Эру - трансцендентен, как и положено Б-гу, он непознаваем и вне категорий добра и зла. Странно было бы объявлять поэтому Эру Илуватара "добрым" богом. Равно как и его адептов, обладающими некими "добрыми качествами", превалирующими над другими.
Ничто - логически - не мешает непознаваемому существу быть добрым, равно как и предписывать доброе поведение своим творениям.
Второе - запросто, какие захочет хозяин, такие и предпишет поведения. А вот первое, приписывать некие моральные качества поведения тому, чье поведение для понимания тебе недоступно, можно лишь условно, относительно и в ритуальных целях.
Если хозяин кастрирует или вовсе топит двух щенят из помёта, из-за дефектом, с точки зрения матери этих щенят хозяин - зло. Добренькому хозяинсу нужны только правильные суки, ему виднее, и он решает, а не мать и уж тем более не щенки, которые едва на свет родились.
Эру - трансцендентен, как и положено Б-гу, он непознаваем и вне категорий добра и зла. Странно было бы объявлять поэтому Эру Илуватара "добрым" богом. Равно как и его адептов, обладающими некими "добрыми качествами", превалирующими над другими.
В любом случае, если вы помните, изначально речь шла об обитателях Арды (до уровня Валар включительно). В отношении Эру Толкин суждений не делает, что понятно, учитывая общий контекст его мировоззрения, поэтому материала для моделирования немного.
Эру Илуватар априори непознаваем, как можно познать непознаваемое? Можно пробовать оценивать тех созданных им существ, кто ему служит, но чтобы это сделать, надо точно быть уверенным в исх.посылке: Манвэ - слуга Эру Илуватара, и валинорские эльфы тоже, а вот Мелькор и падшие люди - нет. Вы, похоже, принимаете этот тезис за аксиому.
Феанор, насколько мне известно, был мужского пола, следовательно, не обладал детородными органами, позволяющими ему родить кого-то, подобно его матери, родить ребенка и "выложиться без остатка". Прямо у Толкиена об этом, впрочем, нигде указано, так что всё возможно
Он создал Сильмарили и множество иных удивительных вещей, организовал Исход Нолдор, нанес сокрушительное поражение силам Моргота, сражался с Балрогами, и совершил иные деяния, требовавшие сильного напряжения физических и духовных сил. Пример Мириэль показывает, что эльфийский потенциал не бесконечен, и может быть эффективно исчерпан. Вполне разумно предположить, что и Феанор закончился по этой же причине.
Мириэль добровольно отказалась от жизни в теле, потом одумалась и снова жила себе в Валиноре, после смерти Финвэ. Никого не убивала, включая своё тело. Совсем другой случай, чем с Феанором. Феанора осудили судом Илуватара - как и нуменорцев, после умывания Манвэ своих рук.
При этом Феанор, отправляясь в средиземье, отвечал Глашатаю Манвэ так вдохновенно, словно Эру Илуватар придал ему сил. Глашатай склонился перед ним и убрался прочь. Вот вам еще один парадокс.
And it may be that Eru has set in me a fire greater than thou knowest. Such hurt at the least will I do to the Foe of the Valar that even the mighty in the Ring of Doom shall wonder to hear it. Yea, in the end they shall follow me. Farewell!'
In that hour the voice of Fëanor grew so great and so potent that even the herald of the Valar bowed before him as one full-answered, and departed
Я читал и "Анналы", и "Людей Средиземья", но не могу припомнить, чтобы там что-то говорилось об осуждении Феанора. Вас не затруднит процитировать соответствующий фрагмент?
12й том HoME, "Последние тексты", Примечания.
"Or in gravest cases (such as that of Feanor) withheld and referred to the One."(Или в самых тяжких случаях (как, например, у Феанора) (решение) откладывалось и отсылалось к Eдиному.)- это комментарий к фразе
But this 'restoration' could be delayed8 by Manwe, if the f'ea while alive had done evil deeds and refused to repent of them, or still harboured any malice against any other person among the living. ("Но это "восстановление" могло быть отложено Манве, если fea при жизни совершало злые дела и отказывалось раскаиваться в них, или все еще питало какую-то злобу против кого-то из живых.")
Валар оттягивали реализацию Божественного Плана - это всё, что они могли. Упрёк Феанора им, в этом оттягивании, попадает в цель. Но Феанор не понимает сути: полагая немедленно совершить правосудие над Мелькором и заодно отнять Сильмарили, он не видит, что Мелькор - такая же
десница шестеренка механизма Творца, как и прочие валар, как и он сам, и всё происходит не спонтанно, а по нотам уже исполненной когда-то Музыки, которую знают (частично) Валар, и которая неведома Детям (кроме пророков, которым Эру открывает её часть).
Мандос (а значит, и Манвэ) знал, что Мелькор убил Финвэ в Форменосе
Mandos knew that Morgoth had murdered Finwe at Formenos, 'and spilled the first blood of the Children of Iluvatar'
- и спокойно сидел и ждал, когда же Мелькор убьёт кого-то еще. Предопределение - важная часть истории Средиземья. Те, кто знают судьбу, свою и чужую (айнур), сидят и ждут, пока произойдут заскриптованные события. Те, кто не знают - начинают проявлять псведорандомную активность - и то же в соответствии с Планом Илуватара. Разрушить этот План не способен, следовательно, никто, кроме Его Самого?
