Эльфы безгрешны по признаку вечной (или очень, очень долгой) жизни, так же как люди грешны, по признаку смертности, которую им Б-г/Эру прописал. По признаку жизни в земном/ардианском раю. Не весь Аман пригоден для обитания, но жить рядом с лояльными валар как-то поприятнее, чем по соседству с дикими орками, которые убьют-не моргнут. Эльфы могут, если захотят, вернуться в Аман, несмотря на
грехи (=когда феанорингам-убийцам позволено было придти на суд в живых телах, те заскромничали, но таки пришли в Мандос голыми, в одном fea).
При этом люди - "падшие" - могли и ни разу не сделать ничего плохого никому. Они были "одарены", читай, наказаны "Эру" один раз и навсегда, все оптом. "Эру" в кавычках, потому что без разрешения Манвэ ничего не происходит, или происходит, но потом виновные наказаны (обычно мертвы). Манвэ = Эру, Эру=Манвэ. Говорим Манвэ, подразумеваем Манвэ+Варда, и т.д. Целый обком, в общем. И этот обком нормально отнесся к существам, так похожим на их эльфов, но живущих как мотыльки - несколько десятков лет, если не погибнут при рождении. Это цинизм убийц, смотреть как тысячи лет умирают люди - притом, что лекарство у валар имеется, по крайней мере, продлить жизнь до 500 лет. Свойства fea тут не причем вообще, аданы и дунаданы - суть одно, отличия в биохимии самих тел.
Чудовищный вала, и не один, был у древних семитов: древнесемитский племенной бог Илу (Эль, Элоах, отсюда и Аллах) имел сына Вала (что означает "господь", хозяин"), и не единственного, детей у Илу было немало. С этим или совершенно другим валой (=Ваал, Бэл, Баал) связана запутанная история: с одной стороны их было множество разных. Илу - сам или через полномочных представителей (Илу-аватаров) - победил и убил какого-то из них, или даже нескольких. С другой стороны - Вал был сын Илу, его часть, как ни крути, и когда древние евреи победили Вала (а "подобный-Илу", проще, Илу-аватар, он же Илья-пророк, зарезал жрецов этого Ваала), они, выходит, убили в некотором смысле и самого Илу заодно, имя которого (или имя его замены) теперь стало вовсе тайным и никому (или почти никому) неизвестным.
.