AinuR, ну что вы... Зубы от растительной пищи стираются и портятся быстрее чем от животной, и намного, суть не в этом. Формально трупоедение более морально, чем уничтожение живого дерева, чтобы смастерить безобидную соху, или лук и стрелы.
Речь не о том, что есть абстрактное мясо плохо или хорошо, а о том, что убийство животного - это шаг к убийству человека. Если некто убивает hroar (тела) живых существ каждый день - ему не будет сильно сложнее убить такое же живое тело, человеческое. Нет никакой разницы между убийством
тел.
Животные разумны, они взаимодействуют с нами, умеют говорить. В нашем мире - на своем языке, звуками и языком жестов, они разумны, они не механизмы с пружинкой внутри, а в мире Толкина, в Средиземье, дело осложняется тем, что есть и говорящие животные.
Слова
персонажей Толкина - не руководство к действию. Слова валы Аулэ, который не прочь пустить деревья в расход, это не последняя инстанция. Это такой же морготизм, только в слабой форме. Энты выращивали, заботились о деревьях, а тут приходят аданы, нет, сильнее - дунаданы, которым необходимо дерево. Энты их, само собой, приводят к неподвижной форме, превращая в гумус, парней этих: и кто виноват? Энты - теперь у нас злодеи, убили людей? Ах, людям нужно было дерево для дела -
как нолдорам корабли в Альквалондэ, тоже для дела ведь.
О да. Конечно, энтам от этого сильно легче, и они позволяют рубить любимые именные деревья, среди которых попадаются и одеревенелые энты. Ну и вот, теперь одни хорошие парни сражаются с другими хорошими парнями. А Саурон посмеивается. Да и главному архонту, Создателю этого мира, тоже веселее: жизнь-то кипит! Перемежаясь со смертью.
Вообще, если бы никто никого не убивал, и не стремился вытеснить, не было бы ненависти, конкуренции - жизнь бы остановилась. Эта фикция, которая жизнь в Средиземье - она подразумевает, что
все всех жрут. (Цитату - в рамочку на стену.) Потому что если все будут одинаково прекрасны, никто не будет прекрасен: только одинаков. Чтобы одни были прекрасны, другие должны быть уродливы. Или менее прекрасны, как минимум - но это одно и тоже. Иерархия подразумевает экологические ниши. Если не на кого охотиться, нет и охотников. Даже высшие эльдар, даже ваниар, которые, по-моему, максимально отстранены от мира сего, от его
злых аспектов, не приемлят Права Сильного в активной форме, все таки невольно вписываются в систему, зачатую и выстроенную Мелькором Морготом. Он все правильно сделал: если ты сильнее, мудрее, могущественнее - ты в своем праве, а если слабее - ты обед, инструмент, игрушка или бесполезный индивид, который живет, пока до него руки не дошли.
Переход с животного-вещи на человека-вещь - совершенно прозрачен. Я использую тебя, для дела: как это по-сауроновски! Так-то я бы тебя не стал пытать, Голлум, но вот ты что-то скрываешь от меня, давай-ка я тебя подпалю, признаётся Гэндальф. Нельзя пытать людей? Можно, если для дела. А кушать? Ну вообще-то нет. Но если очень нужно, если очень важный персонаж умирает от голода,... почему и бы не отрубить ногу у плохого орколюда? Слуга супчик сварит... До такого в книжке у Толкина не доходит, конечно - но близко, близко...