Насчет свободы воли у Господа Б-га - в этом я не совсем уверен. думаю, что сама постановка такого вопроса "есть ли свобода воли у Б-га" - некорректна. Б-г, в отличие от его созданий, не существует (не живет) в пространстве-времени. Определение свободы подразумевает наличие определения её отсутствия: если что-то существует, оно может и не существовать. Если что-то не существует, это отсутствие чего-то может быть именовано, и соотв.получить свойства объекта. Яма - отсутствие земли/асфальта - но она существует, и каждый, кто едет на машине по дороге с ямами, ощущает наличие ям. Понятие "свобода воли" подразумевает также понятия ограничения и отсутствия свободы воли: у нас есть тело, с неким полем/набором возможностей. Если мы лишаемся частей тела, мы можем продолжать жить, при этом возможности уменьшаются.
Господь Б-г не существует в пространстве-времени и не подвержен телесным ограничениям (хотя может искусственно войти в них) не потому, что он каким-то образом всемогущ (хотя это тоже так), а потому, что он играет на другом поле. Нельзя победить футболистов, забив им в ворота шайбу. Как только Господь Б-г (Эру Илуватар в случае Арды и Эа) начинает играть на пространственно-временном поле, он теряет свои абсолютные характеристики "всесильности" и "всеблагости". Товар на витрине считается абсолютно новым, чистым, исправным, пока не продан покупателю. Сразу после продажи его характеристики формально не меняются - но теперь (например, сотовый телефон) сразу не новый и не чистый априори (хотя на вид - все еще именно такой). Входя в мир сверхсущества обязательно "запачкаются" - это естественно, теперь они - живут. Если Господь Б-г входит в мир и начинает творить добро, или убивать, без разницы - взаимодействовать с миром, сам или посредством своих созданий (душа каждого из которых содержит в себе Его частицу), он становится частью мира и неизбежно приобретает его свойства, даже если не хочет этого: например, смертность. Конечность, не обяз. в смысле жизни: также и мудрости, терпения, чего угодно. Христос не знал, как больно умирать, и на кресте спрашивал об этом у Небесного Отца - зачем Отец оставил Его? Вопрос, впрочем, был формальный, ответа на него не ожидалось. Минута слабости незадолго до конца. Христос усомнился в целях своего появления? Разумеется, и не только. Если живешь ты в земном смертном теле, ты автоматически не всеведущ и не всеблаг - хотя можешь быть очень благим и очень мудрым. Не потому что ты - не Сын Божий, а потому, что приняв смертное тело, пусть и безгрешное, ты принимаешь и весь остальной комплект.
Судить Господа/Эру Илуватара по человеческим законам - неверно, с Его же, Б-га точки зрения. Мы могли бы судить его по Его же, нечеловеческим законам. К сожалению, мы не можем даже подступиться к их пониманию. Эру Илуватар = Единый Всеотец? он принял это имя, думая, что он - причина всему: если бы так, то все его создания - его марионетки. Это не так. Поэтому Эру Илуватара - не Единый Всеотец, раз он вмешивается в дела земные лично, наказывает смертью одних и поощряет жизнью других. Он - Господь Земли, ее Судья, ее Создатель, Творец, Демиург. Это другая категория, но уважать меньше от этого Господа сущего мира не стоит. Любить, кстати, вовсе не нужно: Творец не просит любви от созданий, он хочет лишь подчинения, абсолютной власти над всеми - но так, чтобы каждый исполнял свою роль, добровольно, охотно и правильно.