Эммануил Сведберг, до приобретения им психического расстройства
Этот «диагноз» основывается на том убеждении, что если человек утверждает, что он общается с потусторонним миром, то это значит, что он психически больной.
Диагностировали душевную болезнь у нашего пациента множество раз. Потусторонний мир здесь не играет решающей роли - есть специфические маркеры. В духов много кто верил, писатель Уэллс, например.
Но если человек АПРИОРИ отвергает существование всего нематериального – то это УЖЕ определённого рода диагноз. Из которого вытекает, что все его умозаключения будут с неизбежностью заангажированы.
Профессиональный же психиатр совершенно однозначно скажет вам, что ЗАОЧНЫЙ диагноз невозможен. Поэтому попытки ставить медицинские диагнозы историческим личностям – это свидетельство именно «любительщины» и полного непрофессионализма.
Корректно ставить вопрос не о "материи", а о собственно экзистенции, существовании, т.о, электрическое поле тоже материально, в смысле существования - регистрируется приборами. Поэтому если отвергается существование несуществующего, это разумно и логично. Все что существует - существует. То, что не существует (во времени) - не существует. Мы нашими органами чувств можем ощущать и вообще представить себе только то, что способны от рождения. Мы можем вообразить себе невидимого слона, и даже невидимую невидимость: но это - воображение. Это - несуществует. Мы можем вообразить, но не можем утвердить. Можем построить теорию, но не сможем опытным путем доказать её. Если можем - это уже материальное. Умозаключения такие умозаключения, а ведь Свеберг, когда еще не был Сведенборг, был человеком дела, опытным практиком.
Кроме того – одним из отличительным признаков расстройства сознания является то, что больной не может написать даже страницы текста, где сохранялись бы рациональные и логические связки. У него смысловая канва «разваливается». У Сведенборга же ВСЕ его книги насквозь рациональны и логичны. Именно структурность его текстов и опровергает подобного рода «диагнозы» совершенно однозначно.
Совершенно не обязательно терять рассудок целиком, чтобы диагноз болезни был положительный. Помешательство может затронуть сознание лишь частично.
А то, что Сведенборга пытались упечь в психушку по политическим мотивам, так карательная психиатрия не в СССР началась. Вы же не возьмётесь удержать, что упеченные в «психушки» при советской власти диссиденты все были ненормальными? Хотя многим там сознание медикаментами основательно и порушили. Или – всё же будете?
А король его и защитил именно по той причине, что он, ежедневно с ним общаясь, НЕ ВИДЕЛ для этого никаких оснований. Ибо Сведенборг, параллельно со своей деятельностью, участвовал в политической жизни страны, разрабатывал законопроекты, дискуссировал с трибуны парламента, и там к нему не было ни малейших претензий.
Ну какие же "политические мотивы", если сам король Швеции был горой за заслуженного духовидца?
как например космогоническая теория происхождения Вселенной, где он противоречит одновременно и Бэкону и Декарту и Лейбницу.
Понимаете – я его научные труды читал. А вы – нет. И я вам авторитетно заявляю, что их научная ценность исключительно велика даже и сегодня. А авторитетно – это потому, что я и сам увлекался наукой. И кое-что в этом таки понимаю. Если же говорить о теориях образования Солнечной Системы – то вот вам, скажем, выдержка, говорящая о том, что именно Сведенборг был её родоначальником: There is evidence that Emanuel Swedenborg first proposed parts of the nebular theory in 1734.[4][5] Immanuel Kant, familiar with Swedenborg's work, developed the theory further in 1755, publishing his own Universal Natural History and Theory of the Heavens, wherein he argued that gaseous clouds (nebulae) slowly rotate, gradually collapse and flatten due to gravity, eventually forming stars and planets.
https://en.wikipedia.org/wiki/Nebular_hypothesis
Понимете – ну не стоит, руководствуясь случайно подобранным неизвестно где рассуждать о предметах, в которых вы ВООБЩЕ ни бельмеса не понимате. Вы же себя выставляете на посмешище.
Канту тоже никто не мешал фантазировать, почему бы и нет. Я же про научные теории пишу, что их у Сведенборга не было и быть не могло: потому что Сведенборг еще будучи в относительном здравии не рассуждал, не сомневался - а
утверждал: записывал то, в чем он в точности был уверен. Он и перед смертью говорил - ни разу не написал неправды - это притом, что сам Христос говорил, что никто не без греха. Это колоссальная самоуверенность, это еще один из признаков психич.расстройства.
Теории его - вторичные, читайте первоисточники, littleAlex. Неоплатоники, "гностики", множество восточных направлений, позднее - еврейская Каббала и христианский мистицизм.
В отличие от вас, я во всём этом ДЕЙСТВИТЕЛЬНО разбираюсь. И хорошо знаю, и где есть параллели у Сведенборга с другими учениями, и где есть принципиальные различия. Поскольку я учение Сведенборга знаю очень неплохо (не скажу – полностью, ибо человек не может объять необъятного) то я и хорошо ведаю, почему я последовал именно за ним, оставив всё остальное. Я могу дать СОВЕРШЕННО РАЗВЁРНУТОЕ доказательное объяснение, почему я увидел там Божественную Истину. А вы тут можете лишь вываливать различный мусор, как и во всех наших предыдущих дискуссиях. А – не опровергнуть хоть что-либо в учениях Сведенборга АРГУМЕНТИРОВАННО. А если нет – то чего же вы тщитесь? Умный человек никогда не будет рассуждать о том, о чём он имеет слабое представление. Это лишь дурак всегда стремится быть любой дырке затычкой.
