Буква очевидна всякому и незыблема, а дух дышет, как захочет.
Именно по этой-то причине духовный смысл Слова и сокрыт за его смыслом буквальным. И поэтому-то, как раз, «
никто Духовного смысла видеть не может иначе, как только от единого Господа, и только тогда, когда он находится в подлинно истинном от Него. Ибо смысл духовный возвещает о едином Господе и о Царстве Его, и этот смысл есть тот самый, в котором находятся Ангелы Его в Небе, ибо Божественное Его есть там - Истинное. Этому смыслу может человек сделать насилие, если он … захочет, из собственного разумения, исследовать духовный смысл Слова, ибо он может .. извращать (духовный) смысл его, и принуждать оный также к утверждению ложного; а это было бы - насиловать Божественное Истинное, равно и Небо. Почему, если кто хочет постигать этот смысл от себя , а не от Господа, то Небо заключается; а когда оно заключено, то человек или не видит ничего, или духовно безумствует. Причиной сему и то, что Господь учит каждого посредством Слова, и учит из тех истин, которые у человека находятся, а не вливает в него непосредственно новых. Почему, если человек не находится в Божественном Истинном, или находится только в немногих истинах, и вместе в ложном, то может он из них искажать истинное. как это делается также всякими еретиками в отношении к буквальному смыслу Слова, что тоже известно. Но чтобы, таким образом, кто-нибудь не вторгнулся в духовный смысл Слова, или не извратил бы подлинно истинного, находящегося в этом смысле, то поставлены Господом стражи, которые в Слове разумеются под Xерувимами." (Э. Сведенборг «О Священном Писании" н. 25)
http://lib.ru/HRISTIAN/SWEDENBORG/svp.txtСобственно – первые христиане хорошо ведали, Господним откровением от Духа Святого, о духовном смысле в Писаниях Ветхого Завета. Но это сокровенное знание открывалось лишь тем, кому Господь Сам это открывал из Духа Своего Святого. Остальных же держали на «молочной диете», как об этом было сказано в послании Павла к Евреям: «
Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать». (Евреям 5:11-14)
С теми же, кто питался уже «твёрдой пищей» Святого Духа в постижении Божественного Слова, он разговаривал совершенно иначе: «
Вы–наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы–письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога! Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит!» (2 Коринфянам 3:2-5)
Сейчас, правда, настали такие времена, когда всякий, кто ни пожелает, может рассудком входить в таинства смысла духовного Божественного Слова. После Господнего Посещения и Его откровения нашему человечеству. Как это было явлено в видении Эммануилу Сведенборгу, ниспосланному ему от Господа:
Однажды передо мной явился величественного вида храм. … Во время размышления над увиденным мне было дано наитие о смысле каждой детали. Храм означал Новую Церковь; двери из перламутра — вступление в неё; окна из хрусталя — истины, озаряющие её; кафедра — священников и их проповеди; Слово на ней, открытое и освещающее поверхность кафедры, — откровение его внутреннего, духовного смысла; святилище посреди храма — соединение этой церкви с ангельскими небесами; золотой херувим внутри него — Слово в его буквальном смысле; вращающийся меч в руках херувима означал, что этот смысл можно оборачивать так или иначе, в зависимости от того, относительно какой истины он употребляется. То, что занавеси перед херувимом были подняты, означало, что Слово теперь открыто. Позже, подойдя поближе, я прочитал надпись над дверью: «Теперь можно». Это означало, что теперь можно проникать разумом в тайны веры. ("Истинная Христианская Религия". н 508)
http://www.swedenborg.org.ua/archive/tcr.docНо, понятное дело - как говорит старая английская поговорка: "
Лошадь можно привести к водопою. Но её нельзя заставить напиться".