Толкиен, по-моему, никогда не декларировал, что Творец, он же Б-г Арды или Земли, или всей Эа/Вселенной, он же Эру Илуватар, преследует некое "общее благо".
Напрямую этого, если я не ошибаюсь, не декларируется, но если идти от частного к общему, то можно обнаружить повторяющиеся закономерности. Иногда бывают более сложные случаи, когда good и lawful конфликтуют друг с другом, но в таких случаях нет и однозначных оценок (хотя, первое обычно перевешивает).
Верно. Нигде и никем не утверждается, что Эру действует в интересах, например, людей, или, например, эльфов. Эру - трансцендентен, как и положено Б-гу, он непознаваем и вне категорий добра и зла. Странно было бы объявлять поэтому Эру Илуватара "добрым" богом. Равно как и его адептов, обладающими некими "добрыми качествами", превалирующими над другими. Те, кто служат трансцендентному, не-гуманному (что не обязательно означает антигуманности) Сверхсуществу, должны вслед за своим Богом подняться над обычными людьми, над их прикладными категориями добра и зла.
Как в случае Феанора - когда тот совершил поступок, убив телерей в АМане (вернее, их тела), одновременно ослушавшись богов-валар. Позднее, уже после смерти Феанора, этот поступок был признан непростительным преступлением, и Феанор (самим Эру Илуватаром, как утверждал Манвэ, а не валар) был осужден на невозвращение до конца времён).
Разве? Насколько я помню, Феанор просто "выложился" без остатка подобно своей матери.
Расскажите об этом подробнее, если вас это не затруднит.
Феанор, насколько мне известно, был мужского пола, следовательно, не обладал детородными органами, позволяющими ему родить кого-то, подобно его матери, родить ребенка и "выложиться без остатка". Прямо у Толкиена об этом, впрочем, нигде указано, так что всё возможно
См. "История Средиземья", "Кольцо Моргота: Анналы Амана". Тж. "История Средиземья", Народы Средиземья, Последние тексты: Примечания. О том, как Манвэ предоставил (душу) Феанора на личный суд Эру Илуватара, и Он ему дал максимально возможный срок - до скончания дней Арды Искажённой.
Технически возвращение Феанора было затруднено в любом случае по причине его ужасной клятвы: он должен бы был, если бы вернулся в Арду искажённую, немедленно напасть на валар и их многочисленных слуг-майар и поклонников-эльфов, что недопустимо.
Ваша просто гипотеза, трактовка "свидетельства самого Толкина" - в пользу логичного истолкования судебно-производственной системы Сил (валар) в Арде. Если неважно кого убили с особой жестокостью (Феанора забили плетьми, Боромира утыкали стрелами, или Финголфина раздавили, или, как Арэдель, копьём в живот) - они того заслужили, отклонились от идеалов.
Я не совсем понимаю, почему вы все эти события ставите в один ряд с разрушением Нуменора. Да, технически, существует представление о Замысле Эру, однако "принципы функционирования" этого явления, и то, как его существование согласуется со свободой воли, в полной мере не ясны.
Моя ремарка была о том, что Единый Всеотец мог бы лучше следить за своими детьми, а не убивать их путём утопления (нуменорцы) или копья в живот (Аредель). Если же предположить, что за этими убийствами стоит вовсе не воля Единого Всеотца, Эру Илуватара, а чья-то еще воля (но определённо не воля Аредель или нуменорцев - они бы пожить еще не отказались), то тогда мы приходим к... необычным выводам. Гэндальфа Эру Илуватар воскресил, и Берена воскресил. А Аредель не воскресил, и юных непорочных нуменорских дев не воскресил. Полагаю, на то была его воля, это была часть Его божественного замысла, Плана.
Если же отрешиться от представлений о том, как должно быть, и взглянуть на факты, то вполне очевидно, что обитатели Арды могут отклониться от "темы" Эру - как вы уже упоминали, эльфы и люди должны были изначально обитать бок о бок, но из-за ошибки Валар этого не случилось. Да и в самом Сильмариллионе встречается мысль, что видение, явленное во время Музыки Айнур, не было реализовано в полной мере.
