Стихо неплохое, спасибо. Не очень в тему, но зато про войну. Благодарю.
Насчет Гэндальфа, одного из составляющих его образа, у меня есть подозрение на Вильяма Морриса, "следующего величайшего поэта после Теннисона" . Этот уважаемый автор повлиял на Толкина, похоже, сильнее всех остальных, слишком уж много у Толкина прямых отсылок и заимствований из Морриса, да и сам Толкин прямо указывает на влияние.
Моррис был марксист: не "социалист", как скромно пишет о нём в
пространной главе своей полезной книги "Дж.Р.Р.Толкин" Алексеев С.В., а вот самый что ни на есть марксист. Внезапно, Старый тук, ага? Вот так.
В январе 1885 года У.Моррис, Э. Эвелинг и Э. Маркс создают Социалистическую лигу, в которую вошли представители левого крыла СДФ и анархисты. Моррис стал редактором печатного органа лиги — журнала «Коммуноил» и публиковал в нём свои произведения.
На всякий случай, Э.Маркс - это дочка Карла Маркса, его правая рука и секретарь. Сам Маркс к тому времени уже умер, но дочь, её муж и с ними Моррис продолжили дело автора "Капитала".
Но это снова не то, что вы подумали. Всё, к чему прикасался Толкин, волшебным образом изменяло свои качества на противоположные: священный восток становился священным западом, ад на западе (во всех мифологиях без исключения) превращается в рай-Валинор. Моррис писал интересные, забавные книжки? А я умножу на минус единицу, и будет - моя книжка, подумал юный будущий Профессор, и "сочинил" историю про сакса Эриола (который у будущего профессора жил в 5м веке - во времена Артура. Саксы, победители кельтов на острове, завоеватели с материка), а потом незаметным движением рук Эриол стал уже англосаксом Эльфинэ из 10 века. Изначально (только в самом зародыше, не более того) списано с "Земного рая" Морриса. Об этом Алексеев (весьма эрудированный и талантливый автор) честно упоминает.
Моррис закончил
богословский факультет. Много вы знаете атеистов-богословов? Моррис вовсе не "был атеистом", как пишет Алексеев (с непонятной целью), напротив, он пытался совместить марксизм и бога. Марксизм, напомню - это и есть сам Моррис, стоявший во главе с его общества и издававший журнал (уж что-то, а
издавать что-то либо печатное Моррис умел), так что никакого абсурда, всё в порядке. Моррис мог не принимать навязываемого официального Б-га капиталистической Британии (на самом деле, Моррис одно время был сильно "англиканизирован", даже в сторону католицизма), но Моррис был и оставался христианином
всегда. Не католиком, не англиканином. Просто христианином - как Льюис, замечательный поэт, который в своей "Нарнии" очень приблизился к тв-ву Морриса. Толкин, повторю, Моррисом не стал ни на йоту, он брал и переворачивал по своему. Главу про Морриса Алексееву надо бы переписать.
Но вернемся к Гэндальфу. Моррис
- отрастил бороду сразу же после выпуска из универа в 1856м ("изначально старый"). Хотя тогда у всех были бороды с младых лет, и у Маркса с Энгельсом тоже. Но отметим.
- Моррис вел пропаганду словом, а не делом, как и должен был Гэндальф. Он не был эсером-террористом, не грабил дилижансы, не убивал плохих парней. Его книжки были о том, как можно создать (почти) идеальное, но работающее общество, без обилия машин и механизмов (потому что "людям не требуется много"), с немногочисленным ручным трудом - это ж хоббитания. Моррис был поэтом в первую очередь, и прозу писал соответственно. "Фашистский" (такого слова тогда еще не было) социал-капитализм с принуждением к труду, в иерархичном обществе, где труд уже не необходим для выживания, но необходим для "стабилизации" иерархии) Моррису был неприятен. При том, что Моррис изначально состоятельный буржуа, затем успешный предприниматель, производил прекрасные обои, гобелены и прочие штуки (хотя не любил массового производства), от которых обеспеченная буржуазия писала кипятком. Капиталист-социалист-марксист-богоискатель Моррис.
Конечно, Гэндальф,
должен был лишь вдохновлять героев на подвиги, у Толкина на деле оказывается самым что ни на есть активным агентом и террористом-убийцей врагов, в отличие от Маркса и Морриса, которые всю жизнь только писали книжки. Принцип перевернут и извращён, но исходный код ощущается.
- Моррис
автор множества гобеленов, поэт, ставший художником. В Мандосе любят гобелены. Гэндальф-Олорин не создавал гобеленов, но вот идея "художник, вошедший в картину" - это похоже на Морриса. Гэндальф тоже автор, вошедший в свое творение (пусть и коллективное). Еще занимательно, что Гай Гэбриэл Кэй, соредактор компиляции "Сильмариллион" написал сделавшую его знаменитым "
Гобелены Фьорновара": Кэя обвиняли в плагиате с Толкина, несколько пунктов, не буду перечислять, но свой вариант Гэндальфа есть и у Кэя. Но это просто совпадение. Кстати, фабрика гобеленов Морриса находилась в Мертоне, недалеко от Мертон-колледжа, где преподавал Толкин (1945-1949). "Уильям Моррис и его друзья любили часовню (Мертон-колледжа) за средневековые витражи."
- Вообще, Моррис, если прочитать
статью Честертона (язык перевода, увы, не лучший, как и многочисленные многословные статьи этого же автора, т.е. переводчика статьи Честертона, но это на мой вкус, и только касательно изложения, а не смысла)
про Морриса, подходил бы больше в кач.прообраза Кэлебримбора, творца штучных прекрасных вещей, например. Или даже Сарумана-агитатора, чьи слова завораживали. Честертон сам гораздо больше похож на Гэндальфа, пусть и без бороды. Это с примерами
показывает всё тот же С.В. Алексеев.