Обитатели Арды/Эа, войдя в Эа, уже не могут, нет. Менять Музыку может только Всевышний, Илуватар
Давайте все-таки не будем игнорировать факты.
Известно, что квенди и атани не должны были быть разлучены, но решение Валар, принятое уже после того, как они обосновались в Арде, разделило их, равно как и действия Мелькора. Известно и о других замыслах, которые не были воплощены в полной мере. Следовательно либо Музыка может быть изменена, либо её "сюжет" изначально имел ветвящуюся структуру, либо же она не подчиняется закону исключенного третьего. Последнее, в свою очередь, означает то, что её невозможно познать, по крайней мере, рационально.
Сама Музыка вполне познаваема: она творилась айнурами, которые сами сотворены. Её Творец - непознаваем, в силу того, что он имеет власть над своими тварями, а они над ним - нет (это догма такая). Творец поэтому может делать с тварями что хочет: хочет утопит, хочет - выбросит из Арды. И это будет всегда музыкально, благородно и прекрасно: ведь критерий Красоты, Добра и всего такого в Арде единственен - это от Эру Илуватара. Трупы нуменорских детей в океане - это прекрасно, ведь это от Эру Илуватара. Трупы эльфов в Ангбанде и непожелавшие становиться трупами эльфы, которые ныне орки - это прекрасно или нет? А вот тут дилемма: если Эру позволяет Мелькору такое - значит, это часть его Плана (задним числом), и тоже Прекрасно и Хорошо. Если Мелькор каким-то образом действует вопреки воле Эру - значит, Эру не тот, за кого себя выдаёт, и Мелькор прав в своей попытке восстать - а потому что может. Но это же не так?
По-моему, ради этого и шла борьба с Сауроном: уничтожить Кольцо и сделать прочие кольца простыми безделушками, чтобы эльфы так или иначе ушли к валар, навсегда.
Эта гипотеза не подтверждается текстуально (скажу больше, опровергается). Да и Саурон вполне активно стимулировал оставшихся эльфов бежать на Запад, так что, даже если вы и правы, то зачем его устранять?
Саурону не нужны были никакие другие эльфы, кроме тех, которые прятали от него Кольца и/или не подчинялись ему. Если бы Кэлебримбор согласился стать проводником злой воли Саурона, наступила бы злой мир и злая благодать, и эльфы еще много эпох зло радовались злой жизни в злом Средиземье. Никуда от Саурона эльфы не бежали, Саурон-Аннатар 400 лет с ними жил душа в душу, какая там стимуляция эмиграции? Если бы Саурон "стимулировал" эльфов уплывать - он бы оказался на одной стороне с валар. Так оно, возможно, и было - если додумать последствия переговоров Эонвэ с Сауроном: первый отпустил второго после Битвы Гнева восвояси без всякого суда, под "честное слово" - выглядит нелепо, но только если не принимать во внимание факта, что оба - из айнур, и знают о Предопределении
Нольдор, которые спрятали кольца от Саурона и отказались от его управленческих услуг, до того точно также отказались от менеджемента других вошедших в Эа - валар. Нольдор подстелили соломки давным-давно, заключив союз с Нуменором. Шахматная партия была расписана давным-давно вплоть до эндшпиля.
Смысл "магии" колец Кэлебримбора - чтобы эльфы не умирали, не развоплощались от времени, от потери вкуса и интереса к жизни. Остальное не имело значения. Галадриэль жила в лесу, хотя и с кольцом, и ничего. Когда тебе много тыщ лет, многое становится неважным.
У каждого своего представление о комфорте. Кольца Власти позволяли воспроизводить условия, близкие к миру живых мифов и легенд ("эмулировать" Первую/Вторую Эпоху, если угодно), что для Изгнанников было важнее, чем простые материальные блага.
Для Изгнанников важна была личная власть, неподчинение власти валар, остальное мелочи. За это их и проклял Мандос.
Он не злой, и не добрый, как и Беорн. Это сверхсущества, они
Общее у них только то, что у него есть своя история, слабо связанная с основным сюжетом соответствующих произведений. В каком-то смысле, их можно назвать камео.
Возможно.
Кольцо это искушение, согласен. Инструмент воздействия, один из множества, весьма эффективный и важный, имеющий множество функций. "Могучие" оказываются слабее "слабых": Бильбо носил Кольцо много десятков лет и отказался от него сам, а Исильдур попал под его влияние почти сразу.
Кольцо - это опасность. Хотя Исильдур, строго говоря, не совсем пал, просто совершил глупость. У него было право забрать Кольцо, просто ему не стоило этого делать. Вот Голлум - да, пал практически сразу.
Что значит - "Голлум пал сразу"? Исильдур точно так же, как и Смеагол, убил предыдущего носителя Кольца и забрал Кольцо себе, в этом он ничем от Голлума не отличается. Голлум протянул 500 лет, и после этого еще иногда вёл себя адекватно, а Исильдур всего-то пару лет прожил с кольцом, Еще посмотреть надо, кто из них совсем, а кто не совсем.
Триста, пятьсот, тысячу лет, а потом старость и смерть - это судьба биороботов, а не существ с частичкой бесконечности.
Арда конечна по определению, существовать в ней до бесконечности невозможно. В "Анналах" её крайней границей считается время, когда существование биологической жизни станет невозможным.
Ну да. Эру так решил, что все умрут, почти сразу, или подольше помучатся - так мы это видим. Это часть Плана.