Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Китайское ядерное оружие и ядерное сдерживание  (Прочитано 2525 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Valandil

  • Гость
ПАРАДОКСЫ ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ
США обеспокоены китайским ядерным оружием не меньше, чем российским

Игорь Бочаров

Как следует из мартовских и апрельских публикаций "НВО", дискуссия вокруг доклада директора института США и Канады РАН (ИСКРАН) Сергея Рогова и сотрудников института Виктора Есина и Павла Золотарева по проблемам ядерной политики России и США ("НВО" # 24, 2004) набирает все большие обороты. Вполне очевидно, что это в первую очередь обусловлено противоречивостью "партнерских" отношений между двумя странами по целому ряду вопросов в экономической, политической и военной областях.

Наиболее одиозное положение наблюдается в военно-политической области ядерной политики двух государств. Попытка внести хоть какую-нибудь ясность в "ядерные" отношения России и Америки как раз и была предпринята авторами упомянутого доклада, причем на профессиональном уровне, в полной мере адекватном их знаниям и широкому спектру должностного опыта в сфере не только современных российско-американских отношений, но и отношений США и бывшего СССР.

Действительно, с точки зрения рационального подхода достаточно трудно объяснить то обстоятельство, что по прошествии более полутора десятка лет после окончания холодной войны, а затем и последовавшего распада СССР ядерное сдерживание держав осуществляется практически в полном объеме. И это наряду с постоянными взаимными заявлениями о партнерстве в межгосударственных отношениях, о почти союзнических отношениях по многим аспектам борьбы с международным терроризмом.

Так что стремление выяснить причины такого положения и обсудить пути хотя бы частичного разрешения этой дилеммы, безусловно, актуально не только в свете российско-американских отношений, но и с точки зрения укрепления международной стабильности.

ЯДЕРНЫЙ КИТАЙ

В этом отношении следовало бы обратить внимание на такую реалию современной геостратегической обстановки, как выход на "ядерную сцену" - в качестве персонажа в пьесе под названием "Ядерное сдерживание" - Китая. В качестве свидетельства можно отметить составленный администрацией президента Буша в "Обзоре положения ядерных сил", в котором говорится следующее. "В результате сочетания спокойно развивающихся китайских стратегических объектов и непрерывной модернизации китайских ядерных и обычных сил Китай становится страной, которая может быть включена в ближайшую или потенциальную возможную угрозу. Россия помимо США обладает внушительными ядерными силами и значительными, но менее впечатляющими обычными силами. …Как результат [ядерный удар], включение неопределенности России, вероятно, не исключается". Таким образом, в сферу ядерного сдерживания со стороны США оказывается включена не только Россия, но и Китай.

Естественно возникает вопрос - а представляет ли уже теперь существующий ядерный потенциал Китая угрозу для США?

По данным американского Центра оборонной информации, на настоящий момент ядерный арсенал Китая включает порядка 250 стратегических ядерных боеголовок (ЯБГ) мощностью от трех до пяти мегатонн и дальностью полета от 2800 км до 13 тыс. км. Тактический арсенал оценивается в 120 ЯБГ. Правда, эти оценки являются сугубо ориентировочными, поскольку более точных, а тем более официальных, данных нет.

Китай развернул порядка 20 жидкостных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) DF-5s и DF-5As с максимальной дальностью 13 тыс. км, т.е. ракет, достигающих Гавайских островов и континентальной части США. Наиболее современная мобильная твердотопливная МБР DF-31 дальностью в 8 тыс. км находится в стадии развертывания. Одновременно ведутся работы по модернизации этой ракеты (DF-31/A), цель которых - довести ее дальность до 12 тыс. км. Предполагается, что к 2015 году арсенал DF-31/A возрастет до 75-100 таких ракет. Таким образом, Китай уже располагает способностью простреливать значительную часть поверхности Северного полушария.

