Полагаю, что подобный вопрос уже задавался на этом форуме. Но время идёт, появляются новые материалы и исследования. Есть множество статей, исследующих вопрос, на сайтах различной степени люмпенизации, иногда с противоположными ответами. Хотелось бы если не привести к общему знаменателю, то хотя бы вывести наиболее значимые варианты ответов, и, главное (что обычно отсутствует в статьях и попытках разобраться) - следствия этих ответов.
0) Умертвия это не люди или "бывшие люди". Умертвия это некие нечеловеческие духи, вошедшие в чужие мёртвые тела. Это не люди, не назгул, у них нет никаких артефактов вроде колец. Умершие люди без дополнительных приспособлений вроде колец Саурона или каких-то темных ритуалов (снова от злых сил) всегда уходят к Илуватару, без вариантов. Возможно, через Мандос, как Берен, а возможно и без валианско-эльфийских посредников - потому что без Мандоса на Имбаре люди все также прекрасно умирали.
1) Раз они никакие не люди и не дунэдайн, они - эльфы, отвергнувшие призыв Намо-Мандоса и решившие пожить еще. Все просто.
2) Но ведь даже плохие, "падшие" эльфы вовсе не такие идиоты, чтобы вселяться в кого попало, в какие-то мёртвые тела. Поэтому умертвия это изначально эльфы и есть. Которым сильно поплохело, но волшебная душа (феа) которых не даёт им умереть?
3) Нет, умертвия не просто "эльфы и есть". Они не похожи на эльфов, они в одежде людей-дунэдайн, у них кинжалы из нержавейки по технологии древних (нуменорцев?), и место их концентрации - могильники (усыпальницы, мавзолеи, в широком смысле кладбища)
людей, знати из Кардолана. Следовательно, это духи эльфов в телах людей, которые заняли тела людей еще при жизни, подчинили эти тела себе полностью, чтобы придать этим телам "бессмертную" (на самом деле нет, конечно) эльфийскую природу, хотя бы отчасти.
4) Но у некоторых умертвий есть эльфийские вещи! Том Бомбадил, разгоняя умертвий (так, как будто для него это обычное дело, и они послушны ему) замечает красивую брошь, "принадлежавшую той, которая была fair". Прекрасна, скажем так.
He chose for himself from the pile a brooch set with blue stones, many-shaded like flax-flowers or the wings of blue butterflies. He looked long at it, as if stirred by some memory, shaking his head, and saying at last: ‘Here is a pretty toy for Tom and for his lady! Fair was she who long ago wore this on her shoulder. Goldberry shall wear it now, and we will not forget her!’
Версия, что брошь из кургана была эльфийской, но носила ее человеческая девушка/женщина, возможна, но более вероятна, в свете слов Тома "мы не забудем ее", версия, что эта девушка была не человеком, а эльфом. С чего бы так запомнить Тому какую-то короткоживующую девицу, да еще и говорить "мы её не забудем" во множественном числе, что означает, что как минимум (теперешняя) жена Тома тоже была с ней знакома. Более того, в оригинале используется слово "fair', это почти fairy, мне тут видится подсказка автора.
Что случилось с этой fair знакомой Тома, не ползает ли она там же во тьме, став умертвием? Возможно нет, раз брошь не на ней. А возможно да, раз брошь эльфийская, принадлежавшая той, кто была fair, в букв.переводе - "честная", став умертвием, она бы доставляла беспокойство. Все же скорее нет: Том за столько лет нашел бы её и ...освободил? Тому было наплевать на умертвий по соседству, но, возможно, он бы сделал исключение для кого-то из прежде знакомых (при жизни)? Или нет? Скорее, нет.
Между прочим, брошь синего цвета автоматически означает синий цвет глаз ее хозяйки. У дунэдайн этот цвет был у потомков дома Хадора, блондинов. В Средиземье после 1й эпохи из дома Хадора оставался лишь один представитель. Звали его Эльронд, и глаза у него были серые, а не голубые. Следовательно, можно со 100% вероятностью говорить о том, что хозяйка броши не была из дунэдайн. Следовательно, хозяйка броши была эльфом. Но что она делала в кардоланском человеческом могильнике, где хоронили знать Кардолана - потомков дунэдайн?
Это хороший материал для фанфика, скажу я вам. Эльфийская жена короля Кардолана даёт широкое поле для фантазии (основанной, однако, на авторском материале Толкина).
Но вернемся к нашим умертвиям. Если умертвия это по большей части человеческие тела, из которых некие "злые" эльфы (их духи-fea или все еще живые эльфы, с пом.некоего ритуала, или обманом) выселили самих людей, их бессмертные души, отправив их (как положено) по этапу к Илуватару, возникает вопрос: зачем было эльфам выселять людей из тел и занимать их, если у эльфов вполне неплохие свои тела? Ответов может быть несколько и они все приемлимые:
1) Эльфы, которые получили повреждение в бою или на охоте, или бытовую травму, хотят снова получить недостающие руку или ногу, или глаз. Которые у них не отрастут. А через Мандос долго или проблемно.
2) Эльфы, которые живут очень-очень долго и умирают от старости. Эта проблема (старость) у эльфов тоже есть, как и у людей, о ней упоминает именно как о проблеме, например, Аэгнор в беседе с Андрет. Во время Аэгнора уже были очень старые эльфы, чей возраст был под два десятка тысяч лет. И они не хотели умирать. И в тюрьму Мандос они тоже не хотели, даже с условием, что они выйдут из нее в новых телах, чтобы ими командовали куда более молодые короли эльфов Валинора - дети в сравнении с ними.
3) Наконец, эльфы, которые захотели поуправлять людьми. Из разных побуждений, желания власти, или желания помочь недалеким смертным. Если их король будет выглядеть как прежде, но внутри его тела будет эльф, это открывает широкие перспективы для множества сторон. К тому же есть вариант, что феа эльфа не вытеснит человеческую душу насовсем, а подчинит, или будет "мирно сосуществовать" в теле, до какого-то времени. Для человека (с т.зр. эльфа) тоже польза: его тело не умрёт быстро, а благодаря эльфийскому fea будет жить долго, по кр. дольше обычного.