Обитатели Арды/Эа, войдя в Эа, уже не могут, нет. Менять Музыку может только Всевышний, Илуватар.
В случае с Нуменором же всё достаточно однозначно, насколько это вообще возможно с учетом всех обстоятельств.
Конечно. Всемогущий Единый Всеотец убивает своих детей. Вполне однозначно. С точки зрения убитых им детей (нуменорцев, и взрослых, и младенцев) это зло. Но на самом деле это не зло (но и не добро, определенно), а... необходимость. Потому что Благие силы не могут совершать зло, во-первых, а во-вторых, люди слабы и не знают Плана, своего предназначения. Может, оно в том и было, чтобы неспешно захлебываться в водах западного Моря?
Ни при живом Мелькоре, ни при уже подохлом, валар не были вправе что-то "настоятельно рекомендовать", Толкиен (и Мандос, и Ульмо) называют эту настоятельную рекомендацию Манвэ эльфам, про переселение в Аман - ошибкой. Позднейшее выселение, с уничтожением Саурона и исцеляющих/бальзамирующих эльфийских колец, с подачи всё того же Манвэ, следовательно, еще большая ошибка. Вот настоящая индукция
Звучит так, будто с Сауроном боролись только потому, что нужно было забрать эльфов.
По-моему, ради этого и шла борьба с Сауроном: уничтожить Кольцо и сделать прочие кольца простыми безделушками, чтобы эльфы так или иначе ушли к валар, навсегда.
В любом случае, совет - это просто совет. Те, кто ему не внял, были в своём праве. Их ошибкой было несколько чрезмерное стремление к комфорту. Довольствовались бы они более примитивным бытом (как синдарийские короли, или даже Гил-Галад) - весьма вероятно, что никаких проблем бы и не возникло.
Мне кажется, насчет комфорта эльфы особо не заморачивались: множество эльфов жило вообще в лесах, без санузлов и горячей пищи, без казалось бы, простых вещей, вроде хоббичьих кастрюль, которые Сэмуайз Гэмджи таскал с собой всю дорогу. Другие, вроде нольдор, жили в построенных ими городах, но всё это неважно. Смысл "магии" колец Кэлебримбора - чтобы эльфы не умирали, не развоплощались от времени, от потери вкуса и интереса к жизни. Остальное не имело значения. Галадриэль жила в лесу, хотя и с кольцом, и ничего. Когда тебе много тыщ лет, многое становится неважным.
По-моему, Том Бомбадил никаких (практических) знаний не накапливает, он просто живёт, как живёт, не меняя свою жизнь множество эпох
Поэтому и я говорю, что он - дух чистого познания. Космический энтомолог, который описывает мир насекомых "джунглей Амазонки". Практической пользы в этом ни на грош, но энтузиазма это не умаляет.
Том Бомбадил, похоже, писать не умеет, а может, и не умел никогда. Ему это не нужно. Он ничего не изучает, он давно всё выучил наизусть. Том смотрит на очередного хоббита, или его пра-пра-правнука, он сбился со счета, ему всё равно. Он пьёт с ним за компанию, он хорошо, или плохо помнит, или вообще не помнит лица предыдущих ста хоббитов-собутыльников, предков этого - это неважно. Том Бомбадил - пример обмирщения, "мягкого" падения, в окружении, которое кажется безопасным для гостей, пока эти гости не попадутся какому-нибудь старому дереву. Том пытается быть вне мира: сколько еще хоббитов убила его ручная Старая Ива? Ему всё равно, что стало с той, которой когда-то принадлежало украшение: он отдаст украшение своей очередной пассии. Он не злой, и не добрый, как и Беорн. Это сверхсущества, они
Кольцо ему не нужно, до тех пор, пока Кольцо не выберёт его - если это случится, конец Бомбадила предсказуем.
