ПРОТИВОЦЕННОСТНЫЙ ОТВЕТНЫЙ УДАР
Очевидно, что ядерный потенциал Китая значительно слабее американского, но некоторые аналитики полагают, что ситуация может измениться, если будет проводиться политика угроз со стороны США материковому Китаю в связи с проблемой Тайваня. Эксперты по отношениям между США и Китаем полагают, что развертывание американской НПРО поощряет Китай не только пересмотреть его подход к ядерному оружию, потенциально способствует снижению заинтересованности в международных соглашениях по контролю над вооружениями, но даже инициирует рост вооружений.
Современная китайская ядерная доктрина сдерживания, представленная сравнительно небольшим размером ядерных сил, базируется на концепции ответного противоценностного удара, то есть разрушения городов противника. По мнению руководства Китая, такое положение дел способствует отказу любого американского президента от попытки нанести ядерный удар по этому восточному государству. Характеристики ядерного оружия на китайских стратегических носителях - моноблочные боеголовки мегатонного класса до пяти мегатонн - логично подтверждают доктрину "противоценностного" ответного удара.
Однако при "умеренном наращивании" Китаем своего ядерного потенциала даже частично развернутая система НПРО может вынудить государство увеличить его размер в пять, а то и в десять раз. Современный экономический потенциал Тайваня позволяет осуществить такую программу в весьма короткие строки без существенного ущерба для динамичного развития экономики, прирост которой в этом году ожидается на уровне 8,5%. При этом также следует учитывать мобилизационные возможности китайской государственной системы, благодаря которым Китай в начале 60-х годов создал ядерное оружие при экономическом потенциале на порядок меньшем, чем теперь.
Совершенно очевидно, что США в полной мере учитывают эти возможности Китая, и поэтому ядерное сдерживание в отношении Китая, возможно, уже в настоящее время становится высшим приоритетом в американской ядерной политике. Тем более что высокие темпы развития китайской экономики требуют все больше и больше энергетических и сырьевых ресурсов, которые страна уже не сможет обеспечить за счет внутренних запасов. В такой ситуации Тайвань объективно вынужден вступить в жесткую конкурентную борьбу, прежде всего с Соединенными Штатами, за внешние возможности получения этих ресурсов. Моральный стимул и моральное оправдание Китай, очевидно, может иметь из того, что США с двадцатой частью населения Земли потребляют до 40% мировых энергетических ресурсов, в то время как страна с пятой частью земного населения не имеет их в достаточном количестве. Следовательно, конфронтация между Китаем и США, и именно в экономической сфере, будет только нарастать. Это, в свою очередь, грозит военным противостоянием и соответственно невозможностью какой-либо альтернативы политике ядерного сдерживания двух стран.
Таким образом, современные реалии ядерного сдерживания не только имеют прямую линию взаимозависимости Россия-США, но уже трансформировались в плоскостную конструкцию в виде треугольника, вершинами в котором стали Россия, США и Китай. Такая "метаморфоза ядерного сдерживания" вскользь отмечена в статье Варфоломея Коробушина с аналогичным названием ("НВО" # 14, 2005). Следовательно, любые изменения в ядерной политике пар Россия-США, Россия-Китай, США-Китай не могут осуществляться произвольно, что практически означает "консервирование" существующей модели ядерного сдерживания, в том числе и по линии Россия-США.
ЛУЧ СВЕТА В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ
Не вдаваясь в анализ положений доклада Сергея Рогова с соавторами, что достаточно полно сделано Владимиром Белоусом ("НВО" # 13, 2005), следует подчеркнуть следующее. США не пойдут далее на какие-либо, даже временные, материальные соглашения с Россией в части снижения сдерживающего потенциала своих стратегических ядерных сил (СЯС), поскольку со всей очевидностью имеет место тенденция нарастания противостояния Америки и Китая. Это обусловлено прежде всего неопределенностью для США дислокации и истинного состояния китайских СЯС. Это обстоятельство ставит перед американским военно-политическим руководством "головоломную" задачу в выборе эффективной стратегии ядерного сдерживания Китая. Возможно, в этой ситуации Америка будет усиливать акцент на НПРО при сохранении оперативно развернутого ядерного ударного потенциала на уровне Московского договора о СНП. Но усиление роли НПРО стратегии ядерного сдерживания США влечет за собой ответную реакцию Китая в виде значительного наращивания своего ядерного потенциала ответного удара.
При таком развитии ситуации "лучом света в конце тоннеля" ядерного сдерживания могла бы стать посредническая роль России в достижении сколько-нибудь значимых мер доверия между Америкой и Китаем по этой проблеме. Для осуществления позитивной посреднической роли у России есть значительный потенциал, поскольку она как с Соединенными Штатами, так и с Китаем имеет достаточно развитые партнерские отношения.
О том, что в Китае общественное мнение при определенных условиях настроено на диалог с США в разрешении дилеммы ядерного сдерживания, свидетельствуют результаты опроса 60 официальных правительственных лиц, экспертов по контролю над вооружениями, офицеров и журналистов. Опрос, проведенный старшим аналитиком американского Института публичной политики Томпкинсом, резюмирует: "США имеют возможность уяснить позицию Китая, изменив свою собственную риторику. Для большинства в Китае совершенно ясно, что американская система ПРО будет оказывать враждебное влияние на китайские ядерные силы, несмотря на американские заверения в том, что эта система не направлена против них. Подтверждение Америкой того, что ПРО может нейтрализовать китайское сдерживание и существенным образом повлиять на принятие Китаем решений в области ядерного оружия, может сделать возможным искренний стратегический диалог двух стран. Это, в свою очередь, могло бы обеспечить для США большее понимание китайских целей модернизации".
Очевидно, что на фоне таких настроений китайской стороны посредническая миссия России могла бы стать достаточно продуктивной. Кроме того, такая инициатива российской стороны будет самым активным образом поддержана международным сообществом, что, в свою очередь, одновременно повысит ее международный авторитет.
http://nvo.ng.ru/concepts/2005-04-22/1_paradoks.html