А это значит, что осуществляется качественная модернизация китайского стратегического арсенала путем замены жидкостных МБР мобильными твердотопливными.

В разведывательных кругах США полагают, что Китай уже давно обладает способностью производить разделяющиеся головные части (РГЧ) с ЯБГ индивидуального наведения, но пока не сделал выбор в пользу РГЧ. При изменении решения в пользу РГЧ их производство может быть налажено в течение всего лишь нескольких лет. Развертывание Соединенными Штатами системы национальной противоракетной обороны (НПРО) может ускорить принятие такого решения китайской стороной или же приведет к конструированию более скоростных одиночных ЯБГ.

Также отмечается, что продолжаются усилия по созданию морской компоненты китайских ядерных сил, но технические трудности ограничивают прогресс в этом направлении. В настоящее время Китай имеет одну подводную лодку (ПЛ) "Хиа" с ядерной силовой установкой, вооруженной 12 ракетами "Юланг" с дальностью, в несколько раз превышающей тысячу километров. Также составлен долголетний план строительства от четырех до семи новых ПЛАРБ, способных нести по 16 БРПЛ "Юланг" межконтинентальной дальности. Правда, ни субмарины, ни ракеты для них, вероятно, не будут развернуты в течение еще многих лет. В то же время некоторое время тому назад стала известна информация о том, что Китай заполучил документацию по технологии самой совершенной американской ЯБГ W88, устанавливаемой в РГЧ БРПЛ "Трайдент-D5".

               

               

Valandil

  • Гость
ПРОТИВОЦЕННОСТНЫЙ ОТВЕТНЫЙ УДАР

Очевидно, что ядерный потенциал Китая значительно слабее американского, но некоторые аналитики полагают, что ситуация может измениться, если будет проводиться политика угроз со стороны США материковому Китаю в связи с проблемой Тайваня. Эксперты по отношениям между США и Китаем полагают, что развертывание американской НПРО поощряет Китай не только пересмотреть его подход к ядерному оружию, потенциально способствует снижению заинтересованности в международных соглашениях по контролю над вооружениями, но даже инициирует рост вооружений.

Современная китайская ядерная доктрина сдерживания, представленная сравнительно небольшим размером ядерных сил, базируется на концепции ответного противоценностного удара, то есть разрушения городов противника. По мнению руководства Китая, такое положение дел способствует отказу любого американского президента от попытки нанести ядерный удар по этому восточному государству. Характеристики ядерного оружия на китайских стратегических носителях - моноблочные боеголовки мегатонного класса до пяти мегатонн - логично подтверждают доктрину "противоценностного" ответного удара.

Однако при "умеренном наращивании" Китаем своего ядерного потенциала даже частично развернутая система НПРО может вынудить государство увеличить его размер в пять, а то и в десять раз. Современный экономический потенциал Тайваня позволяет осуществить такую программу в весьма короткие строки без существенного ущерба для динамичного развития экономики, прирост которой в этом году ожидается на уровне 8,5%. При этом также следует учитывать мобилизационные возможности китайской государственной системы, благодаря которым Китай в начале 60-х годов создал ядерное оружие при экономическом потенциале на порядок меньшем, чем теперь.

Совершенно очевидно, что США в полной мере учитывают эти возможности Китая, и поэтому ядерное сдерживание в отношении Китая, возможно, уже в настоящее время становится высшим приоритетом в американской ядерной политике. Тем более что высокие темпы развития китайской экономики требуют все больше и больше энергетических и сырьевых ресурсов, которые страна уже не сможет обеспечить за счет внутренних запасов. В такой ситуации Тайвань объективно вынужден вступить в жесткую конкурентную борьбу, прежде всего с Соединенными Штатами, за внешние возможности получения этих ресурсов. Моральный стимул и моральное оправдание Китай, очевидно, может иметь из того, что США с двадцатой частью населения Земли потребляют до 40% мировых энергетических ресурсов, в то время как страна с пятой частью земного населения не имеет их в достаточном количестве. Следовательно, конфронтация между Китаем и США, и именно в экономической сфере, будет только нарастать. Это, в свою очередь, грозит военным противостоянием и соответственно невозможностью какой-либо альтернативы политике ядерного сдерживания двух стран.

