К теме эльфийской магии – еще репост из старых запасов.
Любопытный образчик из "Истории Хоббита" Рэйтлиффа - стрелы лесных эльфов, поджигаемые в полете волшебством (не забываем также о волшебных вратах крепости Трандуила и магии эльфийских кругов в лесу, которые уцелели до публикации «Хоббита»).
Эльфы атаковали первыми: когда войско гоблинов плотно собралось в долине, они осыпали его дождем стрел, зажженных магией. Сзади же тысяча копейщиков устремилась вниз на врага.
В опубликованном «Хоббите» упоминание о магии искусно замаскировано: each flickered as it fled as if with stinging fire /[каждая стрела сверкала в полете словно бы обжигающим огнем.] Боевая огненная магия лесных эльфов из "Истории Хоббита" любопытно контрастирует с общим невысоким уровнем их вооружения, где-то соответствующим позднему неолиту:
Немногие из лесных эльфов владеют мечами из железа и стали даже в наше время, а в те времена, полагаю, совсем никто. Они сражаются в основном дубинками, a также луками и стрелами с костяными или каменными наконечниками
Войско Орофера в битве на Дагорладе тоже отличалось слабым вооружением (UT).
Заметим, это отнюдь не мешает тем же эльфам пользоваться как минимум металлическими замками и ключами, чтобы запирать пленников. Это противоречие можно разрешить, если вспомнить, что (по некоторым версиям) Трандуилово подземелье помогали строить гномы, соответственно железные замки - их заслуга (так что у Торина и компании был в их заточении достойный повод для гордости.
ха-ха.).
Возвращаясь к наконечникам - старина Рэйтлифф здесь приводит интересный коммент:
«Стрелы с костяными или каменными наконечниками - отсылка к неолитическим наконечникам ... такие находки в средневековой Англии называли "эльфийский выстрел" и полагали уликой, оставшейся после "эльфийского удара". Современное английское слово stroke - "удар", т.е. инсульт, - ни что иное, как сокращение от этого самого elf-stroke, "эльфийский удар" - ибо что же еще могло подкосить человека без всякой видимой причины?»
Рэйтлифф также напоминает, что амулеты от эльфийского выстрела были в обиходе со времен англов и саксов до XIX века.
Коммент Профессора про "лесных эльфов даже в наше время" тоже любопытен. Интересно, Профессор
верил в эльфов?
Он был католик, то есть чакра "веры в сверхъестественное" у него по умолчанию разблокирована. Вообще, насколько естественна/допустима вера в эльфов для верующих в других, более могущественных фольклорных персонажей?
О магии Дорвиниона мне неизвестно, но о нем вообще информации мало – кроме похвалы его винам в «Хоббите» и HoME III, только известный фрагмент из Пармы XVII, ставящий его в ряд эльфийских королевств Востока под синдарским влиянием (подобно Лихолесью и Лориену):
Дорвионион на синдарине означает «юная земля» или страна Гвинион. Она находилась, видимо, далеко к югу по реке Быстротечной, и ее синдарское название – свидетельство степени распространения синдарина: в данном случае ожидаемое, поскольку виноделие не было изначально известно среди Нандор или Авари
Наиболее раскрученная фишка Лориена - конечно, Зеркало, но если копнуть глубже, для Толкиена это место было связано c магией Времени. Профессор в HoME VII пробовал на вкус разные идеи касательно срока, проведенного там Хранителями –
Время останавливается в Лориене или идет быстрее? … Сила Владычицы была на нас. Время могло замедлиться для нас, пока мир спешил вперед. Или наоборот, мы могли насладиться сполна за недолгий срок, пока мир ждал. Волей Владычицы было случиться последнему. … Они провели много дней в Лориене, но вышли в то же самое время и день, как и вошли.
До публикации ВК эти версии не дожили (30 дней в Лориене уравнялись с 30 днями снаружи), но маркеттская хроника из Reader's Companion дает любoпытное уточнение: "Хранители остаются в Лориене много дней. Они не могут подсчитать время, поскольку не стареют, находясь там. Снаружи по факту проходит 30 дней".
Не стареют, как вам? Белое Кольцо – родич Девяти?
Вспомним также замечание Фарамира из HoME VIII: «Некоторые в Гондоре имеют дело с эльфами, а иные даже до сих пор отправляются в Золотой Лес (хотя обычно они не возвращаются)».
Насчет Ривенделла конкретных упоминаний о магии немного, но в HoME VI Профессор называет его полным именем - Rivendell between the worlds, "Долина-между-мирами". Можно вспомнить "Лес-между-мирами" Льюиса, но скорее тут уместна фраза из ВК: «those who have dwelt in the Blessed Realm live at once in both worlds, and against both the Seen and the Unseen they have great power»/ [Те, кто обитал в Благословенном Королевстве, живут сразу в обоих мирах, и сила их велика как в Зримом, так и в Незримом]. It’s a kind of magic.