Да не читали вы, кроме своего пациента. Вы с Мёнином и т.н. "Библию"-то не читали, если утверждаете вслед за пациентом, что Христос и Яхве - суть одна личность. А вот Сведенборг молодец, что-то прочитал в молодости - запомнил не очень, но для пересказа хватало.
Сведенборг как ученый не оказал влияния на науку совершенно:
Видите ли – если б вы смогли прочесть, скажем, его книги «Рациональная Психология», или же «Принципы..» , то вы не были бы столь уж безапелляционны. Но достаточно лишь сказать, что именно Сведенборг, ещё будучи весьма молодым человеком, СОЗДАЛ металлургию, превратив её из ремесла в промышленность. Что отмечается в любом учебнике по металлургии. И чему преподаватели учат студентов-металлургов.
Так. Металлургов преподаватели учат по Сведенборгу... мне хочется плакать и смеяться одновременно, а сейчас уже поздновато по времени суток.
Но поскольку вы лишь натащили сюда мусора, который наскоро собрали на мутных интернет-страничках
Когда б вы знали, из какого сора, и т.д. По мне, в стихах все быть должно некстати, и дальше - по Сведенборгу: поесть, залечь спать, смотреть сны, записывать, издавать, подарить нужным людям.
Особенно после ваших славохвалений творчеству этого самого «академического мыслителя», вся абсурдность построений которого, даже просто с чисто научной точки зрения, видна даже при самом беглом просмотре. Опять же вспомню незабвенного Фоменко – который же ведь академик, и вполне заслуженно – академик. В математике. Но вот в своей «фоменковщине» - о то ли знатый приколись, то ли что ещё похуже. Хотя я склоняюсь именно к приколизму. Очень финансово оправданному. Но ведь есть же толпы последователей этого бреда! Так и здесь. Действительно не зря говорится, что нельзя изобрести такого бреда, который не нашёл бы для себя последователей. Только вот качество последователей, прежде всего, и сигнализирует о бедовости последуемых идей.
Я против Сведенборга ничего не имею плохого. Он талантливый, он писатель, имеет право. Пусть он нездоров, т.к. адекватный здоровый человек не будет писать в дневник подробные описания своих эротических приключений во сне - с одной красивой женщиной, со множеством девственниц - и в подробностях, и тут же - Б-г, ангелы, небеса. Ну и что.
Мистический опыт - только за. Духи, ангелы - этого и сейчас в литературе через край, снова Пулмана вспомнить можно, хоть он и все время твердит о себе, что атеист. Но поймите, Сведенборг - это "мистик", которого подняли как знамя те, кто хотел бы под видом высоких небес преподнести самую прозаичную равнину, смешать небеса с золой земной. Все эти животные, чувственные опыты сведенборга - это просто наваждение. Подобные опыты - сексуальные - приписывали т.н. "гностикам", но опыт-то был как раз не их, а тех, кто им его приписывал: служителей Князя Земного. Земной опыт-то.
Фоменко, д.м.н. профессор, зав.кафедрой в МГУ - вот он ученый, он использовал компьютер, БЭСМ-6, посчитал по сложным формулам средневековое расположение звезд, каким оно должно быть, и сравнил со средневековым атласом. Не совпало? "Если факты противоречат теории - тем хуже для фактов"? (c)Гегель. Нет. Фоменко стал выяснять, как это так. Он - ученый, у него теория, подтверждаемая на практике. Не скажу, что вся - но вот этот начальный момент, вполне конкретный. Пусть Фоменко ошибается - все равно он ученый (изначально, по кр. мере). Он поставил эксперимент и получил подтверждение.
Ваш пациент, когда он уже заболел своей болезнью - он не ученый, а фантазер, т.к. он изобретает свои идеи на ходу, вернее, заимствует их, искажая по своему желанию. Издавал эти свои измышления за свой счет - хотя он и раньше издавал книги сам - и дарил их, распространял. Молодец.
Учение Сведенборга, скажем, в той или иной мере, разделяло множество совершенно выдающихся учёных, композиторов, поэтов, художников и творцов различного рода. Вокруг этого учения всегда группировалась именно интеллектуальная и художественная элита. Я мог бы привести множество весьма значительных имён. Но – не вижу смыла. Потому что тому, кто в состоянии разобраться, о чём там речь, тому ссылки на авторитеты не нужны. А если человек не в состоянии – то ему этого всего и не нужно. Пусть держится от этого подальше. Ибо не даром же говорит пословица, что «заставь дурака Богу молиться, так он лишь себе весь лоб расшбёт!»
Так и да. Разделяло. И идеи Гитлера много кто из композиторов разделял, и творцов различного рода. Сведенборг сам себя рекламировал, издавая свои "труды", и затем ему сделали хорошую рекламу, и он вроде никого не убивал - вполне годится на роль провидца, простите за рифму-каламбур.