Таким образом, современные реалии ядерного сдерживания не только имеют прямую линию взаимозависимости Россия-США, но уже трансформировались в плоскостную конструкцию в виде треугольника, вершинами в котором стали Россия, США и Китай. Такая "метаморфоза ядерного сдерживания" вскользь отмечена в статье Варфоломея Коробушина с аналогичным названием ("НВО" # 14, 2005). Следовательно, любые изменения в ядерной политике пар Россия-США, Россия-Китай, США-Китай не могут осуществляться произвольно, что практически означает "консервирование" существующей модели ядерного сдерживания, в том числе и по линии Россия-США.

ЛУЧ СВЕТА В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

Не вдаваясь в анализ положений доклада Сергея Рогова с соавторами, что достаточно полно сделано Владимиром Белоусом ("НВО" # 13, 2005), следует подчеркнуть следующее. США не пойдут далее на какие-либо, даже временные, материальные соглашения с Россией в части снижения сдерживающего потенциала своих стратегических ядерных сил (СЯС), поскольку со всей очевидностью имеет место тенденция нарастания противостояния Америки и Китая. Это обусловлено прежде всего неопределенностью для США дислокации и истинного состояния китайских СЯС. Это обстоятельство ставит перед американским военно-политическим руководством "головоломную" задачу в выборе эффективной стратегии ядерного сдерживания Китая. Возможно, в этой ситуации Америка будет усиливать акцент на НПРО при сохранении оперативно развернутого ядерного ударного потенциала на уровне Московского договора о СНП. Но усиление роли НПРО стратегии ядерного сдерживания США влечет за собой ответную реакцию Китая в виде значительного наращивания своего ядерного потенциала ответного удара.

При таком развитии ситуации "лучом света в конце тоннеля" ядерного сдерживания могла бы стать посредническая роль России в достижении сколько-нибудь значимых мер доверия между Америкой и Китаем по этой проблеме. Для осуществления позитивной посреднической роли у России есть значительный потенциал, поскольку она как с Соединенными Штатами, так и с Китаем имеет достаточно развитые партнерские отношения.

О том, что в Китае общественное мнение при определенных условиях настроено на диалог с США в разрешении дилеммы ядерного сдерживания, свидетельствуют результаты опроса 60 официальных правительственных лиц, экспертов по контролю над вооружениями, офицеров и журналистов. Опрос, проведенный старшим аналитиком американского Института публичной политики Томпкинсом, резюмирует: "США имеют возможность уяснить позицию Китая, изменив свою собственную риторику. Для большинства в Китае совершенно ясно, что американская система ПРО будет оказывать враждебное влияние на китайские ядерные силы, несмотря на американские заверения в том, что эта система не направлена против них. Подтверждение Америкой того, что ПРО может нейтрализовать китайское сдерживание и существенным образом повлиять на принятие Китаем решений в области ядерного оружия, может сделать возможным искренний стратегический диалог двух стран. Это, в свою очередь, могло бы обеспечить для США большее понимание китайских целей модернизации".

Очевидно, что на фоне таких настроений китайской стороны посредническая миссия России могла бы стать достаточно продуктивной. Кроме того, такая инициатива российской стороны будет самым активным образом поддержана международным сообществом, что, в свою очередь, одновременно повысит ее международный авторитет.

http://nvo.ng.ru/concepts/2005-04-22/1_paradoks.html


               

               

Эотан

  • Гость
Интересно, а долго ли протянет США после удачного ядерного удара по Китаю? Ядерная зима для всех нас будет общей могилой. И я не думаю, что в Китае на этот счет заблуждаются.