DarkMinstrel, действительно, это же в корне меняет дело, гораздо лучше, когда жертвы приносятся правильной стороне. Ведь это правильно. Абсолютнсовершенно. Гораздо лучше, если этих детей и их родителей убьёт лично Правильный, "добрый" Б-г, чем их принесут в жертву злому богу его жрецы.
Я еще раз повторяю, что с точки зрения монотеиста, Бог: 1) Имеет право делать всё, что хочет с своим творением, кроме совершенного уничтожения и при этом будет благ (т.к. Он в своем праве, Он создал, он и решает); 2) И так имеет во власти предел жизни каждого сотворенного существа, то есть и так всех "убивает". Вот для вас есть разница - умереть от рака в 60 лет или умереть, скажем от стрелы в спину в 35 лет? По идее смерть от утопления или стрелы может еще оказаться субъективно легче смерти от рака. Но решает, умереть вам от рака или нет, тоже Бог. Это первое. Второе. Мы же все же обсуждаем Толкина, а не ваши представления о том, как устроен здешний мир. У Толкина в Арде есть посмертие для всех, просто эльфы уходят к Мандосу на суд, а люди за пределы мира к Иллуватару. Поэтому смерть сама по себе в таком мире злом не является, чтобы она стала злом, надо посмотреть: 1) Кто её причиняет? 2. С какой целью её причиняют? Собственно то же делает и судья в нашем, земном мире. Если я спасу ребенка из под колес машины, но в результате моих действий ребенок получит травму и скончается через 3 дня, я буду невиновен в умышленном убийстве ребенка и даже в неумышленном. Произошла просто случайность. Далее, если Эру топит весь остров Нуменор целиком, давая спастись только верным и при этом вместе с виновными гибнут и невиновные, то гибель невиновных не была целью деяния Эру, это - побочный эффект. И в отличие от человека, спасшего ребенка в примере, Эру способен исправить последствия такого эффекта для невиновных, что и дает ему право на это. Подчеркиваю, право на такие действия Эру дает не только то, что Он - Бог, а то, что Он способен исправлять результат своих действий к благу. Человек же или Вала, или эльф - этого лишены. И если бы Валар уничтожили всю флотилию нуменорцев вместе с островом - они бы стали виновны в массовом геноциде людей и они это - понимали. Поскольку не в их власти посмертие людей, Валары не сочли себя вправе это совершить и обратились к Эру, справедливо полагая, что вмешиваться имеет право только тот, кто способен исправлять последствия своих действий.
Вообще, с человекоцентричной точки зрения добрый, отзывчивый, эльфочеловеколюбивый Манвэ, после сложения полномочий, после осознания, чего же на самом деле сейчас произойдет, должен был попытаться спасти хоть кого-то. Хоть одного эльфа из разрушаемого, как и Нуменор, Амана. Хоть одного ребенка эльфийского. Но мы, люди, человекоцентричны.
Кто вам вообще сказал, что Валинор (Аман ведь Валинор) был уничтожен вместе со всеми эльфами? Он был скрыт, взят с Земли. Эльфы на нем были "переселены", причем даже не за грань реальности, всего лишь за пределы одной планеты. У Перумова, например, Эвиал не был уничтожен, он просто перестал быть планетой и был "впихнут" в разлом другой планеты, Мельина. Тоже ведь описано это так, что можно было возопить: "а почему благие Хедин и Ракот не спасли всех жителей Эвиала?".
Логика Высших сил, Разума Высшего порядка - другая. Нужно пытать людей, мучать их - болезнями, немощью, орками, морготам.
Болезни и немощи людей проистекают у Толкина из их смертной природы. Их никто не пытает. При этом у людей самих есть выбор - если они живут у Толкина хорошо, праведно, то живут долго, практически без болезней и могут уходить по своей воле, не цепляясь за жизнь. Нуменорцы ведь так жили. И никакие орки с Морготами им не мешали. Орки и Моргот появились в Средиземье по причине решения эльфа Феанора, который мог восстановить Древа, но не стал этого делать, который мог не уводить эльфов из Валинора - но это сделал. Если бы Древа были восстановлены, Моргот был бы пойман очень быстро. Если бы эльфы не взбунтовались против Валар, Валары бы не закрыли от сотворенных существ путь в Валинор. По сути Валары возложили на эльфов бремя защиты от Моргота (и эльфы это успешно много веков делали). Поэтому мне вообще не понятно, что значит "пытать людей орками и Морготом". Люди, эльфы, Валары - у всех у них свободная воля и выбор и их волю Эру ограничивает в крайнем случае.
Тогда они станут лучше, очевидно. Этим же занимались и орки/морготы в своих утумнах. Может Эру им велел, это же он правила изобретает? Но что-то не так они делали, и сами были уничтожены. Как и аманские эльфы, как и валар - все они были убраны с Земли, всех их постигла одинаковая участь - они умерли. Правильный Бог - это Смерть, только Смерть обладает высшей силой приказывать другим, как им жить, потому что иначе они умрут. Бог Смерти убивает - и это священное убийство, во имя высшей цели, которая - тоже смерть, и так далее, по спирали. Эта прекрасная история - она там, за горизонтом, за кадром. На переднем плане - симпатичные эльфы, которые так любят валар, и симпатичные валар, которые так любят Эру. И Моргот. И Эру, который так всех любит, что сильнее любовника не найти во всем мире. До смерти.
Уважаемый, вы перепутали Средиземье Толкина с Упорядоченным Перумова. Это в Упорядоченном есть такое существо, которое приходит убить (Спаситель). Но в Упорядоченном Творца нет. То есть кто-то это всё творил, но кто - молчок. Подчеркивается, что Спаситель - это не Творец. Вообще я не понимаю, откуда у вас такая странная концепция (то есть я понимаю, откуда это у Перумов, он - атеист, который любит писать языческое фэнтези). На самом деле, если есть Бог, то есть бессмертие, если нет бессмертия, то никакого Бога или богов просто нет. Мир, в котором есть только всемогущий Бог смерти, который посылает всем смерть - абсурден. Смерть ведь это момент перехода в любом случае. Нигде у Толкина нет и намека, что Богу угодна сама по себе смерть, есть намек на то, что смерть освобождает от цепей этого мира и поэтому это "дар". Но ведь Толкин и рисует мир до прихода Христа, до вести о том, что душа не умирает.