Весь Сильмарион – без малейшего исключения, это «священные мифы Арды». Которые Толкин синтезировал по тому же принципу, по которому были составлены священные мифы первых глав книги «Бытие» в Библии. Принцип, который он заимствовал из произведений Эммануила Сведенборга. Только в качестве «оболочки» этих мифов он использовал нордический и скандинавский легедариум. Точно также, как при составлении священных мифов, составивших первые главы книги «Бытие» был использован легендариум Ближнего Востока – в основном сказания Шумерии и т.д.
Те, кто составляли эти мифы, использовали сказочные и легендарные образы для описания понятий исключительно внутренних и духовных, которые, в их время, и доступным им языком ВНЕШНИМ иным образом выражены попросту и не могли быть.
Толкин, глубоко изучивший Сведенборга, хорошо знал этот принцип, который, в частности, так описываем был Сведенборгом в его книге «Тайны Небесные»:
Вообще в Слове есть четыре различные стиля. Первый – существовавший у людей Древнейшей Церкви. Их способ выражения был таков, что когда они упоминали о земных и мирских вещах, то мыслили о предметах духовных и небесных, которые те прообразовывали. Поэтому они не только выражались соответствиями, но также создавали из них своего рода историческую последовательность, чтобы придать им больше жизненности; это доставляло им высшее наслаждение. В этом стиле Анна пророчествовала, говоря: «Говорите о высоком высоко; пусть древнее исходит из уст ваших» (1 Цар. 2:3) Такие прообразы названы у Давида "загадками древности" (Пс. 77:2-4). От потомков Древнейшей Церкви Моисей получил подробные сведения о творении, об Эдемского саде и т.д. вплоть до времени Аврама. …
Именно так ангелы постигают Слово. Они совершенно не знают его буквального смысла, даже не знают значения ни одного слова, и еще менее знают названия стран, городов, рек и людей, которые так часто встречаются в исторических и пророческих частях Слова. Они имеют только понятие о том, что означается этими словами и именами. Так, под Адамом в Раю они понимают Древнейшую Церковь, даже не Церковь, но веру Церкви в Господа. Под Ноем они понимают Церковь, которая существовала у потомков Древнейшей Церкви и продолжалась до времен Аврама. Под Авраамом они не понимают историческую личность, но спасающую веру, которую он прообразовывал, и так далее. Таким образом, они постигают духовные и небесные предметы совершенно отдельно от слов и имен. …
«Мужчину и женщину сотворил их». - Что понимается под "мужчиной и женщиной" во внутреннем смысле (в Слове), было хорошо известно людям Древнейшей Церкви, но когда внутренний смысл Слова был утрачен у их потомков, эта тайна также погибла. Супружества были их главными источниками счастья и радости; и они уподобляли супружеству все, что можно было с ним сравнить, чтобы таким образом постигать его счастье. Будучи людьми внутренними, они находили удовольствие только во внутренних предметах. Внешние предметы они видели только глазами, однако мыслили о том, что те прообразовывали. Так что внешние предметы были для них ничем иным, как средством обращения их мыслей к внутренним предметам, а от них – к небесным предметам и таким образом к Господу, который был для них всем, и, следовательно, к небесному супружеству, ибо они осознавали, что счастье их супружества исходит оттуда. Поэтому разум в духовном человеке они называли мужским началом, а волю – женским, и когда эти начала действовали как одно, они называли это супружеством. От этой Церкви произошла форма речи, которая стала общепринятой, в соответствии с которой сама Церковь, из-за ее расположения к добру, была названа "дочерью" и "девой" - как "дева Сиона", "дева Иерусалима", а также "женой". (н. 54, 64, 66)
Таким образом все эти описания Валинора, древнейшей эльфийской истории, посмертных судеб эльфов и т.д. являются не более чем теми сказками которые: «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Точно также, как, и скажем, священный миф из книги «Бытие» о сотворении мира. Ибо не было ни Адами и Евы как реальных исторических персонажей. Ни реального Эдемского сада на земле, не говорящих змеев, ни гневливого Бога, во плоти ходящего по этому саду, и разговаривающего с Адамом и Евой. Всё это – лишь внешние прообразы, в которых сокрыты вещи внутренние. Точно также и священные мифы Арды, связанные с эпической повестью «Властелин Колец». Которая тоже – есть лишь до определённой степени чисто повествовательным текстом. Ибо она - совершенно сознательно, создавалась Толкиным именно на синтезе повествовательного и эпического изложения (то есть в стиле легендариума). И различить там, где повествовательность возвышается до легендариума часто не очень просто.
Поэтому строить аналитические системы «послесмертия» в толкиеновской саге, отталкиваясь от тех священных мифов, на которых стоит эта сага, и надеяться получить, на этом основании, логически непротиворечивую систему – это всё равно, что пробовать написать, скажем, учебник по зоологии, отталкиваясь от священных мифов первых глав книги «Бытие».
А вот если хорошо знать ту систему которой руководствовался сам автор при составлении своей саги и всего его легендариума, то вот тогда оттуда можно извлечь массу очень и очень интересного.