Вы, похоже, неправильно понимаете, механику функционирования Основного Кольца. В нём есть частичка воли Саурона, но её возможности довольно ограничены. По сути, само по себе оно может только а) стремиться вернуться к своему хозяину (да и то непонятно: то ли оно само этого желает, то ли Саурон его призывает), б) периодически предавать владельца (на уровне "соскользнуть с пальца"), в) возможно стремится к самосохранению. Все остальное - это уже главным образом на совести владельцев.
По-моему, то, что вы описали, не имеет значения, если Эру Илуватар действительно в силах контролировать
всё, каждый объект и субъект. Если нет - тогда он в одном ряду с валар, которые допустили множество ошибок из-за нехватки ресурсов, вроде кражи сильмарилей.
Кольцо Саурона - такой же инструмент Б-га, как и всё остальное в Арде. Не надо думать, что есть хорошие валар, которые служат Б-гу, и есть плохой Саурон, на которого Б-г вот никак не может повлиять. И те и другой - его действующие инструменты, его посланники в Эа. Всё происходит в соответствии с Планом Б-га, даже если нам так не кажется. Все приходит к Нему - ведь Он - Единый.
Дело в том, что Кольцо - идеальный инструмент для воплощения любых замыслов, концентрированный творческий потенциал высокоуровневого майара. На хоббитов оно действует слабее потому, что они довольно приземлены, а их замыслы скромны и не требуют значительных усилий. Голлум это отлично иллюстрирует - он настолько лишен амбиций, что ему достаточно просто обладать Кольцом, а до остального просто нет дела. Для могучих же Кольцо гораздо опаснее, поскольку у них всегда полно свежих идей и великих замыслов. У Бомбадила же вообще нет импульса изменять что-либо в окружающем мире, поэтому он и защищен от притяжения Кольца. По этой же причине, ему нельзя и доверить Кольцо: он не будет им пользоваться, но и целенаправленно хранить тоже не станет.
Семь и Девять были сделаны чтобы порабощать владельцев, в то время как Три были уязвимы к воздействию Основного и связаны с ним, но таких дефектов уже не имели.
Кольцо это искушение, согласен. Инструмент воздействия, один из множества, весьма эффективный и важный, имеющий множество функций. "Могучие" оказываются слабее "слабых": Бильбо носил Кольцо много десятков лет и отказался от него сам, а Исильдур попал под его влияние почти сразу. Зачем такие исследования, тестирования нужны Б-гу? Это часть неведомого Плана.
ну да, и я про это же. Гэндальф-Олорин из Валинора боялся Саурона и его Кольца еще в Валиноре, заранее. Том Бомбадил не боялся, а зря.
Суть в том, что достаточно стройная космологическая система, изображённая в Сильмариллионе, Властелине Колец и иных произведениях, несмотря на свою реальность, не охватывает весь вторичный мир творчества JRRT. Всегда есть что-то, что в неё не вписывается, не совсем понятное и неизвестное. Бомбадил, кстати, это не единственный случай: аналогичную роль в "Хоббите" играет Беорн ("герой другой истории"), а в Сильмариллионе - Унголиант (да, известны разные версии её происхождения, но обратите внимаие на то, что это именно версии - прямо об этом не говорится, равно как о её окончательной судьбе).
Проще говоря, Валар - мудры, Гэндальф - мудр, но и им известно не всё, равно как и читателям.
Ну... да

Более того, мудрые оказываются в итоге слепыми и глупыми, сильные - слабыми и поверженными. Насчет Беорна - сам хотел такую же параллель привести, согласен полностью.
Вот.
Хотя опять же, тема квенди должна была закончиться рано или поздно. Возможно не столь драматично и не столь жестоко, конечно. Так что вероятно, люди изначально были чем-то вроде ещё более улучшенной версии нуменорцев.
Триста, пятьсот, тысячу лет, а потом старость и смерть - это судьба биороботов, а не существ с частичкой бесконечности.