сказать...
Валар и эльдар в войну гнева оказались более деятельными убийцами, чем их враги. Вообще, в этом мире выигрывает возможность, а не честь. Лучшая возможность - подлость и предательство., когда меняешь правила игры по ходу игры, и выигрываешь у играющего по правилам (которые он сам себе придумал или представил, конечно же).
Если Мелькор создавал оружие для убийств, то эльдар, которые выиграли войну, создали оружие эффективнее. Если Мелькор и его орки хотел и мог убивать, то эльфы делали это эффективнее.
Примечание: это все я пишу не для людей, которые внимательно читали книги писателя, критика и чудовища Толкина, этих мне не переспорить, а для тех, кто читал по диагонали, или ещё того хуже, между строк. Вот такие существа меня поддержат в том, что католик-прихожанин Толкин и атеист-критик Толкин, это одно и тоже, диалектически и парадоксально противоположное единое лицо, личность. Только атеист мог написать книгу про войны богов и людей, за божественные артефакты и от скуки, ни разу не намекнув на деяния Иисуса Христа и апостолов, на их главную мораль - нет смертоубийствам, нет смерти. Только католик мог рассуждать сам и поощрять других на поиски в своих книгах того, чего в них нет: Бога. Истинного, благого, без мстительной жестокости, всепрощающего и умершего на Земле ради людей, воскресшего без помпы, в безвестности,и снова исчезнувшего, теперь уже насовсем.
Толкин очень, необычайно правдив. Его правда сильна: добро это добро, а зло это зло. Начальник, если он на верной стороне, это добро. Иначе - зло. Выбирай верную сторону, и останешься жив.
Это мораль, это политика. Это атеизм. Если ты слаб, если ты проиграл, ты мёртв, какой же Бог? Максимум бог, с маленькой буквы. Истинный Бог - силён, он не ведает сомнений, и совести у него нет.